Каннский кинофестиваль-2019: главные фильмы, которые мы будем смотреть и обсуждать весь год

25 мая завершился 72-й Каннский кинофестиваль, и жюри во главе с режиссером Алехандро Иньярриту («Бердмэн», «Выживший») раздало призы. Главный по праву достался корейцу Пон Чжун Хо за трагикомедию «Паразиты». Как известно, решение жюри вызывает столько же гнева, сколько и восторгов, а в итоге в памяти награжденные фильмы остаются далеко не всегда. Часто их место занимают картины, оставшиеся без «пальм» и прочих признаков отличия, но затронувшие струны зрительской души. Вспоминаем самые яркие фильмы кинофестиваля из основного конкурса и параллельных программ.
Каннский кинофестиваль2019 главные фильмы которые мы будем смотреть и обсуждать весь год

«Однажды… в Голливуде», реж. Квентин Тарантино

Спустя четверть века после каннской премьеры «Криминального чтива» Тарантино привез на фестиваль свой девятый фильм — сентиментальное и пугающе достоверное путешествие в Голливуд 1969 года, где актеру вестернов (Леонардо ДиКаприо) и его верному другу и каскадеру (Брэд Питт) осточертело абсолютно все. Накануне премьеры Тарантино обратился к каннской публике с просьбой не раскрывать сюжет и предоставить зрителям возможность самим прожить это путешествие на излетe эры классического Голливуда. Не выдавая спойлеров, скажем лишь, что шалость удалась: в «Однажды… в Голливуде» искусно переплетаются вымышленные персонажи и до жути реальные события, приметы эпохи и остроумные находки Тарантино. Многие ждали, что Пальмовая ветвь за лучшую мужскую роль достанется ДиКаприо — актер вплоть до самого окончания фестиваля оставался в Каннах и исправно ходил на чужие премьеры — но не тут-то было. Впрочем, его герою такой исход даже к лицу — скоро сами в этом убедитесь. Премьера в России — 8 августа.

«Мертвые не умирают», реж. Джим Джармуш

Не вампирами и поэтами едиными. Вслед за «Выживут только любовники» и «Патерсоном» любимый американский режиссер Европы привез для каннского открытия историю про зомби. Джармуш испытывал нежность к этому жанру еще в юности — до того, как переехал в Нью-Йорк и открыл для себя все разнообразие кино. В кадре его любимые актеры: Адам Драйвер и Билл Мюррей в роли очкариков-полицейских, Селена Гомес в образе городского хипстера и неузнаваемый Том Уэйтс в гриме лесного отшельника. Они разыгрывают нехитрую истину о том, что зомби — это все мы, уткнувшиеся в телефоны, подсевшие на кофе и антидепрессанты. А вот восставшие из мертвых по Джармушу — живее живых, и справиться с ними смогут лишь отъявленные синефилы и Тильда Суинтон, потому что только они знают, что обезвредить зомби можно, обезглавив его. Желательно — катаной. Обаятельные в своей меланхолии герои улыбаются улыбкой над собой и напоминают о вреде слишком серьезного отношения к самим себе и к кинематографу — для открытия главного мирового смотра лучше фильма и не придумаешь. В кинотеатрах картину можно будет увидеть с 11 июля.

«Паразиты», реж. Пон Чжун Хо

Если бы «Елену» Звягинцева снимал человек с тягой к сатире и жанровым экспериментам, то получились бы «Паразиты». Семья находчивых аутсайдеров постепенно захватывает дом зажиточных, но с виду простодушных людей. Кто на ком паразитирует — еще вопрос, и выдумщик Чжун Хо отвечает на него со всей изобретательностью, ловко балансируя на грани социальной сатиры и детектива, комедии и жесткого экшена. Его герои одинаково хорошо кидаются и тортами, и кинжалами, так что неудивительно, что фильм покорил и Тарантино, и критиков, и жюри. Пон Чжун Хо стал первым корейским режиссером, получившим высшую каннскую награду. В России режиссер больше всего известен благодаря постапокалиптической катастрофе «Сквозь снег» и фэнтези «Окча», премьера которого состоялась в Каннах в 2017 году. Это был последний год, когда фестиваль принимал в программу фильмы, игнорирующие кинотеатральный прокат в пользу Netflix. «Паразиты», к счастью, выйдут на больших экранах в России с 4 июля.

