Статистика говорит сама за себя: каждый год почти 20 тысяч детей пробуются на роли в Голливуде. При этом 95% из них никогда не получат работу в кино. Режиссер фильма «Дети шоу-бизнеса» Алекс Уинтер хорошо знает эту тему, он выступал на Бродвее с 10 лет. Уинтер поговорил с теми, кому все-таки удалось сделать актерскую карьеру, будучи ребенком, а также нашел пару героев (мам и молодых артистов), которые рассказывают о том, как устроен мир кастингов и проб. Дайана Кэри, Эван Рейчел Вуд, Брук Шилдс и многие другие знаменитости все как один уверены: популярность в столь юном возрасте по большей части травмирующий опыт. В этом фильме они открыто говорят о первых пробах, безумном графике работы, постоянном одиночестве, фейковых улыбках, раннем выгорании, наркотиках, подростковой сексуальности и том, как взрослые могут ею пользоваться.
Дайана Серра Кэри, звезда немого кино
«Я не знала, что есть другой мир, и никогда не жила, как все дети. Я начала работать в 1920 году, а родилась в 1918-м. Я не знала, что это необычно. Я думала, что и мои родители работали в детстве для своих родителей. Я была подарком для любого режиссера: делала все, что мне велели, и не капризничала. У меня было три больших фильма, они все имели успех, и карьера шла в гору. У нас были прислуга, шофер, горничные, повар — без всего этого тебя не воспринимали как настоящую звезду. С меня даже куклу сделали. Я была звездой, ведь каждый мой фильм приносил миллион долларов. Но потом мой отец узнал, что его обманывают с прибылью, разозлился и разорвал контракт. Так что моя карьера закончилась в 7 лет. В Голливуде тогда все считали, что дети как пластилин — очень податливые. Мы такими и были, но не по своей воле. Я умела приспосабливаться и знала, что такое тяжкий труд. Все вокруг твердили "она гениальна", но гениальность моя заключалась лишь в том, что я делала все, что просили».
Мила Йовович, модель и актриса
«Если честно, я ненавидела сниматься и ненавидела площадку. Мне тогда было 11 лет. Я была ребенком и хотела играть в куклы. Моя мама — потрясающая актриса, и моя дочь — потрясающая актриса. А мне приходится долго работать, чтобы быть как они. Когда мы переехали в Калифорнию, мама устроилась работать горничной в одном богатом доме на Малхолланд (а в Советском Союзе она была кинозвездой), где часто бывали известные актеры и режиссеры. Она надеялась, что однажды войдет в комнату с подносом, а ей скажут "садитесь с нами". Но этого так и не произошло. Тогда мама поняла, что я — ее билет на свободу. Она пыталась научить меня всему, что знала, и довольно быстро нашла мне агента. Но, знаете, я ведь очень средняя актриса. Я не верила в себя, пока была подростком. Действовала по принципу "Притворяйся, пока сама не поверишь"».
Джада Пинкетт Смит, актриса
«Мне было три года, когда я начала выступать. Я собирала всю семью и устраивала для них представления: сочиняла пьесы, играла на фортепиано. Бабушка водила меня на балет, фортепиано, пение, керамику — все мои вечера были расписаны. Чем я только не занималась. Многие говорят о том, как им было тяжело в этом бизнесе в таком юном возрасте. Но мне очень повезло. Мне досталось до того, как я попала в Голливуд. Я была готова к тому, что мне будут делать гадости. Понимаете, я выжила на улицах Балтимора, а все, что было потом, — это как Диснейленд. На молодых артистов все давят, им просто не дают быть молодыми, и это не может не отражаться на их психике. Деньги, слава, гламур — я не раз видела, как это сводило людей с ума».
