«Кино - это невероятное сочетание дисциплины и актерской игры»: Сирша Ронан о фильме «Аммонит»

В онлайн-кинотеатрах вышла нашумевшая драма «Аммонит», в которой обладательница «Золотого глобуса» и номинантка на «Оскар» Сирша Ронан впервые в своей карьере играет вместе с Кейт Уинслет. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло поговорила с актрисой о том, где она чувствует себя дома, о дебюте в кино, дружбе с Тимоти Шаламе и детских увлечениях.
«Кино  это невероятное сочетание дисциплины и актерской игры» Сирша Ронан о фильме «Аммонит»

Об исторической драме «Аммонит» говорят почти год: премьера этого фильма Фрэнсиса Ли должна была состояться на Каннском фестивале, но из-за пандемии дебютный показ прошел лишь на кинофестивале в Торонто в сентябре прошлого года. Обладательница «Оскара» и четырех «Золотых глобусов» Кейт Уинслет играет в «Аммоните» британку Мэри Эннинг, коллекционирующую окаменелости и завоевавшую мировое признание благодаря открытиям в области морской фауны юрского периода. Совершить этот научный прорыв любительнице-палеонтологу позволили ее находки, которые она сделала на побережье своего родного городка в графстве Дорсет. Действие фильма происходит в 40-е годы XIX века, когда в Дорсет приезжает сэр Родерик Мерчисон, известный британский геолог и путешественник. Его сопровождает молодая супруга Шарлотта, которую он оставляет на попечении Мэри на время поездки в Европу. Шарлотта, которая и сама была яркой поклонницей геологии и сыграла важную роль в научных успехах своего мужа, увлеченно участвует в ежедневных экспедициях Мэри на побережье в поисках новых открытий. Фильм режиссера и сценариста Фрэнсиса Ли — вольная интерпретация истории близкой дружбы, возникшей между Мэри Эннинг и Шарлоттой Мерчисон. По сюжету эти отношения между молодыми женщинами перерастают в бурный роман, который безусловно никак не мог быть открытым в те времена. На роль Шарлотты Фрэнсис Ли пригласил обладательницу «Золотого глобуса» и четырехкратную номинантку на «Оскар» Сиршу Ронан. Нашу беседу в зуме актриса начинает со слов: «Это очень деликатный фильм, очень тихий, я бы сказала. И для Фрэнсиса было невероятно важно показать, как меняются отношения Мэри и Шарлотты».

Карьера Сирши Ронан началась 16 лет назад, а мировое признание она получила, когда ей было всего 14. Ее невероятно успешный актерский дебют в драме Джо Райта «Искупление» с Кирой Найтли подарил ей первые номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» в 2008 году. С тех пор она активно снимается в кино. Сирша родилась в Бронксе (пригород Нью-Йорка. — Прим. Tatler), но когда ей было три года, ее родители — на тот момент нелегальные иммигранты из Дублина вернулись в Ирландию, где и выросла девушка. Актриса признается: «Понятие дома для меня никогда не было связано с физической локацией. С возрастом я поняла, что дом для меня — это пара самых главных людей в жизни. Пока они и мой щенок по кличке Стелла рядом со мной, я — дома. Когда я была ребенком, наша семья часто переезжала из города в город, поэтому я с годами научилась чувствовать себя как дома в новых местах. Мне это даже нравится».