«Малышка зомби», реж. Бертран Бонелло

Каннский любимчик Бертран Бонелло, сняв трилогию современности из арт-мейнстрим «блокбастеров» («Аполлонида», «Сен-Лоран: стиль — это я», «Ноктюрама»), поставил себе задачу сделать фильм за год и полтора миллиона евро и справился с ней безупречно! «Малышка зомби» — история самого знаменитого в мире зомби, которая произошла с реально жившим человеком, гаитянином Клервиусом Нарциссом, попавшим под темные чары вуду. Сам Бонелло безоговорочно верит в эту мистику и потому доверяет рассказать историю внучке зомби — подростку, которая хочет произвести впечатление на одноклассниц. Бонелло — один из немногих режиссеров, осмелившихся снимать на Гаити, а учитывая то, в каком неоднозначном свете он представляет местный культ вуду, удивительно, что он вообще получил разрешение на съемки. На премьеру в Каннском «Двухнедельнике» режиссер привез всех актеров — и профессиональных артистов-гаитян, и очаровательных французских тинейджеров, для которых эта работа в кино стала дебютной. В России фильм выйдет в прокат 15 августа.

«Боль и слава», реж. Педро Альмодовар

Главный испанский кинематографист Педро Альмодовар снял фильм — путешествие по закромам памяти своего альтер-эго, режиссера Сальвадора Мальо (Антонио Бандерас). Мама (Пенелопа Крус) еще совсем молодая, а сам Сальвадор только учится жить и видеть красоту повседневности. Вторая сюжетная линия разворачивается в настоящем времени, где Мальо встречается с теми, кого любил и ненавидел в прошлом, и всеми силами обращает жизненный кризис в творческий порыв. Возможно, не самая безупречная, но определенно самая личная работа Альмодовара и лучшая роль Бандераса, за что актер и был тут же награжден Пальмовой ветвью. Отдельным перформансом стала трогательная речь артиста во время награждения — он благодарил Альмодовара, некогда подарившего ему путевку в профессию, и сетовал на боль, которая неизменно сопровождает даже прославленных артистов. Эль Фаннинг, состоявшая в жюри в этом году, плакала прямо на сцене. В России фильм выйдет 12 июня.

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Такую стремительную карьеру в Каннах делал разве что канадский вундеркинд Ксавье Долан (который, к слову, в этом году показал свой далеко не самый убедительный фильм). Ученик Сокурова Балагов попал в конкурс «Особого взгляда» в 2017 году со своим дебютным фильмом «Теснота», а уже через год составил компанию Дель Торо и Кристен Стюарт в жюри «Особого взгляда». И вот, вернувшись на фестиваль со вторым полным метром, увез две самые престижные награды параллельной программы — за режиссуру и приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Дылда (героиня Виктории Мирошниченко) — демобилизованная после контузии зенитчица, работает в ленинградском госпитале и ждет с фронта подругу Машу (Василиса Перелыгина). «Дылда» — возможно, первый серьезный разговор о женском посттравматическом синдроме, совсем иной послевоенный Ленинград и ленинградцы — до маньеризма выразительные, отчаянные и надломленные. В России фильм выйдет 20 июня.

«Гив ми либерти», реж. Кирилл Михановский

Один безумный день из жизни американца Вика (Крис Галуст), водителя социального транспорта с русскими корнями и обаянием молодого ДиКаприо. Кажется, Вик из тех, кто не умеет говорить «нет», вот в его микроавтобусе и оказываются разом и дюжина опаздывающих на кладбище стариков, и обаятельный аферист (Максим Стоянов), и назойливая, но до смерти любящая родня. Домашний концерт у мамы-пианистки, хип-хоп за ужином у любимой девушки, песни на поминках, уличные стычки в неспокойном Милуоки — Михановский лихо сталкивает смешные и трогательные, прекрасно-печальные и удивительные картины жизни. Это следующий после «Дубровского» фильм режиссера, на этот раз без литературной основы и даже без Дани Козловского — зато с целой плеядой молодых артистов, которые покорили сначала главный американский кинофестиваль в Санденсе, а теперь еще и Канны. В России фильм выйдет 25 июля.

«Lux Æterna», реж. Гаспар Ноэ

50-минутный фильм скандалиста и возмутителя ночных каннских показов Гаспара Ноэ спродюсирован модным домом Saint Laurent. Правда, догадаться об этом можно было разве что по нарядам, в которых появились на красной дорожке исполнительницы главных ролей Шарлотта Генсбур и Беатрис Даль, а также по финальным титрам. Читались они, впрочем, с трудом — недаром по экрану пустили предостережение для эпилептиков. Один день на съемочной площадке, где все буквально горит — снимают сцену сожжения ведьм, чему мешает скептик-оператор, фанат с неуместным питчем, и всеобщий кавардак — съемочный процесс как он есть! К слову, в параллельной каннской программе был еще один средний метр по заказу модного дома — «Нерешительная». 35-минутный фильм Луки Гуаданьино («Зови меня своим именем», «Суспирия») — фантазия на тему платьев Valentino. По атмосфере и внутренней динамике это такие же разные фильмы, как и творческие пути двух брендов. Провокация против воздушности, крик против вкрадчивого, но настойчивого голоса. Здорово, что модные марки все чаще привлекают к сотрудничеству настоящих мастеров — это вам не опостылевший product placement.

Фото: Giphy/ Архивы пресс-служб