8 фильмов Венецианского кинофестиваля, которые нельзя пропустить

Наш новый колумнист, директор по маркетингу кинокомпании DreamTeam, свой человек в мире большого кино Юлия Чарышева-Лоло теперь регулярно будет рассказывать о новых фильмах, сериалах и переменах в киноиндустрии, чтобы вы могли поддерживать светский small talk о полном метре на нужной высоте.
Венецианский кинофестиваль  8 лучших фильмов

С наступлением осени стартует бесконечная вереница светских мероприятий. После «как мы провели каникулы» и «за кого болели этим летом» светский small talk плавно переходит на «что мы посмотрели», благо киноиндустрия не замирает ни на минуту. Весь год напролёт в разных точках планеты проходит что-то значимое для мира кино, будь то громкая премьера очередного блокбастера (например, новой невыполнимой миссии Тома Круза в Запретном Городе в Пекине) или специальный показ нового шедевра режиссера-гения на одном из фестивалей.

Начиная с сентября киноиндустрия меняет курс с сезона блокбастеров, которым с лёгкой руки Спилберга считается лето, на сезон кинонаград, когда стартуют осенние кинофестивали. В это время на широкие экраны выходят фильмы, создатели которых стремятся попасть в шорт-листы (или хотя бы лонг-листы) главных кинопремий года – «Золотого глобуса» и «Оскара». Не секрет, что даже номинация на эти две награды обещает достаточно большой зрительский интерес проектам, которым без заветной виньетки на постерах грозил бы в лучшем случае платформенный релиз или прямой путь в стриминг-сервисы.

Недавно завершился 75-й Венецианский кинофестиваль – старейший международный киносмотр и один из трёх главных кинофестивалей мира. Но, в отличие от Канн и Берлина, именно Венеция открывает марафон за «Оскар». Венецианский «Золотой лев», конечно, не всегда приводит к «Золотому глобусу» или «Оскару», но для режиссёров именно в Венеции начинается триумфальное шествие. Энг Ли получил свой первый американский «Оскар» за «Горбатую гору» в 2005 году после победы в Венеции, и именно в Венеции впервые отметили Андрея Звягинцева: его «Золотой лев» за «Возвращение» в 2003 году подарил ему первую номинацию на «Золотой глобус». Не говоря уже об обладателе «Золотого льва» прошлого года Гильермо Дель Торо, чья «Форма воды» подарила ему все возможные кинонаграды, включая его первый «Оскар» и первый «Золотой глобус».

В этом году «Золотой лев» достался Альфонсо Куарону, обладателю «Оскара» и «Золотого глобуса», подарившему нам «Гравитацию» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни. Победу же в Венеции ему принесла драма «Рим», права на которую принадлежат стримингу Netflix. Учитывая историю конфликта между «Нетфликсом» и Каннами, это может закрыть для Куарона возможность выдвигаться на «Оскар» в этом году, если Netflix не выпустит «Рим» в прокат до своего релиза. В любом случае нашумевший проект увидит вся аудитория Netflix, да и за «Золотой глобус» ещё можно будет побороться. Финальная дата релиза пока не объявлена, скорее всего, проект мы увидим не раньше декабря.

Кадр из фильма «Рим» Альфонсо Куарона

Для широкой аудитории тот факт, что в Венеции впервые показывают фильмы, которые претендуют в дальнейшем на «Золотой глобус» и «Оскар», – это, скорее, минус. Ведь увидеть нашумевшие премьеры можно далеко не сразу, а в российском прокате они и вовсе появляются ближе к весне: фильмы такого формата принято выпускать после всех церемоний на PR-волне, которая так или иначе возникает после «Золотого глобуса» и «Оскара». Тем не менее, если вы не побывали в этом году в Венеции, вот несколько фильмов, которые имеет смысл внести в must-see список этого года, помимо «Рима» Куарона.