О своем детстве актриса вспоминает: «Мой отец стал актером в 27 или 28 лет, и это далось ему непросто. Мама работала няней, иногда она убиралась в домах других людей. Когда я начала сниматься, я совершенно не задумывалась о том, что стану актрисой. Я никогда не училась в актерской школе. Но в нашем доме в Нью-Йорке постоянно гостили ирландские актеры. У них не было ни квартиры, ни денег, и они могли жить у нас по несколько месяцев. Актеры казались мне магическими созданиями, полными жизни. Меня все детство окружали эти люди — по сути, большие дети, и они вдохновляли меня на то, чтобы искать способы самовыражения, когда я была еще совсем ребенком. Когда я стала постарше, мы переехали в Ирландию. Мой отец тогда снимался в короткометражном фильме. Им нужен был ребенок на одну из ролей, и папа сказал, что у него есть маленькая актриса. Так я и начала сниматься, совершенно бессознательно. Мне совершенно тогда этого не хотелось, не могу сказать, что я была очень застенчивым ребенком, но и выступать перед другими желания у меня не было, я была шокирующе тихим ребенком. И вот папа говорит, что мне придется нарядиться клоуном. Это был странный артхаусный фильм, я играла героиню, которая была наполовину человеком и наполовину клоуном. Мне это показалось чудовищным, и я наотрез отказалась сниматься, но папа сказал, что для него это очень важно. Мне тогда было лет семь или восемь, конечно, я не могла отказать отцу, но с первой минуты моего пребывания на площадке я безумно влюбилась в эту атмосферу. Кино — это невероятное сочетание дисциплины и актерской игры. Так все и началось. Но сниматься я начала лишь в 12 лет, а когда я сыграла в “Искуплении”, то поняла, что не смогу без этого жить. Я так и сказала маме: "Это то, чем я хочу заниматься вечно!"»

— Было ли что-то, чего вам в детстве не разрешали делать?

— Дома мне всегда говорили, что если я буду строить глупые рожицы, они ко мне прилипнут навсегда. Несмотря на это, я их постоянно строила. И у меня по-прежнему глупое выражение лица.

Следующим проектом, подарившим Сирше еще одну номинацию на «Оскар» и «Золотой глобус», стала драма «Бруклин» 2015 года. В ней актриса сыграла юную иммигрантку из Ирландии, которой предстоит сделать непростой выбор между новым домом в Америке и родиной. Вспоминая об этом фильме, Ронан уверяет, что в тот момент она была самой настоящей ходячей катастрофой: «Если на съемках "Искупления" я просто спрашивала, что мне делать, и делала это, то на съемках "Бруклина" мне было уже 20 лет. Меня буквально разрывало от гормонов, это в принципе очень напряженный период для любого человека. В этом возрасте обычно уезжают из дома в колледж или устраиваются на работу. Я же переехала в Лондон, когда мне было 19 лет. Для меня это был непростой этап, и участие в "Бруклине" пришлось как раз на эпицентр этого кризиса. А когда мы приехали на съемки в Ирландию, даже не в Дублин, где я жила подростком, а в тот городок, где я росла. Я не была там много лет, и это было так важно снова оказаться там, почувствовать свои корни и связь с этим местом. К тому же я словно оказалась на стыке двух миров: в одном из них я была обычной школьницей, далекой от мира кино, а в другом — молодой актрисой, которой впервые доверили главную женскую роль. Не забывайте, что это был к тому же ирландский фильм ирландского режиссера Джона Краули по роману очень известного ирландского автора Колма Тойбина. Это было очень важно для многих людей, я понимала, что должна все сделать правильно, и эта мысль меня буквально парализовала. Я никогда не испытывала таких эмоций, и на площадке "Бруклина" я постоянно спрашивала, что у меня с лицом и не звучу ли я странно. Но со временем это прошло, и фильм стал для меня по-настоящему особенным. Я смогла пережить то, через что прошли мои родители, когда были иммигрантами. Для меня было большой честью рассказать эту историю!»

Следующие две номинации на «Оскар» — в 2018 и в 2020 году — Сирша Ронан завоевала за главные роли в фильмах Греты Гервиг: «Леди Берд» и «Маленькие женщины». О работе с номинанткой на «Оскар» и «Золотой глобус» и супругой Ноа Баумбака актриса увлеченно рассказывает: «Я всегда поддавалась влиянию Греты, когда она рядом, даже до того, как мы стали работать вместе. Было немного страшно, потому что «Леди Берд» — это первый самостоятельный фильм Греты в качестве режиссера, а я впервые снималась в своем любимом жанре. Замечательно, что мы смогли пройти через это вместе». К слову, именно фильм Греты Гервиг подарил Сирше Ронан встречу с Тимоти Шаламе, она рассказывает о номинанте на «Оскар» и «Золотой глобус» с улыбкой: «В "Леди Берд" у нас с ним было совсем немного сцен. Я всегда знала, что он особенный! Он очень харизматичный. У нас очень разные методы работы и актерские стили. Помню, как мы перед съемками разговорились буквально обо всем, и нам было очень комфортно друг с другом. Было приятно поговорить с еще одним американцем с европейскими корнями, это нас сблизило. А уже в "Маленьких женщинах" нам пришлось научиться работать вместе, у нас были долгие сцены со сменой настроений. Тимоти один из тех актеров, с которым я бы очень хотела продолжить сниматься вместе, чтобы иметь возможность наблюдать, как он будет меняться с возрастом».

