Три фильма и три сериала сентября, обязательные к просмотру

С наступлением осени в российский прокат выходит колоссальное число проектов — как зарубежных, так и российских. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло рассказывает, какие зарубежные проекты обязательно стоит посмотреть в сентябре для того, чтобы поддержать разговор о кино в самый разгар светского сезона.
Три фильма и три сериала сентября обязательные к просмотру

Сентябрь для российского проката действительно оказался невероятно активным месяцем: каждые выходные на экраны кинотеатров выходит от восьми до десяти фильмов. Поэтому остановлюсь лишь на по-настоящему знаковых проектах, пропустить которые нельзя ни при каких условиях, и начну с одного из главных релизов года.

Долгожданная экранизация «Дюны»

«Дюна» (Dune) двукратного номинанта на «Оскар» Дени Вильнева — новая экранизация одноименного романа американского фантаста Фрэнка Герберта, первое издание которого увидело свет в 1965 году. После этого при жизни писателя было издано пять сиквелов в рамках этой гексалогии, которая охватывает период в пять тысяч лет, и еще две книги были написаны его сыном после смерти писателя по сохранившимся черновикам. «Дюну» нередко называют главным sci-fi бестселлером в истории литературы, ставшим одной из главных книг в мировой фантастике наряду с «Властелином колец» Толкиена и «Марсианскими хрониками» Брэдбери. «Дюна» оказала поистине фантастическое (простите за тавтологию) влияние на мировую культуру, а несколько лет спустя после выхода романа, в 1971 году, астронавты «Аполлона 15» даже назвали в честь него один из кратеров на Луне.

Первую попытку перенести этот грандиозный роман на большой экран совершил чилиец Алехандро Ходоровски, когда в начале 70-х годов предложил начинающему тогда продюсеру Мишелю Сейду (по совместительству внуку Марселя Шлюмберже и будущему дедушке звезды последних фильмов о Джеймсе Бонде Леи Сейду) снять фильм по роману Герберта, несмотря на то, что на тот момент даже не читал первоисточника. Попытка снять фильм была не менее грандиозной, чем сам роман: среди участников процесса были и Сальвадор Дали, и Орсон Уэллс, и Ален Делон, и Pink Floyd. К сожалению для всех них, спустя три года разработки проект был закрыт из-за превышения всех возможных и невозможных бюджетов.

Вторая экранизация «Дюны» увидела свет лишь десять лет спустя, когда в 1984 году на большие экраны вышел фильм Дэвида Линча. Что любопытно, судя по его интервью, он тоже не читал романа, когда ему предложили занять режиссерское кресло этой экранизации, которая должна была по замыслу продюсеров стать ответом «Звездным войнам» Джорджа Лукаса, и именно от «Звездных войн» он отказался ради съемок «Дюны». Львиную долю огромного по тем временам бюджета будущего блокбастера «съели» визуальные эффекты и декорации, поэтому на главные роли пригласили дебютантов Кайла МакЛоклена (для которого эта совместная работа с Линчем стала началом многолетнего сотрудничества с режиссером, подарившего актеру мировую известность) и Шон Янг, а еще одну из ролей сыграл Стинг. Несмотря на то, что «Дюна» Линча со временем завоевала титул одного из культовых фильмов ХХ века, кассовыми сборами и кинонаградами похвастаться она не может, да и реакция зрителей в те годы была весьма неоднозначной.

Новую «Дюну», пожалуй, смело можно назвать лучшей экранизацией романа, возможно потому, что ее режиссер все же читал роман. По его признанию, впервые он прочел книгу Герберта еще подростком и всю жизнь мечтал снять этот фильм, к тому же он стал одним из соавторов сценария новой экранизации. Хотя точнее будет назвать эту «Дюну» первым фильмом из новой киносаги (второй фильм уже в разработке), и, на мой взгляд, Дени Вильневу удалось главное — снять фильм, который апеллирует к молодой аудитории, для которой он, в принципе, и предназначен (да простят меня зрители старшего возраста) и которой предстоит принимать судьбоносные для человечества решения, как бы пафосно это ни звучало. К тому же он смог сделать свой фильм одновременно главным кинематографическим и модным событием 2021 года, пригласив на главные роли двух самых актуальных на данный момент звезд. Но об этом чуть позже, пока о сюжете. Если коротко, действие «Дюны» развивается в далеком будущем: человечество расселилось по разным планетам, а за власть борются несколько могущественных кланов, в центре непрекращающегося противостояния которых оказывается пустынная планета Арракис (известная как Дюна). Главная ценность Арракиса в том, что в его пустынях добывают особое вещество, позволяющее заглядывать в будущее и совершать межпланетные перелеты. Собственно, во власти тех, кто управляет Арракисом, вся Вселенная, а управляет им семья Атрейдес.

