5 фильмов, которые важно посмотреть в эпоху #metoo

За последний месяц в прокате появились сразу два фильма о девушках, оказавшихся под гнетом своих мужей – «Жена» с Гленн Клоуз и «Колетт» с Кирой Найтли (оба – отличные). После них рекомендуем посмотреть или пересмотреть и другие вдохновляющие фильмы о том, как женщины смогли повернуть неблагоприятную для себя ситуацию в выигрышную – все потому, что просто устали молчать.
5 фильмов которые важно посмотреть в эпоху metoo

Жена (2017)

Негромкая драма про границы женского терпения: на протяжении сорока лет Джоан пишет гениальные романы, а ее муж Джо выдает их за свои. При этом, пока Джоан сидит над рукописью, Джо готовит, стирает и ухаживает за ребенком – а еще заводит любовниц. Все меняется после того, как Джо награждают Нобелевской премией – теперь его обиженная жена собирается рассказать всему миру правду. В «Жене» есть что-то от Бергмана – по крайней мере, именно «Сценами из супружеской жизни» вдохновлялся в своей работе режиссер Бьерн Рунге. А еще в «Жене» потрясающая роль у Гленн Клоуз, которая почти никогда не дает волю чувствам и играет здесь только глазами – в них и боль, и печаль, и нереализованные амбиции. Зарубежные зрители назвали фильм идеальной картиной эпохи #MeToo. Это скорее упрощение: фильм, конечно, вписывается в общемировой тренд, но по факту говорит о гораздо более фундаментальных проблемах. Например, о «стокгольмском синдроме».

Жена, 2017

Багровый пик (2015)

Фильм Гильермо дель Торо – дань уважения готическим страшилкам. Начинается все так: бледная красавица (Миа Васиковска) выходит замуж за таинственного аристократа (Том Хиддлстон) и начинает жить в большом страшном доме на краю города. Несмотря на то, что девушка напугана и ее преследует призрак, муж продолжает утверждать, что все идет по плану – она просто слишком сильно нервничает. Интересно в «Багровом пике» то, что героиню Васиковской здесь подавляет не только муж, но и его сестра (Джессика Честейн), которая оказывается еще страшнее, чем кажется в начале. Дель Торо делает все, чтобы зритель почувствовал себя на месте угнетаемой героини – которая не только выбирается из дома живой, но и остается в плюсе, написав о своем непростом опыте книгу-бестселлер.

Багровый пик, 2015

Большие глаза (2014)

В Америке 1950-х именно Маргарет Кин рисовала ставшие знаменитыми картины, изображавшие детей с огромными глазами – но мир об этом не знал. Все считали, что это делал ее муж Уолтер, обаятельный мошенник – он годами выдавал ее работы за свои (работы, кстати, расходились миллионными тиражами) на основании того, что женщин-художников никто не покупает. Тим Бертон мог снять стандартное кино о плагиате и том, как сильная женщина страдает от несправедливости, но «Большие глаза» сделаны гораздо умнее – фильм концентрируется именно на деталях морального состояния Маргарет, которая настолько недовольна происходящим, что начинает медленно сходить с ума. Визуально совершенное кино с сильной ролью Эми Адамс, которая принесла ей «Золотого глобуса». Сама Кин, кстати, здравствует (ей сейчас 91) и даже появляется в фильме в одной из сцен.

Большие глаза, 2014

Газовый свет (1944)

Классический черно-белый фильм с Ингрид Бергман в главной роли – практически прародитель картин о «женщинах в опасности». Пола, молодая и впечатлительная наследница, вселяется в дом, где когда-то убили ее тетю – после чего начинает сходить с ума. Хотя совсем скоро выясняется, что это не она сходит с ума, а ее коварный муж делает все, чтобы она почувствовала себя сумасшедшей, отправилась в лечебницу, а он бы завладел огромным состоянием. Делает это муж так филигранно, что догадаться об этом можно не сразу, но в итоге оказывается разоблачен. От названия фильма произошел термин «газлайтинг» – это такое психологическое насилие, которое заставляет человека сомневаться в своей адекватности. Не списывайте «Газовый свет» со счетов только потому, что фильм старый – он великолепно смотрится и сейчас.

Газовый свет, 1944

Колетт (2018)

Колетт – писательница, номинированная в 1948 году на Нобелевскую премию по литературе и вообще великая женщина своего времени – президент Гонкуровской академии, подруга Кокто и одна из самых прославленных культурных деятелей Франции. «Колетт» рассказывает о ее молодых годах – тогда она вышла за посредственного писателя, который брал ее книги и выдавал за свои (пока ее терпение не лопнуло). В какой-то момент он начал запирать ее в комнате и не выпускал, пока она не выдавала свою ежедневную норму. Фильм, помимо основной сюжетной линии, рассказывает и о том, как Колетт (здесь ее играет Кира Найтли) бросала вызов нормам того времени – заводила многочисленные романы с женщинами, а еще еще носила короткую прическу и костюм-тройку – непозволительная для начала XX века дерзость.

Колетт, 2018

Фото: Архивы пресс-служб