«Он — самый известный человек, о котором никто ничего не слышал»: Юэн Макгрегор о «Холстоне»

15 мая на Netflix вышел мини-сериал «Холстон» о жизни одного из самых легендарных американских дизайнеров Рое Холстоне, роль которого блистательно сыграл обладатель «Золотого глобуса» Юэн Макгрегор. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло поговорила с актером о том, чем ему запомнится этот проект, о любви к мотоциклам, «Звездных войнах» и планах стать режиссером.
«Он — самый известный человек о котором никто ничего не слышал» Юэн Макгрегор о «Холстоне»

«Холстон» (Halston) — это новый продюсерский проект Райана Мерфи в рамках его сотрудничества со стримингом Netflix, который посвящен истории фантастического взлета дизайнера Роя Холстона, ставшего легендой американского модного Олимпа 1970-х — начала 1980-х годов, и не менее, на первый взгляд, фантастического его падения. Сценарий Райан Мерфи написал в тандеме со своим давним партнером Ианом Бреннером, с которым он работал над созданием сериалов «Политик», «Голливуд» и «Сестра Рэтчед» для стримингового гиганта. Но в отличие от этих проектов «Холстон» — это адаптация книги «Просто Холстон» (Simply Halston) Стивена Гэйнса, американского новелиста и одноклассника Мартина Скорсезе, посвятившего свою литературную карьеру Нью-Йорку и его культурным артефактам второй половины прошлого века. Итогом работы сценаристов стал лаконичный пятисерийный проект, каждый кадр которого в лучших традициях Райана Мерфи буквально завораживает с визуальной точки зрения.

Каждый из эпизодов можно смотреть как отдельный фильм об определенном этапе карьеры Холстона, сумевшего стать одним из главных дизайнеров своего времени, не застряв на этапе бутикового модельера, знаменитого своей шляпкой-таблеткой, в которой Жаклин Кеннеди появилась на инаугурации супруга в январе 1961 года. Холстон продолжал делать эти головные уборы для Bergdorg Goodman на Пятой авеню, но шли годы, и первая леди США (а вместе с ней и вся страна) перестала носить шляпки, чтобы не портить укладку. Рой начал создавать наряды, с которыми в 1973 году он поехал покорять Париж. За это время дизайнер успел подружиться с Лайзой Миннелли, только начинавшей тогда делать первые шаги на музыкальной сцене и всеми силами старавшейся избавиться от образа лишь дочери Джуди Гарланд (певицу не менее блистательно играет Криста Родригез, которая после «Холстона» наверняка станет большой звездой, а музыкальный номер, с которым она впервые появляется в кадре, надолго останется в воспоминаниях зрителей).

Именно она и открывала показ Холстона на так называемой «Битве за Версаль» 28 ноября 1973 года, переломившей ход модной истории, и принесла мировую известность пяти американским дизайнерам, которые были до тех пор успешны лишь на домашнем рынке в США. После этого триумфа у Роя появился многомиллионный инвестор, дизайнер открыл роскошный трехэтажный дом моды в Нью-Йорке, а в 1975 году выпустил именной аромат.

Но одновременно с ошеломительным успехом в его жизни появились бесконечные вечеринки в нью-йоркском клубе Studio 54, наркотики и алкоголь, но практически исчезли друзья, а личные отношения и вовсе вышли из-под контроля. В какой-то момент жизнь на таких скоростях сделала Холстона зависимым от запрещенных препаратов, которыми он пытался стимулировать свой творческий потенциал, и в итоге дизайнер заключил многомиллионный контракт на создание специальной линии для JCPenney — одной из крупнейших американских сетей магазинов одежды для среднего класса, чем подписал себе репутационный приговор, в то время как Ральф Лорен, начинавший вместе с Холстоном, и Кельвин Кляйн продолжали строить свои модные империи.