Новая «Дюна» рассказывает историю юного наследника этой семьи — Пола Атрейдеса, которого играет номинант на «Золотой глобус» и «Оскар» Тимоти Шаламе. На главную женскую роль Дени Вильнев пригласил безусловно самую модную на данный момент девушку планеты Зендаю (что любопытно, в этой роли она предстает на экране голубоглазой), о появлении которой на мировой премьере «Дюны» в Венеции написали все мировые СМИ без исключения. В фильме также играют обладатели «Золотого глобуса» Оскар Айзек и Стеллан Скарсгард, номинантка на «Золотой глобус» Ребекка Фергюсон, оскароносный Хавьер Бардем и номинант на «Оскар» Джош Бролин. На мой взгляд, «Дюну» можно назвать самым масштабным фильмом в современном кино, ведь Дени Вильневу удалось снять по-настоящему глубокую драму, упакованную в масштабнейший блокбастер. Возможно, это прозвучит слишком радикально, но, на мой взгляд, в идеале смотреть этот фильм стоит с абсолютно «чистого листа», не читая романа и не пересматривая Линча, тогда он доставит зрителю максимально возможное кинематографическое удовольствие без сомнений и скепсиса. Как минимум, феноменальные визуальные эффекты, камера Грега Фрейзера (оператора «Звездных войн» 2016 года и сериала «Мандалорец») и музыка Ханса Циммера сделают свое дело. Кстати, стоит заметить, что в России, как и в нескольких европейских странах, «Дюна» выходит на месяц раньше американского релиза (в США фильм стартует 22 октября одновременно с релизом на стриминге HBO Max).

Не менее долгожданный фильм о Джеймсе Бонде

«Не время умирать» (No Time to Die) — еще один фильм сентября, абсолютно обязательный к просмотру. Этот релиз из-за пандемии пару раз переносили, но так надолго, что, признаюсь, мне до сих пор не верится, что 30 сентября мы наконец-то увидим Дэниела Крэйга в роли Джеймса Бонда, а не в образе детектива Бланка из комедии «Достать ножи», за роль которого актер в прошлом году получил свою первую в карьере номинацию на «Золотой глобус». Но безусловно, перенос был совершенно оправдан: этот фильм заслуживает того, чтобы в первый раз зрители увидели его исключительно на большом экране. Что интересно, «Не время умирать» — юбилейный двадцать пятый фильм Бондианы, снятый при участии британской кинокомпании EON Productions: именно эта команда в 1962 году представила миру первого Джеймса Бонда, роль которого досталась блистательному Шону Коннери, сыгравшему секретного агента британской разведки в шести фильмах Бондианы. Нынешний Бонд — Дэниел Крэйг — присоединился к франшизе пятнадцать лет назад, когда вышел фильм «Казино "Рояль"», основанный на первом романе Яна Флемминга. «Не время умирать» станет последним фильмом о Бонде с участием Крэйга (хотя это не точно, актер обещал покончить с этой франшизой еще после выхода «007: СПЕКТРА» в 2015 году). Кто станет новым Бондом, по-прежнему неизвестно, хотя каждый год составляются негласные списки потенциальных кандидатов. Думаю, многих из нас увлекает эта забава, я и сама постоянно примеряю образ Бонда на относительно новых для экшн-жанра актеров. Самым свежим кандидатом в моем списке недавно стал британец Сэм Хьюэн (звезда сериала «Чужестранка») после того, как я увидела его на Netflix в фильме SAS: Red Notice, надеюсь, и Барбара Брокколи обратит на него свое внимание. Но вернемся к Бонду: по неподтвержденным слухам, Дэнни Бойл, который должен был снимать «Не время умирать», ушел с проекта, потому что его идея убить Джеймса Бонда не нашла отклика ни у продюсеров, ни у самого Дэниела Крэйга. Так или иначе, в режиссерском кресле нового фильма оказался Кэри Фукунага, подаривший нам «Настоящего детектива», а среди соавторов сценария — обладательница «Золотого глобуса» Фиби Уоллер-Бридж, написавшая сценарий сериала «Убивая Еву».

