Сегодня ночью на «Оскаре» в номинации «Лучший режиссер» встретятся пятеро мужчин: Мартин Скорсезе, Тодд Филлипс, Сэм Мендес, Квентин Тарантино и Пон Джун-хо. Никогда такого не было, и вот опять.
Игнорирование женщин-режиссеров — один из самых ярких сюжетов этого наградного сезона. До «Оскара» тем же путем успели сходить «Золотой глобус», BAFTA и даже, например, Satellite Awards (премия «Спутник», присуждаемая Международной пресс-академией, — антагонист «Глобуса»).
И дело не в «невключении» самом по себе, уж поверьте. За девяносто с лишним лет существования «Оскара» барышни пробирались в категорию «Лучший режиссер» всего пять раз, и только один раз женщине — Кэтрин Бигелоу — удалось победить. Голливудская ассоциация иностранной прессы за почти восемьдесят лет номинировала на «Золотой глобус» лишь пять женщин-режиссеров (Стрейзанд и Бигелоу, правда, по два раза). Не привыкать!
Дело в контексте: 2019-й действительно был очень хорошим годом для кинематографисток. Они громко заявляли о себе на фестивалях, их фильмы становились предметами бурных дискуссий. И если кто-то убеждает вас — как это бывало в прошлые годы! — что академики, может, и рады были бы номинировать женщин-режиссеров, да вот только выбирать не из кого, не ведитесь. Выбор есть — и какой! Грета Гервиг («Маленькие женщины»). Лулу Ванг («Прощание»). Лорин Скафария («Стриптизерши»). Мелина Мацукас («Квин и Слим»). Мэриэль Хеллер («Прекрасный день по соседству»). Альма Харель («Лапочка»). Оливия Уайлд («Образование»). Чинонье Чукву («Помилование»). Кейси Леммонс («Гарриэт»). Ваад Аль-Катиб («Для Самы»). Мати Диоп («Атлантика»). Селин Сьямма («Портрет девушки в огне»). А еще кажется символичным, что Аньес Варда — одна из пионеров женского кино — все-таки успела закончить свой документальный автопортрет «Варда глазами Аньес», который в итоге увидел свет уже после смерти режиссера.
Хотя понять киноакадемиков, конечно, можно. Забудем про гендерную предвзятость и сделаем вид, что в Голливуде никогда не существовало деления на первый и второй пол. Нет-нет! Просто, когда у тебя есть в «лайнапе» Скорсезе и Тарантино, ты номинируешь Скорсезе и Тарантино. Сэм Мендес — человек, который первым же своим фильмом выбил пять «Оскаров» — снял на этот раз «1917», war epic с таким количеством технических примочек, что не включить его было бы просто оскорбительно. Тодд Филлипс, видимо, влетел в этот список на крылатом венецианском льве. Да и вообще, его «Джокер» собрал в прокате миллиард — как против такого попрешь? И Пон Джун-хо в список попал заслуженно.
Правда, если киноакадемики кормят самих себя «завтраками» и обещают исправиться в будущем, спешим их разочаровать. На смену Скорсезе, Тарантино и Мендесу в следующем году придут Стивен Спилберг, Уэс Андерсон и Кристофер Нолан. Еще через год, возможно, номинации оккупирует Джеймс Кэмерон. А когда эти бравые белые парни перестанут состязаться, до уровня мэтров и прижизненных классиков успеют дорасти Дэмьен Шазелл, Дени Вильнев и Йоргос Лантимос. И шансы женщин-режиссеров на признание выше не станут.
Разумеется, кто-то сейчас возмутится: ну как можно сравнивать камерные драмы Ванг, Харель и Хеллер с глыбами вроде «1917» и «Ирландца», где техническая составляющая едва ли не важнее драматургической? Попробуй-ка срежиссировать войну! Это тебе не семейные посиделки за столом с дим-самами.
Все так. В плане размаха — финансового и, как следствие, технического — сравнивать их действительно не стоит. Как правило, женские ленты — независимые, со скромными бюджетами, которые вымаливаются годами или собираются буквально с миру по нитке. Судите сами: «Образование» Оливии Уайлд снят за 6 миллионов долларов, «Лапочка» Альмы Харель — за 3 с половиной, «Прощание» Лулу Ванг — за 3. Чуть больше финансовой поддержки получили «Прекрасный день по соседству» (25 млн), «Стриптизерши» (20 млн), «Квин и Слим» (около 20 млн) и «Гарриэт» (17 млн). Для сравнения: бюджет «1917» — 100 миллионов, «Ирландца» — 159 миллионов (да, он дороже, чем все вышеперечисленные женские проекты вместе взятые). Тарантино выдали на постановку «Однажды… в Голливуде» больше 90. «Джокеру», по разным данным, от 55 до 70.
Особняком стоит разве что лента «Маленькие женщины» Греты Гервиг, получившая на реализацию 40 миллионов долларов. Но этой — впечатляющей по женским меркам и все еще довольно сдержанной по мужским — суммы не случилось бы, не сумей блондинка двумя годами ранее прорваться в оскаровские номинанты. Напоминаем: в 2016-м году Гервиг наняли поработать над сценарием «Маленьких женщин», и только под давлением успеха ее режиссерского дебюта «Леди Берд» продюсеры согласились усадить сценаристку в режиссерское кресло. «Оскар», в конце концов, — не только четырехкилограммовая статуэтка, подарочная корзина и вечеринка Vanity Fair. Это в первую очередь внимание. От зрителей, которые пойдут в кино или даже перелопатят всю фильмографию номинанта. И от студий, которые возьмут кудесников на карандаш.
Впрочем, в этот раз побороть академиков не удалось даже всесильной Гервиг (даром что ее «Маленькие женщины» — номинант в категории «Лучший фильм»). Но есть и хорошие новости: уже завтра все обнулится. И кто знает, может, в следующем году какой-нибудь очень талантливой кинематографистке все-таки повезет прорваться в мужской клуб. Или киноакадемики воспользуются предложением Альмы Харель и инициируют отдельную категорию для женщин-режиссеров — по примеру категорий актерских.
Ну а в наших с вами силах — само собой, если есть желание менять ситуацию — поддерживать кинематографисток рублем. Хорошие, крепкие сборы, может, и не подействуют на оскаровский комитет, зато убедят продюсеров выписать чек на съемки следующего фильма. Потому что, как верно подметила Лулу Ванг, чей фильм «Прощание» забрал главный приз на вчерашней Independent Spirit Awards (кажется, единственной в этом сезоне наградной церемонии, решившей поддержать барышень): «На самом деле все, что нужно женщинам-режиссерам, — это работа! Дайте им чертову работу! Дайте им деньги!»
Фото: Getty Images