Паулина Андреева и Маруся Фомина с дебютными фильмами про гробы, а также другие чудеса «Кинотавра»

Наш корреспондент Ольга Шакина внимательно посмотрела почти все, что показали на «Кинотавре», и констатирует: похоронная тема — уверенный тренд.
Паулина Андреева и Маруся Фомина с дебютными фильмами а также основные темы фильмов «Кинотавра»

Показы «Кинотавра» обязательны к посещению не менее, чем вечеринки: если в полночь в знаменитой палатке кто-то признается, что в полдень не был на короткометражном кино — бармены, возможно, обнесут аперолем. Шутка — апероля достанется всем, но вот уж лет десять как здесь действует негласное правило: во сколько бы ни разошлись после танцев (обычно это пять утра) — в назначенный час будь добр клевать носом в кинозале. И вот уже критики, выходящие с показа и обсуждающие, сколько можно экранизировать тексты Александра Цыпкина, подвергаются нападению с тыла: писатель прыгает на них с криком «Спокойно! Автор в зале!» (а режиссер экранизации его рассказа «Эвтаназия» Елена Бродач идет рядом с ним и тихо улыбается). «Эвтаназия» повествует о кардиологе (Ольга Сутулова), признающейся следователю (Тимофей Трибунцев) в убийстве любовницы мужа.

Маруся Фомина в украшениях Mercury

Темы разваливающейся семьи и смерти на юбилейном «Кинотавре» — сквозные. Где не убивают (инкассаторы бандитов в «Большой поэзии», деревенская старушка уголовников в «Керосине», одни братки других на рынках 90-х в «Быке», одни солдаты других на полях Первой мировой в «Мальчике русском») — там разводятся (китаянка с американцем в «Троице», дальнобойщик и вязальщица в «Однажды в Трубчевске», гинеколог в исполнении Анны Михалковой с мужем-домохозяйкой в «Давай разведемся!» постановщика клипов группы «Ленинград» Анны Пармас).

В конкурсе короткого метра — то же самое: достаточно сказать, что в показанных там дебютных режиссерских опытах Паулины Андреевой и Маруси Фоминой фигурируют полновесные сосновые гробы. В шестиминутном кино Маруси «Прощание» (для таких опытов у кинокритиков припасено определение «метафоричная притча») в нем хоронят отношения: белоснежный лакированный ящик вносят в комнату, где похмельный герой Егора Корешкова обсуждает с приятелем подвиги прошедшей холостой ночи. Гроб сопровождает Анна Чиповская в траурной шляпке с вуалью в духе начала прошлого века, заявляющая: «Я разочаровалась в вас, Михаил Афанасьевич» (режиссер вместе с Алексеем Киселевым, к слову, аккуратно посещали показы все три дня, демократично устраиваясь в одном из первых рядов вместе со случайными зрителями и прессой).

Паулина Андреева

В финальных титрах «Прощания» мелькнула благодарность Виктории Шеляговой (вопросов о том, кем был предоставлен первосортный гроб, не осталось) — в сатире «Плачу с вами» Паулины Андреевой их нет. Оно и понятно: предмет осмеяния здесь — отечественная похоронная индустрия. Звезда МХТ Павел Ворожцов играет кладбищенского плакальщика с богатым перечнем услуг по прейскуранту — особенно востребован прыжок в могилу в слезах со скорбным воем за шесть тысяч рублей (именно его оплачивает герой композитора Игоря Вдовина, заказывающий панихиду для отца, которого все ненавидели, поэтому бесплатно к нему в могилу вряд ли бы кто-то прыгнул кто). Фильм выдержан в благородно-мрачном ч/б, отчего любой взгляд приобретает французскую нововолновую глубокомысленность, а любой гэг вроде прыжка в могилу веселит, как у Жерара Ури — потому и приз (награды авторам короткого метра раздали уже вчера вечером) Паулина получила за «точную цветопередачу черного в комедии» (в формулировке чувствуется набитая на остроумных заголовках рука бывшего автора «Коммерсанта», члена жюри короткого метра Михаила Зыгаря).

Паулина выступила не только режиссером, но и сценаристом-дебютантом режиссерского опыта звезды «Гоголь-центра» Евгения Сангаджиева «Есть город золотой». Там, слава богу, никого не убивают и никто ни с кем не разводится — поскольку речь идет о герое, который не способен ни на отношения, ни на преступление. Бездельник (Виктор Хориняк) мечтает переехать из омерзительной России хоть куда-нибудь — но не знает куда. Поест хумуса, который приготовила соседка Сара — решает свалить в Израиль, закажет суши — склоняется к Японии. Судя по всему, своей специализацией Паулина выбрала комедию — и нельзя не порадоваться, что в нашем кино вот-вот появится такой приятный Гайдай.

В обстановке, где правят бал социальная сатира, комедия характеров и гробы, долго раздумывали, кому отдать свой приз, представители фонда поддержки современного искусства RuArts. В итоге награда досталась миниатюре Ивана И. Твердовского «Мирная жизнь» — о дембеле (Никита Кукушкин), который приглашает свою девушку (чудесная роль Анны-Марии Шепелевой) на свидание в танк (считай, тоже в гроб), а потом отказывается выпускать оттуда, более того — приказывает стрелять по многоэтажкам.

Фото: Архив пресс-службы