Среди актеров, которые вернутся в новом Бонде, двукратный обладатель «Золотого глобуса» и «Оскара» и по совместительству амбассадор часов IWC Кристоф Вальц, уже упомянутая ранее подруга и амбассадор модного дома Louis Vuitton Леа Сейду и номинанты на «Золотой глобус» и «Оскар» Наоми Харрис (по совместительству амбассадор часов Omega) и Рэйф Файнс (кажется, единственный из актеров, не связанный обязательствами и титулом амбассадора какого-либо из брендов). Среди новых лиц в проекте — обладатель «Золотого глобуса» и «Оскара» и амбассадор часов Pasha de Cartier Рами Малек (он играет главного врага Бонда) и номинированная одновременно с лицом часового дома Omega Дэниелом Крэйгом на «Золотой глобус» за роль в комедийном детективе «Достать ножи», а также ставшая в марте глобальным амбассадором Estée Lauder Ана де Армас (она играет агента ЦРУ, которая помогает Бонду в очередной миссии). К слову, официальная премьера фильма состоится 28 сентября и пройдет в лондонском Альберт-холле, уже ставшем для Бондианы традиционной премьерной площадкой (там же проходила премьера «007: СПЕКТРА» в 2015 году, когда среди гостей были замечены герцог и герцогиня Кембриджские Уильям и Кейт с принцем Гарри).

Среди рекордов нового фильма и то, что одноименную песню к нему написала Билли Айлиш: она стала самым молодым исполнителем титульного трека в истории Бондианы и завоевала Grammy за эту композицию еще до выхода фильма в прокат, что тоже произошло впервые за историю этой кинофраншизы. Основной саундтрек к фильму, к слову, написал Ханс Циммер, так что можно считать сентябрь месяцем фильмов с музыкой этого композитора.

Победитель Каннского фестиваля — «Титан»

Одновременно с фильмом о Джеймсе Бонде в российский прокат выходит драма «Титан» (Titane), завоевавшая Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, несмотря на то, что вызвала смешанные чувства у тех зрителей, которым уже довелось посмотреть ее. Жюлия Дюкурно, снявшая «Титана», отнюдь не новичок на Каннском кинофестивале (ее не менее кровавая драма «Сырое» получила на фестивале приз ФИПРЕССИ в 2016 году), но эта Золотая пальмовая ветвь — первая в ее карьере, которая в последние годы развивается весьма стремительно и за пределами Франции. Не так давно она работала над сериалом «Дом с прислугой» (Servant), продюсерским проектом М. Найта Шьямалана, который он снимал для Apple TV+ по сценарию своей дочери. Что интересно, на главную роль в «Титане» режиссер пригласила французскую модель Агату Руссель, которую вы могли видеть в рекламных кампаниях Vetements. Для модели роль девушки, которая становится серийным киллером, — дебют в кино, подаривший ей заветный для любой начинающей актрисы титул «прорыв года». Не могу не заметить, что новый фильм Жюлии Дюкурно определенно создавался не для широкой публики, но для поклонников авторского кино он безусловно является обязательным к просмотру, хотя и им имеет смысл морально подготовиться к походу в кино: в эмоциональном плане «Титан» повергает в шок не меньше, чем когда-то «Необратимость» Гаспара Ноэ с Моникой Беллуччи и Венсаном Касселем.

