Почему вам все-таки стоит посмотреть экранизацию «Щегла»

Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло нашла три причины сходить в кинотеатр на разгромленного критиками «Щегла».
Почему вам всетаки стоит посмотреть экранизацию «Щегла»

Пожалуй, никогда еще столь любимый кинообозревателями расхожий штамп не был так актуален, но экранизация одного из самых громких романов 21-го века действительно разделила мир на два лагеря: тех, кому фильм категорически не понравился, и тех, кто остался в целом доволен увиденным. Правда, судя по кассовым сборам, сторонников у фильма оказалось не очень много.

Тем не менее драму «Щегол» все же стоит посмотреть как минимум по трем причинам.

Начну с того, что в основу сюжета лег мощный литературный первоисточник: за роман «Щегол» Донна Тартт в 2013 году получила свою первую Пулитцеровскую премию, это произведение мгновенно стало литературной сенсацией и продержалось в списке бестселлеров New York Times 30 недель. Но так вышло, что у писательницы не оказалось права ни работать над сценарием, ни вносить коррективы, ни даже стать одним из продюсеров проекта. После чего она рассталась с агентом, представлявшим ее без малого тридцать лет, несмотря на колоссально высокую сумму контракта, который ей удалось подписать с киностудией.

Написание сценария доверили номинанту на «Оскар» британскому драматургу Питеру Строхану, который годом ранее адаптировал для студии Universal Pictures роман Ю Несбе «Снеговик» (с Майклом Фассбендером в главной роли). Но даже простая арифметика позволит догадаться, что написать сценарий для экранизации «Щегла», в котором 784 страницы, значительно сложнее, нежели для 438-страничного «Снеговика», — при том, что «Щегол» всего на 30 минут дольше предыдущей работы Строхана. Тем не менее, мне кажется, со своей задачей сценарист справился отлично, по крайней мере не потеряв ни одного героя и сохранив все события романа. Одним из главных недостатков фильма называют его монотонность, но у меня невольно возникает вопрос: неужели роман правда показался кому-то динамичным? Конечно, если бы вместо фильма с хронометражем 2:29 сняли мини-сериал, уверена, экранизация получилась бы более близкой к оригиналу. Но тогда она могла бы претендовать только на «Золотой глобус», а дорога на «Оскар» ей была бы закрыта. Время покажет, оправдаются ли эти ожидания, но, как мне кажется, фильм получил бы более тёплый приём, позиционируйся он как история по мотивам романа, а не прямая экранизация. Честно признаться, мне было жаль, что я смотрела фильм не с чистого листа. Он бы понравился мне еще больше, будь я в абсолютном неведении относительно того, как будет развиваться сюжет.

В режиссёрском кресле «Щегла» — Джон Краули, последней работой которого была драма «Бруклин» с Сиршей Ронан, номинированная на «Оскар» в 2016 году. К слову, «Бруклин» также был громкой экранизацией: одноименный роман ирландца Колма Тойбина в 2009 году попал в лонг-лист Букеровской премии, так что выбор режиссёра явно не был сугубо творческим решением. За операторскую работу отвечает обладатель «Оскара» за «Бегущего по лезвию 2049» Роджер Дикинс, который был номинирован на «Оскар» 14 раз, начиная с «Побега из Шоушенка» в 1995 году, и работал практически со всеми знаковыми режиссёрами, включая Мартина Скорсезе, Сэма Мендеса, братьев Коэнов и Дени Вильнева. 70-летний Роджер Дикинс снимает по фильму каждый год, и «Щегол» действительно может похвастаться фантастически красивой картинкой. Начиная с вечернего Амстердама и заканчивая окраинами Лас-Вегаса (особенно на контрасте с Лас-Вегасом из «Бегущего по лезвию» Дени Вильнева), не говоря уже о Нью-Йорке, который и сам по себе невероятно кинематографичен, — планы очень тонко передают состояние главного героя и контекст, в который он попадает. И, конечно, то, как камера виртуозно работает с картинами и другими предметами искусства, — уже причина для просмотра.

Наконец, пойти на «Щегла» стоит ради актерского состава. Самый большой сюрприз – это Сара Полсон, сыгравшая несостоявшуюся мачеху главного героя. И правда, такой мы обладательницу «Золотого глобуса» еще не видели. По признанию актрисы, она всегда хотела сыграть именно Ксандру, но мало кто верил в такое невероятное перевоплощение из «девушки с причёской пуделя», как актриса назвала свою героиню из «Американской истории преступлений».

Почти все актёры, сыгравшие героев в детстве, отлично играют. Особенно Финн Вулфард из сиквела ужастика «Оно» и сериала Netflix «Очень странные дела». Он играет Бориса, друга детства главного героя с украинскими корнями, и могу сказать, что впервые мне понравилось, как звучит восточноевропейский акцент. Уверена, что этого 16-летнего актера ждет большое будущее, настолько точно ему удалось вжиться в героя. К сожалению, Айнарин Барнард, сыгравший Бориса во взрослом возрасте, куда менее харизматичен, но переиграть Финна Вулфарда, кажется, нереально.

Роль взрослого Теодора Деккера, главного героя фильма, играет номинант на «Золотой глобус» Энсел Элгорт, сын фэшн-фотографа Артура Элгорта, одноклассник Тимоти Шаламе по актерской школе в Нью-Йорке и лицо аромата Polo Red Rush by Ralph Lauren. К слову, следующим фильмом актёра будет экранизация «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга, так что на красных дорожках «Золотого глобуса» и «Оскара» мы его увидим, если не в этом, то уж точно в следующем сезоне наград, несмотря на лавину негатива, обрушившегося на актёра после «Щегла» (дескать, нет в нем драмы). Опять же, Энсел Элгорт, мне кажется, отлично справился со своей ролью: его Тео Деккер уже давно научился справляться с горем — в отличие от маленького Тео (которого потрясающе сыграл 14-летний Оукс Фигли), только что потерявшего маму и винившего в этом себя.

Не меньше критических замечаний вызвала и Николь Кидман, сыгравшая маму друга главного героя, которая забрала его к себе после того, как он остался совершенно один. Мне же, напротив, показалось, что выбор именно этой обладательницы «Оскара» на роль миссис Барбур был единственно верным.

Отца Тео сыграл Люк Уилсон, прекрасно попавший в своего героя и своим безразличием к сыну лишь оттенивший антиквара Хоби, заменившего Тео родного отца. Его сыграл обладатель «Золотого глобуса» Джеффри Райт.

Отличный контраст и между двумя главными женскими персонажами – невестой Тео (Уилла Фицджеральд) и его первой любовью (Эшли Каммингс), причем для обеих актрис «Щегол» – дебют в большом кино.

Повторюсь, мне всегда казалось, что оценивать экранизацию, сравнивая ее с литературным первоисточником, бессмысленно, ведь сравнивать приходится свои эмоции после прочтения книги с авторским взглядом на фильм. В случае с «Щеглом» могу сказать точно, что послевкусие, оставленное фильмом, окажется ничуть не слабее эффекта, оставленного книгой, если, конечно, роман вам понравился. Но больше всех повезет тем, кто романа до сих пор не читал. Как остроумно пошутила моя приятельница, экранизация «Щегла» прекрасна хотя бы тем, что после неё хочется прочесть первоисточник и основательно во всем разобраться.

Фото: архив пресс-служб