Как братья Даффер придумали «Очень странные дела» и стали миллионерами

Прошлые выходные вы, скорее всего, провели за просмотром нового сезона «Очень странных дел». Сериал стал еще масштабнее, напряженнее и сентиментальнее – и теперь там много говорят по-русски. Tatler рассказывает о режиссерах, братьях Даффер, которые, имея минимальный опыт в киноиндустрии, смогли создать глобальный культурный феномен — и отлично на нем заработать.
Как братья Даффер придумали «Очень странные дела» и стали миллионерами

Имена Мэтта и Росса Дафферов (они близнецы, родились в один день — 15 февраля 1984-го) в культурном поле появились практически из ниоткуда — но в нужное время и в нужном месте. До «Очень странных дел» они отличились разве что несколькими короткометражками и одним мало замеченным триллером — зато предложили свою идею Netflix в благоприятный период, когда интернет-сервис хватался буквально за все, что ему предлагали (тогда он активно расширял производство собственного контента). И тут же получили зеленый свет.

С идеей «Очень странных дел» братья Даффер долго обивали пороги телеканалов — и везде получали отказ (по их словам, сериал отвергли более 15 студий). Продюсеры считали, что «страшный сериал про детей, снятый для взрослых» соберет нулевую аудиторию и оставит после себя одни убытки. Даже Netflix, согласившись все-таки профинансировать сезон из восьми эпизодов, поставил его выход на лето: с точки зрения сериального тайминга это мертвый сезон. Мертвые не умирают, решил контент-директор Netflix Тед Сарандос — и неожиданно для себя получил на руки хит. Cпустя месяц после релиза и только в США сериал посмотрели более 14 миллионов человек. На днях Netflix поделился цифрами нового — третьего — сезона: за первые четыре дня после релиза его увидело рекордное количество подписчиков — 40 миллионов.

Все это было бы невозможно, если бы не умение Дафферов до посинения бить в одну и ту же точку. Во время учебы в колледже кино и медиа при Чепменском университете Мэтт и Росс сняли несколько симпатичных короткометражек: в одной из них, например, речь шла о каннибале, наводящем страх на полицейский участок. Потом сделали триллер «Затаившись». Ничего особенного: еще один малобюджетный фильм про постапокалипсис, каждый год таких выходит не один десяток. Картину сняли в 2012-м, а вышла она только в 2015-м — и практически сразу на торренты, лишь мельком появившись в прокате. Однако сценарий «Затаившись» впечатлил М. Найта Шьямалана. Режиссер пригласил братьев написать сценарий для нескольких серий своего нового сериала «Сосны» — чего-то вроде «Твин Пикса», но с еще более явной мистической составляющей. Примерно тогда братья и задумались о своем собственном шоу: Шьямалан Шьямаланом, но работать все же хотелось на свое имя.

Их идея укладывалась в одно предложение: «Что если бы Спилберг экранизировал книгу Стивена Кинга?» С ней они безуспешно гастролировали по офисам телеканалов — и сетевых, и кабельных, — пока в 2015-м их не приметил Шон Леви, режиссер «Ночи в музее», и не отправился с ними в офис Netflix. Идея Дафферов отлично вписывалась в тогдашнюю бизнес-модель сервиса: идти на осознанный риск, снимая десятки шоу для абсолютно разной аудитории (главное, чтобы эти шоу привлекли для сервиса новых подписчиков). На ответ Netflix потребовалось меньше суток — братьям предоставили практически полную свободу. Для почти что дебютантов невиданный случай. Сам Леви стал сопродюсером сериала — и даже снял несколько эпизодов.

Когда-то Дафферы активно предлагали себя в качестве режиссеров ремейка фильма «Оно». Им дали от ворот поворот, посоветовав сперва набраться опыта, но, судя по «Очень странным делам», на их любовь к толстенному кинговскому магнуму это не повлияло: в сериале есть и подростки, противостоящие злу, и переживания во время активной фазы пубертата, и монументальная история, выходящая за пределы этого мира. И все это с изрядной долей ностальгии по восьмидесятым и отсылками к поп-культуре того времени: герои играют в настольную игру Dungeons & Dragons, а в кинотеатрах идут «Полтергейст», «Охотники за привидениями» и «Назад в будущее». Изначально телеканалы были готовы взяться за него только при условии, что главными героями будут не дети, а шериф Хоппер. Но Дафферы хотели сделать сериал по сути про самих себя: близнецы провели детство, пересматривая любимое страшное кино на видеокассетах, и — уже в цифровую эпоху — захотели воссоздать те забытые ощущения. К встрече на Netflix они подготовились основательно: смонтировали фейковый трейлер будущего проекта, который был нарезкой из фильмов Джона Карпентера и спилберговского «Инопланетянина», а также презентацию, в которой рассказывали о сюжете, героях и общем тоне повествования. В первой версии проект называется «Монток», а местом действия указана не Индиана, а Статен-Айленд. Уже в процессе подготовки к съемкам братья поняли, что снимать в штате Нью-Йорк зимой будет неоправданно дорого, и переписали сценарий под вымышленный Хоукинс.

«Очень странные дела» — это, конечно, абсолютно авторский сериал: Мэтт и Росс дотошно контролируют все процессы производства, пишут и снимают как минимум половину серий, а если не снимают сами, то каждый день присутствуют на площадке. Кажется, первые два сезона Дафферы-режиссеры скорее разгонялись и к третьему вышли на новый уровень: снятые ими лично четыре эпизода (два первых и два последних) – действительно кинематографического масштаба вещи. Особенно это впечатляет, если понимаешь, что в активе у них только не слишком удачный триллер.

На «Очень странные дела» план у Дафферов четкий — шоу закончится четвертым сезоном. Дети и так заметно повзрослели, а к финалу сериала их пора будет отправить в колледж. Можно не сомневаться, что за дальнейшие проекты братьев будут биться крупнейшие голливудские студии. Например, у Дафферов уже есть идея фантастического блокбастера, которым им хотелось бы заняться после окончания «Очень странных дел». «По тональности он будет совсем другим, — уверяют братья. — И, конечно, там не будет никаких детей на великах».

Сегодня Дафферам по 35 лет, и они уже одни из самых могущественных шоураннеров в мире. После того как закончилась «Игра престолов», «Очень странные дела» стали самым популярным шоу планеты (что доказывают рейтинги нового сезона). Размер их зарплат не раскрывают ни Netflix, ни Forbes, ни они сами, но счет идет на миллионы долларов, а в четвертом сезоне наверняка пойдет на десятки миллионов. Останутся Дафферы в истории мирового кино и вспомнит ли кто-нибудь «Очень странные дела» хотя бы лет через десять, не так уж и важно. Дафферы продемонстрировали миру как минимум одну простую вещь — ностальгия сейчас отлично монетизируется.

Фото: GETTYIMAGES.COM