Почему вам стоит посмотреть новый фильм о Рудольфе Нурееве

Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло вернулась с просмотра картины «Нуреев. Белый ворон» и объясняет, зачем вам тоже срочно нужно купить билет в кино.
Почему вам стоит посмотреть новый фильм о Рудольфе Нурееве

Честно признаюсь, я посмотрела этот фильм благодаря приглашению на спецпоказ, от которого не могла отказаться. Но вот уже пару дней меня не покидает ощущение, что — сложись обстоятельства иначе — было бы жаль пропустить этот фильм.

«Нуреев. Белый ворон» – третий режиссёрский проект неоднократного номинанта на «Оскар» и «Золотой глобус» Рэйфа Файнса после «Кориолана» и «Невидимой женщины». Для этого актера, давно попавшего в высшую лигу Голливуда (к слову, он снова сыграет Гарета Мэллори в фильме о Джеймсе Бонде, который выйдет в следующем году), независимое кино, как и русская культура, всегда много значили. И в своём третьем фильме он изучает одну из главных и противоречивых звёзд ХХ века – Рудольфа Нуреева, причём, снимает отнюдь не линейный байопик. Для меня фигура Нуреева всегда представляла особый интерес: история его «побега на Запад» и «прыжка в свободу» была очень громкой на протяжении многих лет. Но рассказать о ней, в принципе, удавалось лишь в формате документального кино, и мне было очень любопытно, как же с ней справятся создатели проекта.

Сценарий «Нуреева» принадлежит перу англичанина Дэвида Хэа, обладателя номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус» за сценарии «Часов» с Николь Кидман и «Чтеца» с Кейт Уинслет и Рэйфом Файнсом, и по сути основан на книге бывшей балерины, ставшей блестящим балетным критиком, Джули Кавэна «Рудольф Нуреев. Жизнь». Кстати, это Джули Кавэна в 2016 году спродюсировала документальный фильм «Танцовщик» о не менее противоречивом артисте балета — Сергее Полунине. Полунин, к слову, в фильме о Нурееве играет его друга, и поклонникам его хореографического таланта будет на что посмотреть: в фильме достаточно много балетных эпизодов.

Роль Нуреева сыграл 22-летний Олег Ивенко, для которого этот фильм стал дебютом в кино. Олег – солист балета театра в Казани, и Рэйф Файнс лично занимался с ним актёрским мастерством, чтобы подготовить к этой роли. Эта работа оказалась не напрасной. Я была ещё ребёнком, когда Рудольф Нуреев приезжал в Казань в 1992 году, я тогда жила там и мне повезло его увидеть. Должна сказать, что, несмотря на отсутствие актерского опыта и не самое очевидное внешнее сходство с Нуреевым, Олегу Ивенко удалось передать энергетику «летающего татарина». Забавно, но, получив приглашение на кастинг в новом фильме Файнса, он подумал, что это спам, и удалил. И принял это приглашение, лишь когда ему позвонил кастинг-директор проекта. И, конечно, танцует он великолепно, ценители балета вряд ли останутся равнодушными.

Одного из близких друзей Нуреева играет звезда немецкого сериала «Тьма» Луис Хоффман. Клару Сент, парижскую подругу Нуреева, играет Адель Экзаркопулос, получившая премию Chopard как лучшая молодая актриса за фильм «Жизнь Адель».

Рэйф Файнс, несмотря на нежелание играть в своём фильме (по его словам, он согласился лишь под давлением продюсеров), очередной раз доказывает, что он действительно большой актёр. Он играет Александра Ивановича, наставника Нуреева, жену которого изобразила Чулпан Хаматова. Равшана Куркова сыграла мать Нуреева, и, на мой взгляд, отлично справилась с этой драматичной ролью, хотя произносит всего лишь несколько фраз за весь фильм.

Возвращаясь к сюжету «Нуреева», скажу, что по сути весь фильм не столько даже о биографии этого гениального артиста балета, хотя в нем достаточно флэшбэков, с помощью которых воссоздаётся и жизнь Нуреева, и его характер, сколько о тех пяти неделях гастролей, которые и подтолкнули Нуреева к самому драматичному шагу в его судьбе. И насколько медленным фильм кажется в первой половине, настолько же мощным оказывается его финал. Файнсу мастерски удалось создать то, ради чего я бы и рекомендовала посмотреть его новый фильм: он настолько тонко миксует события в Париже и предшествующие им ленинградские будни Нуреева с его детскими воспоминаниями, что становится абсолютно понятно, почему он сделал шаг, за который ему пришлось заплатить дорогую цену. Пять недель зарубежных гастролей, которые стали для Нуреева первой поездкой в Париж (а не влюбиться в майский Париж невозможно), искреннее восхищение им парижскими зрителями, новые знакомства и, безусловно, та свобода и лёгкость в отношениях между людьми, которые Нуреев не мог не почувствовать, сделали своё дело. Сцена в парижском аэропорту, когда Нурееву не дают улететь в Лондон для продолжения гастролей, а предлагают пройти на посадку на рейс в Москву, и все, что за этим последовало, превратила местами меланхоличный байопик в триллер-драму, по накалу страстей не уступающую оскароносной «Операции Арго» Бена Аффлека, и по сути именно из-за неё фильм и стоит посмотреть.

Фото: Архив пресс службы