Сериал о Монике Левински

Стоит заметить, что в контенте стримингов в сентябре, как и в репертуаре кинотеатров, очень много премьер, но три из них — абсолютные must-see. Так, 8 сентября в «Амедиатеке» вышел третий сезон «Американской истории преступлений» (American Crime Story) под названием «Импичмент». Напомню, что этот сериал — проект Райана Мерфи, который он продолжает делать для канала FX и после подписания контракта с Netflix. Первые два сезона были посвящены двум самым громким с медийной точки зрения преступлениям в американской истории. Первый сезон рассказывал о судебном процессе над бейсболистом О. Джей Симпсоном, обвиняемым в убийстве своей жены, второй — расследовании убийства Джанни Версаче. «Импичмент же, в свою очередь, первый проект шоураннера о скандале на политической арене. Уже известно, что следующим его проектом в рамках «Американской истории преступлений» станет сериал о легендарном нью-йоркском клубе Studio 54, навсегда изменившем культурную арену Америки конца 1970-х.

Что интересно, в каждом из проектов Райан Мерфи не только доступно и в то же время эффектно с визуальной точки зрения излагает детали громких преступлений, но и делает своеобразный культурологический срез того или иного периода в истории современной Америки, расставляя акценты на главных явлениях общественной жизни. Иногда он делает это с помощью персонажей второго плана, как это было в случае с Робертом Кардашьяном — другом О. Джея Симпсона, выступившим его адвокатом во время судебного процесса и взявшим на себя роль посредника в общении с главными СМИ. После этого вопросы о том, какие ресурсы позволили Крис Дженнер сделать из своей семьи настоящую PR-машину и почему имя Ким Кардашьян знают люди, весьма далекие от мира развлечений, отпадают сами собой.

Все три сезона «Американской истории преступлений» основаны на книгах, и «Импичмент» — не исключение: в основу сценария легла книга того самого колумниста The New Yorker Джеффри Тобина, в прошлом году ненадолго ставшего хедлайнером новостей после печально известного инцидента в Zoom. Его книга A Vast Conspiracy: The Real Story of Sex Scandal That Nearly Brought Down a President увидела свет в 1999 году и была посвящена роли юной стажерки из Беверли-Хиллз в закулисных играх за власть в Белом доме. Что интересно, сама Моника Левински по приглашению Райана Мерфи стала одним из продюсеров этого сезона, так что можно считать «Импичмент» в том числе и ее версией событий, без преувеличения перевернувших сознание многих американцев.

Монику Левински играет младшая сестра Джоны Хилла Бини Фелдштейн, номинированная в прошлом году на «Золотой глобус» за роль в режиссерском дебюте Оливии Уайлд — комедии Booksmart. Не сомневаюсь, что после роли Моники Левински в ее наградном списке появятся как минимум номинации на «Золотой глобус» и «Эмми». Билла Клинтона не менее блистательно играет обладатель «Золотого глобуса» и номинант на «Оскар» Клайв Оуэн, а муза Райана Мерфи Сара Полсон (совершенно, к слову, неузнаваемая в этом сезоне), завоевавшая «Эмми» и «Золотой глобус» за роль в первом сезоне «Американской истории преступлений», играет Линду Трипп, бывшую сотрудницу Белого дома, благодаря которой связь между Клинтоном и Левински приобрела статус самого обсуждаемого события в мире и едва не завершила политическую карьеру 42-го президента США.

Второй сезон «Утреннего шоу»

Если «Импичмент» делает попытку проанализировать, почему же история Моники Левински закончилась для нее своего рода медийным забвением, а не стала отправной точкой для движения Time’s Up, то 17 сентября на Apple TV+  стартует долгожданный второй сезон «Утреннего шоу» (Morning Show), который тему этого движения эксплуатирует в полной мере. Напомню, что «Утреннее шоу» стал первым оригинальным и самым дорогим на тот момент проектом Apple TV+, успех которого позволил новому стримингу стремительно занять позиции среди лидеров сегмента с точки зрения рейтингов, количества новых подписчиков и статусных кинонаград наряду с Netflix и Amazon Prime Video. Первый сезон сериала о непростых, если не сказать токсичных, отношениях в рабочем коллективе вымышленной телевизионной программы получил 8 номинаций на «Эмми», а Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун, сыгравшие в нем главные роли и выступившие продюсерами, были номинированы на «Золотой глобус». Их героини, Алекс Леви (Дженнифер Энистон) и Брэдли Джексон (Риз Уизерспун) в новом сезоне, конечно же, вернутся в эфир «Утреннего шоу», как и их новый босс Кори Эллисон (Билли Крудап, завоевавший свою первую «Эмми» за эту роль в первом сезоне). Среди новых лиц второго сезона — обладательница «Золотого глобуса» и «Эмми» и звезда сериала «Хорошая жена» (Good Wife) Джулианна Маргулис.

