Почему вам обязательно стоит посмотреть фильм «Достать ножи»

28 ноября на российские экраны вышла детективная комедия режиссера Райана Джонсона, снять которую он мечтал больше десяти лет. Подробнее о ней рассказывает наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло.
«Достать ножи» почему вам обязательно стоит посмотреть фильм

У релиза детективной комедии «Достать ножи» отличная дата. В США его начали показывать на второй неделе «Холодного сердца-2», в России — одновременно с ним. Таким образом, у сиквела самого кассового мультфильма в истории мирового кинопроката была возможность поставить новые рекорды бокс-офиса, а у родителей, сопровождающих юных зрителей, — шанс немного выдохнуть. «Холодное сердце-2», конечно, обязательно к просмотру всем, но если вдруг по каким-то причинам вы не сильно любите мультфильмы и мюзиклы, смело берите билет в соседний зал, где крутят новинку Джонсона.

Признаюсь, самым правильным решением перед походом на «Достать ножи» было бы вообще ничего о нем не читать, не считая списка актеров. Но если вы не из тех, кто любит смотреть кино «с чистого листа», расскажу, почему же именно этот фильм заслуживает вашего внимания.

Итак, «Достать ножи» — это долгожданный для самого режиссера проект, разработкой которого он занимался в течение последней декады. За эти годы он успел поработать над сериалом «Во все тяжкие» и снять «Петлю времени» с Брюсом Уиллисом и Эмили Блант, а также восьмой эпизод космической саги «Звездные войны: последние джедаи». Как и на всех своих полнометражных проектах, над сценарием «Достать ножи» Райан Джонсон работал сам. В итоге получился отличный детектив, который ровно в середине превращается из фильма категории whodunnit? (то есть детектива-расследования) в историю из разряда how to get away from murder? (историю о том, как замести следы). И несмотря на то, что практически через час после начала становится известно, кто убийца, скучать до самого финала не придется. Короткий пересказ без спойлеров: на 85-летие известного автора детективов съезжаются его многочисленные домочадцы, а поутру его находят бездыханным с перерезанным горлом. Чтобы решить, убийство это или суицид, в доме, помимо полиции, появляется частный детектив, который и сам не понимает, кто его нанял для этого расследования. Его зовут Бенуа Блан. Cначала он молча наблюдает за тем, как происходит перекрестный допрос всех, кто был в доме в ту ночь, а затем сам начинает беседовать с каждым из членов этой семьи. Казалось бы, ничего оригинального, таких детективов, более или менее успешных, было великое множество.

Тем не менее «Достать ножи» сможет вас приятно удивить, как минимум своим актерским составом. Главу семьи играет обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» Кристофер Пламмер. Среди членов его экранной семьи — обладательница двух «Золотых глобусов» и бессменная звезда «Хеллоуина» Джейми Ли Кертис, номинант и на «Оскар», и на «Золотой глобус» Майкл Шеннон, обладатель «Золотого глобуса» и по совместительству папа Дакоты Джонсон Дон Джонсон, обладательница «Золотого глобуса» Тони Коллетт, Капитан Америка Крис Эванс и номинантка на «Золотой глобус» за роль в «13 причин почему» Кэтрин Лэнгфорд. Медсестру и одновременно главную конфидентку играет Ана де Армас из «Бегущего по лезвию 2049».

Роль частного детектива досталась Дэниелу Крэйгу, который в этот раз как никогда далек от образа Джеймса Бонда, с которым мы его неизбежно связываем последние 13 лет с момента выхода «Казино Рояль». Что любопытно, следующим фильмом Крэйга станет новая часть саги об агенте 007 «Не время умирать», в котором также появится и Ана де Армас. Так что запомните этот дуэт — скоро у нас будет возможность наблюдать его вновь, но уже в других декорациях.

После мировой премьеры «Достать ножи» на фестивале в Торонто многие критики успели отнести его к неонуару. Мне же показалось, что Райан Джонсон очень смело экспериментирует с жанрами, жонглируя ими на протяжении всей ленты. Это одновременно и олдскульный детектив, и комедия, и социальная драма, и жесткая сатира. Не ошибусь, если предположу, что Райан Джонсон вдохновлялся фильмами Хичкока: почти сразу он дает зрителю возможность догадаться, кто убийца, но снимает своих персонажей настолько увлекательно, что вопрос расследования уходит на второй план. И тут на помощь ему приходит оператор Стив Йедлин, с которым Джонсон работает практически на каждом из своих проектов.

Отдельное удовольствие наблюдать за Дэниелом Крэйгом. В одном из своих интервью он признался, что будучи ребенком, обожал детективы и вырос на экранизациях романов Агаты Кристи. Он шутит, что позаимствовал что-то у каждого из известных сыщиков в кино, даже у миссис Марпл. То, как он это переносит на экран, нужно обязательно видеть, и желательно в оригинале, чтобы услышать его акцент. Не меньше удивит зрителя и Крис Эванс, которого уже сложно отделить от образа Капитана Америки, несмотря на то, что он снимается не только в «Мстителях».

Интересно, что «Достать ножи» сложно сравнить с каким-то из проектов, выходивших в кино в последние годы, но у меня не выходит из головы параллель с режиссерским дебютом Джордана Пила «Прочь», ставшим главным кассовым сюрпризом 2017 года. Возможно, дело в том, что и Пил, и Джонсон работают с достаточно избитыми жанрами (один берется за хоррор, другой за детектив), но и тому, и другому достаточно молодому режиссеру удается создать яркий оригинальный фильм (не экранизацию и не сиквел) с сильным социальным сообщением, закамуфлированным под комедию. Райан Джонсон, в частности, делает это так филигранно, что «Достать ножи» абсолютно одинаково могут понравиться как любителям легких комедий, так и тем, кому нравится поразмышлять о фильме еще какое-то время после финальных титров.

Фото: Архив пресс-службы