Во-первых, это новый проект Дэмьена Шазелла, подарившего нам «Одержимость» и «Ла-Ла Ленд» и ставшего самым молодым обладателем «Оскара» за режиссуру. Его фильм «Человек на Луне» стал фильмом открытия Венецианского кинофестиваля. Кто-то из кинокритиков уже успел остроумно окрестить этот проект «Луна-лендом»: очевидно, что этой исторической драмой выпускник Гарварда вновь метит на «Оскар». Это дебют Шазелла в мире крупных бюджетов, поскольку это его первый проект, который он снимает как назначенный режиссер для студии Universal Pictures, а сопродюсером проекта стал Стивен Спилберг. Нила Армстронга, первого человека, ступившего на Луну, сыграл Райан Гослинг. Его жену играет Клер Фой, которая обязана своим первым «Золотым глобусом» проекту Netflix «Корона». Эмма Стоун за «Ла-Ла Ленд» получила свой первый «Оскар» и первый «Золотой глобус», так что не исключаю, что и для Клер Фой сотрудничество с Шазеллом станет оскароносным. Тогда юного по голивудским меркам гения-режиссёра можно будет смело называть талисманом для актеров. Этот проект выходит на российские экраны 11 октября.

Эмма Стоун, получившая в Венеции 2 года назад Кубок Вольпи за роль в «Ла-Ла Ленде», в этом году снова была на фестивале: на этот раз с исторической комедией «Фаворитка», в которой она сыграла одну из главных ролей. В режиссёрском кресле истории об интригах при дворе королевы Англии Анны Йоргос Лантимос. Напомню, он был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий фильма «Лобстер» с Рэйчел Вайс, а в прошлом году завоевал награду в Каннах за сценарий драмы «Убийство священного оленя» с Николь Кидман. Обладательница «Оскара» и «Золотого глобуса» Рэйчел Вайс, совсем недавно подарившая Дэниелу Крейгу дочь, сыграла и в новом фильме Лантимоса. Роль королевы Анны досталась Оливии Колман, звезде «Ночного администратора» с Томом Хиддлстоном, которая уже работала с Лантимосом: в «Лобстере» у неё была небольшая роль. Кстати, именно Оливия Колман сменит Клер Фой в «Короне» в третьем и четвёртом сезонах. «Фаворитка» появится в российском прокате лишь 31 января, видимо, после того, как студия 20th Century Fox проведёт ее по всем знаковым церемониям года.

Кадр из фильма «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса

В этом году в Венеции состоялась премьера и нового фильма Луки Гуаданьино, одного из претендентов на «Оскар» в прошлом году за драму «Назови меня своим именем», открывшую для нас большую, как мне кажется, будущую звезду Тимоти Шаламе. В этом году режиссёр привёз на фестиваль балетный хоррор «Суспирия», ремейк одноимённого проекта 1977 года культового итальянского режиссёра и мастера хоррора Дарио Ардженто. В главной роли лицо Gucci и звезда «50 оттенков серого» Дакота Джонсон; она уже работала с режиссёром на «Большом всплеске». Кстати, готовясь к этой роли, актриса два года занималась балетом. Обладательница «Оскара» Тильда Суинтон сыграла наставницу главной героини. В титрах это не подтверждено, но практически все уверены, что актриса сыграла ещё одну роль в «Суспирии» — старика психотерапевта, но в гриме она абсолютно неузнаваема! В фильме также заняты бывшая девушка Бруклина Бекхэма Хлоя Грейс Морец и звезда «Нимфоманки» Ларса фон Триера и по совместительству жена Шайи ЛаБафа Мия Гот. Одним из главных сюрпризов фильма стал саундтрек: музыку к «Суспирии» написал вокалист Radiohead Том Йорк, и это его дебют в кино. Права на проект принадлежат самому богатому человеку планеты Джеффу Безосу, точнее, его компании Amazon Studios, конкурирующей с Netflix в создании и стриминге контента, так что борьба за попадание этого проекта в шорт-листы основных наград обещает быть ожесточённой. Хоррор о балете, который заберет вашу душу, в российском прокате с 29 ноября.

Конечно, нельзя пропустить и новый фильм братьев Коэнов. «Баллада Бастера Скраггса» — микс вестерн-комедии и пародии на фильмы о Диком Западе с Джеймсом Франко, Лиамом Нисоном и Томом Уэйтсом в главных ролях, за который создатели получили «Золотого льва» за лучший сценарий. Одну из ролей играет внучка легендарного Элиа Казана, подарившего нам «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли, за который актриса получила «Оскар».

