«Звук металла» – драма о том, как потерять слух, но не себя

Музыкальная драма режиссера-дебютанта Дариуса Мардера, получившая шесть номинаций на «Оскар», 24 июня выходит в российский прокат. Кинообозреватель Анастасия Гулиджанян рассказывает, почему эта картина стоит внимания даже в том случае, если вы максимально далеки от панк-рок культуры.
«Звук металла»  драма о том как потерять слух но не себя

Рубен Стоун — бывший героинщик, а ныне барабанщик панк-металл группы Blackgammon вот уже долгие годы живет в трейлере с любимой девушкой Лу (по-совместительству вокалисткой и гитаристкой той самой группы). Во время одного из своих одиозных выступлений парень неожиданно теряет слух, и надежды на быстрое восстановление угасают после первого приема врача — совсем скоро герою грозит полная глухота. И теперь на кону не просто проданное турне, но и вся его жизнь в целом. Рубен прощается с Лу и отправляется в особый реабилитационный центр — для глухонемых и зависимых людей. Каждый посетитель этого заведения должен выполнять простые правила: работать, пытаться принять свою глухоту и не общаться с внешним миром. Каждый из этих постулатов для упрямого Рубена — проблема. Он так слепо хватается за свою прежнюю жизнь, что кажется: вместе со слухом у героя пропало еще и зрение.

Молодой режиссер Дариус Мардер (человек, который написал сценарий для «Места под соснами» с Райаном Гослингом и Евой Мендес) с головой погружает зрителя в мир главного героя — то есть вы будете слышать все то же самое, что и Рубен. То барабанный рев, то глухой гул, то пресловутый звук металла. Название в самой картине обыгрывается не раз. Сначала на концерте, где герой одновременно с барабанными палочками ломает перепонки, затем в ретрите на детской горке и, конечно, в финальной части (но тут обойдемся без спойлеров).

«Жизнь — это шум». Не зря эта фраза стоит на постере. Шум для Рубена – привычная штука, часть его жизни. И вот его нет, и герою кажется, что и жизни-то теперь никакой у него нет. В этой, казалось бы, патовой ситуации он всеми силами цепляется за то, что у него было. Он воспринимает потерю слуха как проблему, которую надо срочно разрулить, «пофиксить», найти выход, что-то придумать, но вернуться в состояние «как было». Много шума — и ничего. Много мытарств, которые не дают результата. Рубен не думает о том, что надо принять факт своей глухоты и только после этого он сможет двигаться дальше. Как это сделала Лу, например (которую играет чудесная актриса Оливия Кук) — она смогла отпустить прошлое и пошла дальше. Рубен же словно прячется за барабанной установкой и любимой женщиной, а тут вдруг бац — и остается наедине с самим собой.

Брутальная оболочка главного героя и его мир (панк-тусовка, героиновое прошлое, селфхарм Лу и так далее) прячут на самом деле мысли, которые будут понятны каждому. Например, то, что нам очень трудно принимать перемены. Или чтобы понимать друг друга не обязательно друг друга слышать. Что не все потеряно, даже если тебе кажется, что ты все потерял. И конечно, то, что ты не обязан оставаться со своей бедой один на один. А просить помощи — не зазорно. Удивительно, но такие, казалось бы, простые вещи иногда загоняют нас в тупик. И то, что Дариус Мардер решил еще раз проговорить все это, лишним не будет.

Главная звезда «Звука металла», безусловно, 38-летний британско-пакистанский актер и рэпер Риз Ахмед. В прошлом году он сорвал настоящий карьерный куш. Вышел из тени нью-йоркского интеллектуала Джейка Джилленхола (Ахмед дважды играл правую руку Джейка — в картинах «Братья Систерс» и «Стрингер») и других голливудских звезд вроде Тома Харди или Мэтта Деймона. И теперь его самого зовут на «главные мужские роли» — в 2020-м он сиял в музыкальном инди дважды — сыграл рэпера в картине «Откуда ты родом» и барабанщика в «Звуке металла». Если в первом он играл практически себя, то ради второго проекта пришлось попотеть — семь месяцев Риз учился держать палочки и стучать по тарелкам, освоил язык жестов, а еще ходил на встречи клуба анонимных алкоголиков, чтобы изучить зависимость. Труды окупились с лихвой — благодаря «Звуку металла» Ахмед вошел в историю — стал первым мусульманином, номинированным на «Оскар». Награду он так и не получил, но попадание в Best Actor in a Leading Role все равно сказалось: в его планах есть уже как минимум пять новых проектов. А фильму из шести номинаций в итоге достались две статуэтки — за звук и монтаж, разумеется. И потому в российских кинотеатрах «Звук металла» будут показывать с оригинальной дорожкой и специальными субтитрами, подходящими для просмотра зрителям с ограничениями слуха.

Фото: Архивы пресс-службы