Когда разговор заходит о третьем фильме, в котором Сирша ирает с Тимоти Шаламе, — новой картине Уэса Андерсона «Французский вестник» (он должен выйти в этом году, но пока не известна точная дата релиза. — Прим. Tatler), она с сожалением сообщает, что пока не может рассказать о ней слишком много: «Мне досталась небольшая роль, всего несколько минут. Зато у меня будет незабываемый наряд. И кудри. И я буду петь короткую песенку. И да, это будет самый масштабный фильм Уэса, он ничего подобного еще не снимал. С Тимоти у нас нет общих сцен, но он великолепен в этой ленте».

Наша беседа переходит к обсуждению «Аммонита», и Сирша увлеченно рассказывает о работе с Кейт Уинслет: «У актеров есть эта потрясающая способность сказать: "Привет, мы только что встретились, но мы уже муж и жена или лучшие друзья". И это большая удача встретить партнера, с которым такая связь возникает с первой секунды. Мы с Кейт смогли настроиться друг на друга с первой минуты нашего знакомства, в основном это ее заслуга. Она очень отзывчивый и открытый человек. И мы смогли с ней стать друзьями. Нашему полноценному знакомству предшествовал длительный период случайных встреч на мероприятиях и красных дорожках. Одно из чудес красных дорожек заключается в том, что в этой суматохе ты можешь встретить невероятных людей. Я виделась с Кейт пару раз, и однажды у нас была совместная фотосессия. Когда появилась идея о том, чтобы пригласить меня на эту роль, она активно поддержала это решение». С улыбкой Сирша продолжает: «Помню, я только вернулась с площадки, где мы с Тимоти снимали сцену на льду, и мне казалось, что это был наш с ним момент, как в "Титанике". И тут звонит Кейт, и я думаю: "Бог мой, это же Роуз! (героиня Кейт Уинслет в "Титанике". — Прим. Tatler) Сначала мы снимались вдвоем с Кейт Уинслет, чуть позже к нам присоединился Джеймс Макард, он мой близкий друг и играл мужа Шарлотты. Это был совершенно новый опыт для меня, и поддержка Кейт была очень важна. Я постоянно над ней подшучивала, она мне позволяла это делать. Что я обожаю в Кейт, она фантастически умеет поддерживать молодых актеров! Она невероятная!»

— К слову, в «Аммоните» у вас тоже есть сцена в холодной воде. Вам не было страшно?

— Вода действительно была очень холодной, но я немножко фрик, я обожаю нырять в холодную воду.

— Есть ли у вас еще какие-то экстравагантные увлечения?

— Ребенком я по какой-то причине коллекционировала красивые камни. Это было моим самым странным хобби за всю жизнь. Еще я люблю вязать, не уверена, что это можно назвать экстравагантным увлечением, потому что многие мои друзья тоже этим занимаются. Я совсем недавно освоила это мастерство, кстати, Кейт тоже вяжет. Меня этому научила Элиза Сканлен (актриса из "Маленьких женщин". — Прим. Tatler). Мерил Стрип тоже, кажется, любит вязать. Это очень полезное занятие, когда находишься на съемках — одновременно монотонное и очень креативное.

О своей героине Сирша говорит: «Шарлотта достаточно сдержанна в первой половине фильма. Она проходит через тяжелый период в своей жизни, оплакивая ребенка, которого она потеряла. Она пытается восстановиться от этой потери как физически, так и эмоционально. И в этот момент она встречает Мэри, в которую начинает влюбляться».