«Сцены из супружеской жизни»

Но главным, на мой взгляд, многосерийным проектом сентября все же стоит назвать новый сериал HBO «Сцены из супружеской жизни» (Scenes from a Marriage), который стартует в Амедиатеке 13 сентября. Мировая премьера проекта состоялась несколько дней назад на Венецианском кинофестивале, где его представили Джессика Честейн и Оскар Айзек, сыгравшие в нем главные роли. «Сцены из супружеской жизни» — это адаптация одноименного сериала Ингмара Бергмана, который выходил на шведском телевидении в 1973 году. По признанию режиссера, его «Сцены» были сняты по мотивам его взаимоотношений с любимыми женщинами, включая и историю любви Бергмана и Лив Ульманн, сыгравшей в сериале 1973 года главную роль. За новое прочтение этой истории взялся Хагай Леви, написавший сценарий «Любовников» (The Affair), выходивших на HBO с 2014 по 2019 годы. В «Сценах из супружеской жизни» он выступил режиссером, сняв пятисерийный мини-сериал по телепьесе Эми Херцог. Среди продюсеров сериала — Даниэль Бергман, сын оскароносного режиссера от его второго брака с актрисой из Эстонии Кэби Ларетеи. По словам Даниэля, он многие годы мечтал о том, чтобы снять ремейк одного из самых известных фильмов своего отца, но смог найти настоящего партнера лишь в лице Хагая Леви.

Как и в случае с «Дюной», осмелюсь предположить, что смотреть новые «Сцены из семейной жизни» также имеет смысл без предварительного просмотра оригинального проекта. У Хагая Леви получился совершенно иной многосерийный фильм, как минимум, хотя бы потому, что он меняет своих героев ролями: у Бергмана инициатором расставания становится муж главной героини, к тому же его решение он озвучивает так, словно смакует свое желание свободы и новых отношений. У Леви о своем желании уйти из семьи к другому человеку говорит главная героиня: это решение дается ей очень нелегко и разбивает сердце не только главному герою, но одновременно и зрителю. Каждый эпизод в новом сериале длится около часа и посвящен определенному этапу в отношениях главных героев, начиная с того момента, когда они рассказывают о том, как встретились, вплоть до мучительно трудной сцены подписания бракоразводных бумаг и событий в их жизни после официального расставания.

Все эти без малого 60 минут экранного времени Леви снимает с героев один психологический слой за другим с маниакальной методичностью патологоанатома в области эмоций, а оба главных героя постепенно меняются даже внешне, особенно героиня Джессики Честейн, которая в каждом новом эпизоде предстает практически новым человеком. Но надо отдать должное режиссеру: каждый эпизод  начинается с театрального приема отстранения, когда мы видим, как Джессика Честейн или Оскар Айзек идут по павильону, пьют кофе, снимают маску или ждут, пока им поправят грим, прежде чем они войдут в кадр и начнут играть свои роли. У Бергмана этого приема не было, и его зритель моментально погружался в процесс своего рода психологической пытки. К слову, сериал Бергмана оказался настолько успешным, что в 1974 году была смонтирована двухчасовая версия фильма, которая вышла в прокат (ее, кстати, можно посмотреть в онлайн-кинотеатре КиноПоиск HD). Жаль, что новые «Сцены из семейной жизни» выходят лишь в формате многосерийного фильма: уверена, что обладатели «Золотого глобуса» Джессика Честейн и Оскар Айзек за свои актерские работы в этом проекте заслуживают всех возможных кинонаград, включая и «Оскар», который, к сожалению, за сериалы не вручают.

Слушайте новый подкаст Tatler «Корона не жмет»

Фото: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