Уил Уитон, актер, сценарист
«Моя мама хотела быть моделью и актрисой, но ее тогда не поддержала бабушка. Так что она слегка перестаралась, подталкивая меня к тому, о чем сама мечтала. Я этого вовсе не хотел. Почти каждый день после школы я ездил в Голливуд на прослушивания, ходил по агентствам и все такое. Довольно успешно снимался в рекламе, всегда был исполнительным. Помню, мне было лет восемь, и на съемках одного ролика я должен был откусить кусок кекса и спеть песню. Но в зубах застрял кусочек, и режиссер на меня наорал. Это было ужасно. В тот день я сказал маме, что больше не хочу сниматься в рекламе. В 10 лет я прошел пробы в фильм "По-приятельски" — настоящее большое кино. [Критики] ненавидели этот фильм и меня в том числе. Я воспринимал это очень близко к сердцу, по-другому просто не умел. Многие забывают, что вы говорите не просто об актере, вы говорите о ребенке. О ребенке, который отдает свое детство тому фильму, про который вы пишете».
Эван Рейчел Вуд, актриса
«Дети-звезды часто хорошо жонглируют, играют в веревочку и другие странные одиночные игры. Я все это умела. Все потом восхищаются "ого, как ты так наловчилась", но в этом нет ничего удивительного — ты же все время одна. Сидишь в трейлере, учишься в трейлере. У нас [детей-звезд] был свой тип поведения с окружающими. Ни в коем случае нам не хотелось быть такой миленькой звездочкой, мы же делаем серьезную работу, мы работаем с великими. Так что мы задирали нос. Чем лучше я играла, тем четче понимала, что такая, как есть, я никому не нужна. Однажды я поняла, что больше себе не принадлежу. Я была как товар, за которым надо следить: ты должна хорошо выглядеть, должна себя подавать. В какой-то момент я поняла: как бы мне ни было плохо — об этом нельзя говорить. Потому что я достигла того, о чем мечтали многие. И я прикусила язык, считала, что просто не имею права жаловаться».
Мара Уилсон, актриса-ребенок
«Я пошла на открытые пробы на "Миссис Даутфайр". А потом все покатилось как снежный ком. Меня взяли в "Чудо на 34-й улице" и в "Матильду". Это все случилось с 5 до 7 лет. Не могу сказать, что я чувствовала, но помню, что мне это нравилось. Я могла играть, но не могла врать. Четко различала: где ложь, а где актерство. Но в моем детстве были пробелы. Например, я так и не научилась кататься на велосипеде или приходила в школу и не могла понять, во что все вокруг играют. Училась я тоже не очень хорошо, потому что не привыкла к самодисциплине. На площадке тебе всегда говорят, что, как и когда делать: сейчас грим, потом репетиция, потом еще что-то. И в итоге ты подходишь к периоду, когда просто не умеешь распределять свое личное время. Иногда я чувствовала себя ужасно, все знали, как меня зовут, и я понимала, что никому нельзя верить. Моя мама умерла, когда мы закончили снимать "Матильду". Без нее я была несчастной и потерянной, но продолжила работать, потому что привыкла».
Камерон Бойс, актер, звезда Disney
«Когда я попал в сериал "Джесси", мне было одиннадцать. Я провел там четыре года, мы сняли больше ста эпизодов шоу. Я был не из тех, кто портил другим жизнь, я старался делать все правильно. Хотел, чтобы мной были довольны. Есть такие ребята — ему тринадцать, а его боится вся съемочная группа. И все такие — "ну конечно, он тут звезда". В жопу такую фигню! Я всех слушал. Никогда ни с кем не спорил. Потом наступил момент, когда я не мог понять: кто-то хочет быть твоим другом, потому что ты классный или потому что ты знаменитый. В тринадцать с этим было сложно разобраться, так что мной часто пользовались».
Генри Томас, актер, звезда «Инопланетянина»
«Первое, что сказала мне Дрю Бэрримор на съемках ET, — это "Сколько у тебя фильмов?". Я ответил: "Один". А она мне: "Бедняга, у меня уже четыре". Ей тогда было шесть лет. После успеха фильма школа стала для меня самым большим испытанием. Ребята дразнили меня "Голливудом" или "инопланетянином". Я понял, что не могу иметь друзей как все. Играть как все. Эмоции тогда били через край, плюс я испытывал постоянное давление, что надо снова где-то сниматься. А я хотел быть нормальным».
На русском языке документальный фильм HBO «Дети шоу-бизнеса» доступен для просмотра в «Амедиатеке»
Фото: Архивы пресс-службы, Legion-Media