«Аммонит» можно смотреть не только как фильм об эмоциональном пробуждении главных героинь, но и о том, как они обретают свой голос и индивидуальность. На вопрос о том, когда же она сама обрела личный голос, актриса отвечает: «Наш фильм очень интересен тем, как эти отношения дают героиням возможность стать более полноценными личностями и найти свой голос. В Шарлотте меня привлекла ее способность воздвигать любимых людей на пьедестал и поддерживать их. Она абсолютно не эгоистична, и это мне очень понравилось. Если говорить обо мне, думаю, я еще в процессе поиска своего голоса. Каждый новый фильм пробуждает во мне все новые качества. Помню, когда я снималась в "Двух королевах", где я играла королеву Шотландии, я почувствовала, как это, обладать безграничной властью. Это чувство мне было незнакомо, и оно осталось со мной. Это мне очень помогает найти правильный контакт с режиссером и продюсерами и предлагать свои идеи относительно ролей, которые мне предстоит сыграть».

Актриса уверена, что откровенные сцены, в которых ей довелось сняться с Кейт Уинслет в «Аммоните», многое могут рассказать о героинях фильма: «Мне кажется, любовные сцены всегда интересно смотреть, они позволяют увидеть, насколько близки герои. И без единого слова вы можете понять, кем же по-настоящему является тот или иной персонаж. Но лучше всего наши героини раскрываются в тех сценах, где они вместе работают. Шарлотта смогла превратиться из сдержанной и немногословной женщины, которая ощущает себя словно в цепях как в социальном отношении, так и с точки зрения эмоций, в настоящего исследователя. А Мэри, которая до этого привыкла доминировать, позволяет проявиться своей ранимости и своего рода невинности. И эта трансформация хорошо показана в любовных сценах, можно увидеть, что девушки чувствуют себя в безопасности в компании друг друга».

Просмотр «Аммонита» вызывает невольное чувство радости оттого, что та эпоха уже в прошлом, и Сирша Ронан рассуждает: «В то время для отношений между женщинами даже не существовало специального определения. Женщины вообще не рассматривались как сексуальные создания, которые способны получать удовольствие. Думаю, что именно поэтому и Фрэнсису было интересно показать романтические отношения между женщинами в ту эпоху. Никому и в голову не приходило, что в природе вообще могут существовать такого рода отношения. И в силу этого эти отношения оказываются чистыми и невероятно естественными, совершенно современными, потому что на них не наклеивают ярлыки с определениями. Ни Мэри, ни Шарлотта на строят никаких ожиданий относительно этих отношений, они просто наслаждаются обществом друг друга и совместной работой. Возможно, это прозвучит странно, но их отношения оказываются очень продвинутыми».

— Есть ли что-то, что заставляет вас благодарить судьбу за то, что вы родились в 1990-е?

— Бог мой, независимость, и свобода, и, конечно, телевидение (смеется). Я настолько люблю смотреть телевизор и ходить в кино и безумно рада, что живу в это время. И еще я в любой момент могу взять ипотеку.

Актриса со смехом признается, что она обожает романтические картины: «Я с ума от них схожу! Наверное, как и все люди. Мой самый любимый фильм — «Грязные танцы», я с самого детства постоянно его пересматриваю. Эта лента дарит мне невероятные ощущения, а Дженнифер Грей и Патрик Суэйзи просто фантастические! Мне так нравится, как они танцуют. Если говорить о моей любимой книге, наверное, это «Анна Каренина», хотя это очень жесткая история, которая плохо заканчивается. Но она мне кажется очень романтичной, как и «Джейн Эйр».

— А что для вас значит любовь?

— Мне кажется, что независимо от объекта вашей любви, будь то человек или домашний питомец, это чувство требует времени! Я уверена в том, что она вырастает со временем. И я верю в любовь! Но мне кажется, это чувство чуть более сложное, чем та любовь, о которой мы читаем в сказках».

В завершение разговора не могу не задать актрисе вопрос о том, как она восстанавливается после насыщенных съемок как физически, так и ментально. Сирша с энтузиазмом рассказывает: «Я начала сниматься еще ребенком, и мне пришлось пережить этот сдвиг в сознании, став взрослой актрисой. Но мне невероятно повезло, мне доставались интересные роли с самого детства. И сейчас я нахожусь на том этапе, когда мне не нужно хвататься за проекты лишь ради работы. Поскольку я занимаюсь этим ремеслом уже больше 16 лет, для меня очень важно избежать выгорания и не потерять любовь к актерству. Чтобы защитить эту связь с профессией, я стараюсь сниматься не так часто и выбирать только те фильмы, в которых я просто обязана сняться».

Фото: Neon, Getty Images