В финальном эпизоде Холстон не выдерживает разгромных рецензий на новую коллекцию одежды, к тому же инвестор, с которым у дизайнера сложились прекрасные отношения, выходит из бизнеса, и он вынужден столкнуться с новым корпоративным руководством, с которым не в силах смириться. В результате Рой покидает созданный им дом моды, причем по контракту, который он подписал в начале своего бизнес-пути, лишается всех прав на собственное имя. К счастью, его близкая подруга Марта Грэм — легендарный хореограф, одна из «великой четверки», придумавшая американский танец модерн, предлагает Холстону сделать костюмы для ее постановки «Персефоны» на музыку Стравинского. Это возвращает дизайнеру статус «императора моды», как он себя сам когда-то называл. Но на новый рывок в карьере у Холстона уже не остается сил, незадолго до этого он узнает, что ВИЧ-инфицирован. Тогда Рой решает провести остаток жизни в Калифорнии, где он и умер в 1990 году в возрасте 57 лет.

За эти пять эпизодов Юэн Макгрегор, сыгравший главного героя, проживает на экране 30 лет жизни дизайнера, превращаясь на наших глазах из жизнерадостного, полного надежд и увлеченного своим делом творца в подавленного и разочарованного циника. Обладатель «Золотого глобуса» рассказывает, как готовился к этой роли: «Мне было безумно интересно изучать жизнь Роя Холстона и культуру Нью-Йорка тех лет. Я не думаю, что между нами есть что-то общее, но меня это не сильно беспокоило. Когда я выстраивал эту роль, готовясь сыграть реального человека, я отсмотрел невероятное количество видеоматериалов с его участием. К тому же совсем недавно вышел прекрасный документальный фильм о Холстоне».

— Читали ли вы книгу «Просто Холстон», на которой основан сериал?

— Да, я прочел ее с большим интересом, пытаясь представить, каким он был человеком. К тому же я посмотрел все интервью, которые Холстон успел дать, как и видео, вышедшие в момент его работы.

Актер продолжает: «Есть невероятное видео о поездке Холстона в Китай, на одной из записей он беседует с китайскими производителями тканей, задавая им вопросы о том, как много времени займет поставка определенных материалов после заказа. Дизайнер фантастически владел этой темой и в то же время со страстью относился к своему делу. И не забывайте о том, что он был очень знаменит! Его слава в те годы была экстраординарной! Рой — самый известный человек, о котором никто ничего не слышал, а ведь в те годы у каждого была какая-то вещь от Halston. История Холстона интересна тем, что его компанией владела крупная корпорация, и в итоге он утратил право создавать что-либо под своим именем. Это невероятная судьба человека, который смог перебраться из маленького городка в Нью-Йорк, следуя за мечтой. Холстон — потрясающий герой, я в некоторой степени в него успел влюбиться».

Стоит заметить, Юэн Макгрегор, которому чуть больше месяца назад исполнилось 50 лет, часто выбирает проекты по зову сердца. Достаточно вспомнить документальный сериал «Долгий путь вокруг Земли» о том, как актер вместе с другом Чарли Бурманом летом 2004 года совершили кругосветное путешествие на своих мотоциклах BMW R 1150 GS Adventure, за которым последовал десятисерийный проект 2007 года «Долгий путь на юг» о мотопробеге друзей по Африке. Актер вспоминает: «Для нас с Чарли это стало главным событием в жизни. Нам повезло, что наш оператор и близкий друг Клаудио фон Планта смог заснять все это на камеру».

К слову, в сентябре прошлого года на Apple TV+ вышел третий совместный проект актеров — десятисерийная лента «Долгий путь на север» (Long Way Up), в котором они на электрических мотоциклах Harley-Davidson пересекают Южную и Центральную Америку. Юэн Макгрегор уточняет: «На этот раз у нас был дрон, с помощью него мы смогли снять пейзажи, которые пересекали на наших мотоциклах, с высоты птичьего полета казавшихся крошечными точками посреди пустыни Атакама». Он продолжает: «Раньше мне невероятно нравилось ощущение неизвестности того, что нам предстоит. На этот раз нам пришлось более основательно подготовиться, потому что нам предстояло путешествие на электрических мотоциклах, и для нас было важно заранее знать, где мы будем останавливаться для их подзарядки. Можно сказать, что это в каком-то смысле частично ограничило нашу свободу».

— А где сейчас эти легендарные мотоциклы?

— Наши с Чарли байки выставлены в музее транспорта в Глазго.

