Когда в сети появились новости о том, что Гервиг берется за прозу Олкотт, многих разбирало любопытство. Было безумно интересно, что с этим нравоучительным текстом сделает Грета, какое найдет решение. Ее предыдущий фильм — «Леди Берд» был не просто историей взросления, а фильмом, после которого долгое прощание с детством казалось чем-то нормальным. «Маленькие женщины» по сути тоже об этом. Четыре талантливые девушки (пианистка, актриса, художница и писательница) — сестры семейства Марч, растут в 1860-е, во времена, когда амбиции для женщины нечто сродни мини-юбке. Чтобы состояться в том мире, им необходимо сделать только одно — удачно выйти замуж. А если, как пела Мулан (еще одна героиня, которая не спешила надеть подвенечное платье), «девушка умна и знает все сама» — ничего хорошего не жди.
Совершенно очевидно, что выбор произведения продиктован вездесущей фемповесткой. Вот, мол, посмотрите, как в годы гражданской войны девчонки сражаются со своими «вторыми ролями». На фоне мужчин, которые уходят на фронт, пропивают состояние, находят любимое дело и далее по списку, они тоже чего-то стоят: помогают бедным, ставят спектакли, учатся изобразительному искусству и пробуют публиковаться. И сегодня это выглядит как такое психологическое поглаживание: посмотрите, какие молодцы. И невольно добавляешь про себя: не то что мы — живем в своем 2020-м и даже на закон о декриминализации домашнего насилия повлиять не можем.
Так что ловите непопулярное мнение: «Маленькие женщины» — красивое, талантливое, но очень топорное кино. Все персонажи настолько типичны, что, кажется, созданы для какого-нибудь глянцевого теста в духе «Кто вы из сестер Марч?»: свободолюбивая карьеристка, добродушная тихоня или хранительница домашнего очага? Предсказуемость, с которой эти девушки совершают те или иные поступки (или их постигает та или иная судьба), не вписывается в представление о Гервиг как о самой модной, успешной и перспективной постановщице.
Ожидать от костюмного кино со старомодным сюжетом какого-то взрыва, конечно, глупо. Изменишь текст — поклонники распнут, вставишь современную ремарку — тоже жди волны критики. Кажется, что, как и ее героини, Грета скована тугим корсетом. Так что «нового прочтения», о котором пишут многие критики, мне кажется, не получилось. Но здесь дело скорее не в боязни тухлых помидоров, а в чрезмерной преданности. Как нет способа эффективнее убить любимую песню, чем поставить ее на будильник, так и нет более скучного фильма, как экранизация режиссером любимой книги. Есть, конечно, и исключения вроде «Властелина колец» Питера Джексона, но это не тот случай. Грета с такой осторожностью относится к истории Олкотт, что, кажется, чувствует предательство в любом новаторстве. (Так что если вы боялись за любимых героев — не стоит.) В итоге единственная ее сценарная находка — ломаный таймлайн. Да, в такой версии фильм действительно выглядит свежо. Но на этом, пожалуй, все.