Ян Яновский – о том, зачем фонд «Друзья» запускает MBA для филантропов

И чему благотворителей научат Михаил Зыгарь, Леонид Парфенов и Марина Жигалова-Озкан.
Ян Яновский  о том зачем фонд «Друзья» запускает MBA для филантропов

20 сентября фонд «Друзья» закроет прием заявок на первую образовательную программу своей Московской школы профессиональной филантропии – курс для руководителей благотворительных организаций и тех, кто хочет ими стать. Для людей светских это, конечно, челлендж – программа (стоимостью в скромные для ее масштабов 300 000 рублей) длится девять месяцев, состоит из восьми учебных модулей и не предполагает прогулов. О том, кому и зачем надо идти учиться к «Друзьям», «Татлеру» рассказал сооснователь фонда и борец за профессиональную благотворительность в России Ян Яновский.

– У вас целых тридцать пять преподавателей. В списке встречаются знакомые личности – Михаил Зыгарь, Леонид Парфенов. Чему они будут учить филантропов?

– Михаил и Леонид – это не совсем преподаватели, а наши «insight speakers» (спикеры, которые помогают посмотреть на то, что вы изучаете, с другой стороны. – Прим. «Татлера»). Одна из лекций Михаила, например, называется так: «Как говорить о грустных и скучных вещах так, чтобы было интересно миллионам». К нам присоединится и Ольга Свиблова – расскажет, что общего у благотворительности и музеев. А глава Disney в России Марина Жигалова-Озкан тему подтвердила только что – студенты послушают, как строить отношения с большими компаниями: что просить, как говорить «спасибо», как коммуникацию налаживать.

– Для кого вы запускаете этот курс?

– Если коротко – хотим увидеть людей, которые будут менять индустрию благотворительности. Это могут быть и руководители благотворительных организаций, и нет – главное, чтобы было желание заниматься филантропией профессионально.

– А если, скажем, наша читательница, которая никогда не занималась благотворительностью, подаст заявку на этот курс – у нее есть шансы попасть в группу? И нужно ли это ей?

– Такой опыт, мне кажется, точно пойдет на пользу. Только не забывайте, что отбор у нас строгий. Мест тридцать, а заявок – уже больше ста двадцати. Но читательниц «Татлера» мы, конечно, ждем. И читателей тоже. У вас же они тоже есть.

– Как вы будете сплачивать видных благотворителей с теми же читательницами «Татлера»?

– На программе они вместе и поплачут, и посмеются. В самом начале курса я встану и скажу студентам: «Посмотрите вокруг себя. Вот эти люди будут вашими друзьями на всю оставшуюся жизнь». Мы хотим, чтобы выпускники наши вышли в мир с ощущением плеча – с чувством, что они не одни. Чтобы можно было позвонить друг другу и вместе решить проблему.

– А чего-то вроде совместных завтраков и вечеринок у вас разве не будет?

– Будет, конечно! Только это тайна, конечно. Вот, посмотрите (включает огромный айпад. – Прим. “Татлер”) – в Амстердаме в школе креативного лидерства THNK перед занятиями все вообще лежат на матах, медитируют. Я в этом году очень много путешествовал – собирал все занятные мировые практики для нашего курса. Наша программа – это же не просто обучение, это путешествие – journey длиною в жизнь. Студенты с нами его начинают, и оно никогда уже не заканчивается.

– Где эти занятия будут проходить?

– У нас уже есть несколько фантастических вариантов, но финального решения еще нет, так что пока пусть это будет маленькой тайной. Это точно будет неординарное место. В вузах учатся как в прошлом веке – сидят за партами, слайды смотрят. Я за какие-то новые механизмы, за большие пространства – чтобы там можно было и лекцию провести, и утреннюю йогу, и класс танцев. Безусловно студенты будут получать фундаментальные знания во многих дисциплинах, важной частью образовательного процесса станет командная работа, решение реальных кейсов из индустрии, но танцы никто не отменял. Танцевать наши студенты обязательно будут. Только это секрет.

– У вас на сайте есть цена программы – 300 000 рублей. На что идут деньги?

– На оплату помещений, учебных материалов, на спикеров. Для нас этот проект совсем не коммерческий. Даже напротив, скажу вам, что реальная стоимость выше. Указанная цифра не покрывает реальные расходы. Вдобавок, у нас будут гранты: например, в этом году мы оплатим полный курс двум успешным кандидатам, трем – оплатим частично.

– Что можно сделать, чтобы пройти отбор на программу?

– Во-первых, получить высшее образование – это обязательное условие. Кстати, каждый наш студент получит диплом Высшей школы экономики, партнера нашей школы, – настоящий, о дополнительном образовании. Во-вторых, заполнить анкету – это займет минут двадцать. А дальше – пройти несколько интервью. Мне, конечно, часто звонят – спрашивают, как к нам попасть. К счастью, мы сами (основатели фонда «Друзья». – Прим. «Татлер») никаких решений не принимаем – создали для объективности экспертный совет.

– А заявки от женщин к вам часто поступают?

– Посмотрите на индустрию благотворительности – это же в основном женщины. Нам бы мужчин-филантропов побольше (улыбается).

– Что вы сами будете преподавать?

– Буду проводить так называемые eye-openers, очень любопытные упражнения. Например, попрошу всех встать в круг, поставлю чашку кофе посередине и скажу: «Это что?» Студенты по кругу будут говорить то, что придет в голову. Например: «Это чашка», «Это чашка кофе», «Это повышает давление». Потом я попрошу обратиться к чашке на «ты». Студенты скажут что-то вроде «Ты вожделенно», «Я без тебя жить не могу», «Ты поднимаешь настроение». Следующий этап – начать с «я». Получится так, например: «Я – позитив», «Я расту в Африке». Дико полезный опыт – развивает креативное мышление. Вы у себя в «Татлере» тоже такое упражнение устройте. Если хотите, я сам проведу.

Ян Яновский

Фото: Тимофей Колесников