Изначально планировали, что это будет сериал для Netflix, но в результате было решено снять полноценный полный метр. Режиссёры рассказали о проекте в двух словах так: «Мы всегда любили фильмы-антологии, особенно те, что делали в Италии в 1960-х, где разные режиссеры работали над одной темой. С нашей антологией вестерн-историй мы попытались сделать нечто похожее и привлечь лучших режиссеров современного кинематографа. К счастью для нас, они оба согласились». Даже только после этого хочется срочно загрузить все шесть эпизодов: они будут доступны для просмотра на Netflix уже 16 ноября.

Кадр из фильма «Баллада Бастера Скраггса» Джоэла и Итана Коэн

Ещё одним проектом, с которым Netflix приехал в Венецию, стала драма «22 июля» Пола Гринграсса. Режиссёр фильмов о Джейсоне Борне на этот раз раз переносит на экран реальные события трагедии, прогремевшей в новостях несколько лет назад: его новый фильм – о Брейвике, печально известном фанатике, расстрелявшем группу подростков в молодёжном лагере в предместье Осло. В фильме заняты в основном норвежские актёры, а одним из продюсеров проекта выступил Скотт Рудин. Учитывая, что почти все его фильмы были номинированы на «Оскар», а «Старикам здесь не место» братьев Коэнов завоевал его как лучший фильм, посмотреть «22 июля» будет как минимум интересно. Он будет доступен для просмотра на Netflix уже 19 октября.

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в этом году получил Уиллем Дефо за актёрскую работу в драме обладателя «Золотого глобуса» Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности». Помимо номинированного в прошлом году на «Оскар» за роль в «Проекте Флорида» Дефо в фильме заняты звезда «Родины» Руперт Френд, обладатель «Золотого глобуса» Оскар Айзек и Мадс Миккельсен из новых «Звездных войн» и Эмманюэль Сенье, третья жена Романа Полански и звезда его «Горькой луны». Когда будет релиз в России — пока неизвестно.

Ещё один проект, который пока не планируют выпускать в России, тем не менее заслуживает внимания. Дженнифер Кент, снявшая драму «Соловей», – единственная женщина-режиссёр в конкурсе фестиваля в этом году. Фильм получил специальный приз жюри и премию Марчелло Мастроянни и, вероятно, может попасть в шорт-листы как лучший иностранный фильм. Главную роль сыграла Эшлинг Франчиози из «Игры престолов» и «Краха», а на роль главного негодяя выбрали Сэма Клафлина из «Голодных игр».

Кадр из фильма «Соловей» Дженнифер Кент

И наконец, одним из фильмов года, показанных в Венеции вне конкурса, стал режиссёрский дебют Брэдли Купера. Музыкальная драма «Звезда родилась» – это ремейк одноимённого фильма 1937 года, завоевавшего «Оскар». Брэдли Купер выступил режиссёром, продюсером и сценаристом истории о Пигмалионе от музыки. Соавтором сценария стал Эрик Рот, получивший когда-то «Оскар» за сценарий «Форреста Гампа», а одним из сопродюсеров «Звезды» выступил Тод Филипс, режиссёр, с которым Брэдли Купера связывает дружба и «Мальчишник в Вегасе». На главную роль Купер пригласил Леди Гагу, у которой в активе «Золотой глобус» за роль в сериале «Американская история ужасов» и участие в фильмах Роберта Родригеса. В фильме Купера певица появляется в нетипичном для неё натуральном образе, из-за чего смотреть этот ремейк становится ещё любопытнее. Но главный бонус фильма в том, что все песни в нем исполняются не в записи – это было главным требованием Леди Гаги для участия в фильме. И все это на наших экранах уже с 4 октября!

Любопытно, станет ли режиссёрский дебют номинанта на «Оскар» участником оскаровского марафона в этом году, но об этом мы узнаем лишь в декабре, когда киноакадемия объявит номинантов.

Кадр из фильма «Звезда родилась» Брэдли Купера

Фото: архив пресс-служб