При всей своей любви к мотопробегам Юэн Макгрегор уверяет, что ему еще далеко до того же Киану Ривза: «Мотоциклы — важная часть моей жизни, ведь мотопробегами в наших проектах мы смогли свести вместе два разных мира. Но я восхищаюсь Киану Ривзом, он мне нравится как человек, а его страсть к мотоциклам вызывает восхищение. Он — истинный фанат своего мотоцикла Norton, к тому же он и сам производит мотоциклы» (у Киану Ривза есть компания Arch Morocycle, которая выпускает мотоциклы. — Прим. Tatler). При этом актер не отрицает своих технических способностей: «Наверное, если бы мне показали, как это делать, я бы смог пересобрать двигатель в случае необходимости. Но я знаю, как поддерживать карбюратор в хорошем состоянии, могу поменять шины. Вы знаете, в 1940-е годы люди покупали автомобили и мотоциклы, к которым прилагалось руководство по применению, предполагалось, что с базовыми вещами покупатели смогут справиться самостоятельно. Британским автомобилям и мотоциклам требовалась более частое техническое обслуживание, поэтому их владельцам приходилось самим этому учиться».

— А в повседневной жизни вы часто ездите на мотоцикле?

— Пожалуй, да. Если я выхожу из дома без детей, то чаще всего уезжаю на мотоцикле. Особенно мне нравится ездить на нем на съемки: они обычно начинаются рано утром, и поездка на мотоцикле по пустым улицам в 5:30 утра — для меня невероятное удовольствие, которое нельзя сравнить с поездкой в автомобиле с водителем.

— У вас есть любимый мотоцикл?

— У меня много мотоциклов, в основном итальянские Moto Guzzi, это мой самый любимый бренд. Я езжу на Moto Guzzi с 20, то есть уже 30 лет, Бог мой! После нашей поездки в прошлом году у меня появился Harley-Davidson. У электрических мотоциклов очень тихий и мягкий ход, настолько бесшумные, что ты практически не ощущаешь вибрации, они быстрые и маневренные. И путешествие на них менее утомительно, поскольку меньше нервничаешь на дороге».

Наша беседа плавно переходит к обсуждению будущих проектов актера, среди них еще один сериал. На этот раз уже для Disney+, который готовит к релизу в 2022 году многосерийный проект про Оби-Ван Кеноби — персонажа из «Звездных войн», которого Юэн Макгрегор играл в трилогии приквелов космической саги с 1999 по 2005 годы. О съемках этого спин-оффа актер рассказывает: «Десять лет назад я и представить не мог, что буду так рад этому проекту, но я действительно счастлив. Может быть, дело в том, что я по возрасту становлюсь ближе к Алеку Гиннессу (актер, игравший роль Оби-Ван Кеноби в оригинальной саге о "Звездных войнах". — Прим. Tatler). И я очень рад возможности поработать с Деборой Чоу, она снимала несколько эпизодов "Мандалорца". И счастлив принять более активное участие в проекте, которое на этот раз не ограничивается лишь актерской игрой. Мне нравится участвовать в создании сценария».

О фильме, подарившем ему мировую известность и первую номинацию на «Золотой глобус», Юэн Макгрегор вспоминает с не меньшим энтузиазмом: «"Мулен Руж" — один из главных проектов в моей карьере. Когда мне задают вопрос, что мне больше всего запомнилось, я сразу вспоминаю, как мы снимали сцену с танго, когда мой герой Кристиан сходит с ума от ревности. Я должен был спеть часть песни Roxanne и пройти все шаги танца. Не помню, сколько танцоров было с нами, мне казалось, не меньше 100, но на самом деле, конечно, меньше. Никогда не смогу забыть, как я шел от танцора к танцору в ритме танго в тех фантастических декорациях и все это время смотрел в камеру, не отрываясь!»

— Как вы думаете, в чем ваше призвание?

— Я думаю, что в актерском искусстве. Я был абсолютно прав, выбрав это делом своей жизни, я мечтал об этом с самого детства.

На вопрос, не манит ли его кресло режиссера после того, как в 2016 году он снял дебютную драму «Американская пастораль» по одноименному роману Филипа Рота, Юэн Макгрегор отвечает: «Мне понравилось быть режиссером, и я думаю, что это естественный шаг после 25 лет, проведенных по другую сторону камеры. Я начал сниматься в 1992 году, так что я был актером даже дольше! Мне было интересно использовать весь тот опыт, который я успел накопить за эти годы работы с самыми разными режиссерами».

Фото: Netflix