Я с детства не любил овал: Игорь Цуканов о выставке Le cubisme в Центре Помпиду

Тем, кому было мало Пикассо и Хохловой в ГМИИ, пора на Пикассо и Брака в Париж.
Игорь Цуканов о выставке Le cubisme в Центре Помпиду

В начале XX века Пабло Пикассо и Жорж Брак полностью перевернули наше представление о пространстве и предметах. Фрагментированные формы на картинах отцов-основателей кубизма радикально меняли зрительское визуальное восприятие: окружающий мир трансформировался, все распадалось на элементы и собиралось в загадочном ребусе, страшном, незнакомом, но и отчаянно привлекательном. «Четкий и простой принцип художественной перспективы – вся традиция Ренессанса – оказался сейчас непригоден, – полагал Брак. – Он сокращал возможности художника для передачи ощущения полноты пространства».

За решение этой проблемы до возникновения кубизма решительно взялся Поль Сезанн. Он декомпозировал пейзажи и объекты в набор четко выделенных цветовых пятен. Брак продолжил начинание Сезанна в своих ранних пейзажах «Виадук в Эстаке» и «Дома в Эстаке», состоящих из квадратов и цилиндров. А Пикассо, вдохновившись африканскими скульптурами, произвел «Авиньонских девиц». Это как «выпить керосину и выдохнуть огонь», – сказал Брак, увидев «Девиц» в 1907-м. Ну а дальше начался рок-н-ролл. Два мастера создавали шедевр за шедевром на протяжении семи лет и ощущали себя как «два альпиниста, взбирающихся на вершину, помогая друг другу».

«Бокал абсента», Пабло Пикассо, 1910-е.

Этим семи годам посвящена выставка Le cubisme, открывшаяся осенью в Центре Помпиду. Это монументальный проект, который выходит далеко за рамки творческих поисков Пикассо и Брака: их идеи быстро подхватили Фернан Леже и Хуан Грис, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Робер и Соня Делоне. На выставке представлены более трехсот картин и документов – от африканских масок и композиций Сезанна, предтечи движения, до наиболее абстрактной и пессимистичной работы Матисса «Французское окно в Коллиуре» (1914). Добавим к этому «Композицию No 4» Мондриана и «Черный крест» Малевича, которые трансформировали кубизм в лаконичную абстракцию (против чего, кстати, резко возражали Пикассо с Браком).

Здесь же и русский конструктивист Владимир Татлин, и итальянский футурист Джино Северини, и даже ностальгически фигуративный Марк Шагал с его «Воротами еврейского кладбища». Влияние кубизма на творчество этих мастеров несомненно, и это блестяще отражено кураторами Центра Помпиду.

В Париже выставка продлится до 25 февраля. Если не успеете, поезжайте в Базель: там в Kunstmuseum кубизм будет гостить с 30 марта по 4 августа.

«Скрипка и кувшин», Жорж Брак, 1910.

Фото: архив Tatler