1. Главная
  2. Герои
Герои

Игорь Цуканов — о выставке Владимира Янкилевского

В музее Ольги Свибловой показывают высшее творческое достижение Владимира Янкилевского.
реклама
20 Октября 2019

Каждый художник уникален, но, как правило, считывается предыстория, контекст, эволюция творчества. У Владимира Янкилевского этого нет и в помине. Его образный космос появился будто с чистого листа. Едва окончив Полиграфический институт в 1962-м, он делает большую серию рисунков и живописных вещей под названием «Тема и импровизация», в которой был фундаментально разработан его пластический язык. В том же году появляется «Триптих No 2. Два начала» и знаменитый, почти шестиметровый «Пентаптих No 1. Атомная станция» – они положили начало серии монументальных работ. Завершился тот год участием двадцатичетырехлетнего Янкилевского в выставке «30 лет МОСХ» в Манеже, на которой Никита Хрущев сообщил, что он думает о молодых экспериментаторах.

За неполный год художник создал свою, отличную от других художественную систему. Все ее элементы – цвета, формы, линии, предметы – наполнены невероятной энергией, органично соединяются и подчиняются друг другу. Пространство, в понимании Янкилевского, формируется движением предметов, но это не хаос, а целое. По меткому замечанию Ильи Кабакова, «смотря на женщину на пляже, мы не можем сказать, где тут женщина, а где пляж». Глядя на картины и объекты Янкилевского, вы ощущаете непрерывную «движуху». Рельефная поверхность словно шевелится, ее подчас населяют странные существа – гады, мутанты, уроды. Вы не знаете, кто они, но чувствуете на подсознательном уровне. Янкилевский создает иную реальность в вашем сознании.

реклама

Показывать этого художника – вызов, особенно после прижизненных выставок в фонде «Екатерина» и Русском музее и прошлогодней ретроспективы в ММоМА спустя два месяца после ухода мастера. Но Мультимедиа Арт Музею к вызовам не привыкать. Их проект – реконструкция выставки Янкилевского Monument heroïque («Героический монумент»), которая прошла в 1994-м в парижском центре La Base, основанном Оливье Мораном, мужем директора МАММ Ольги Свибловой. Сама Свиблова и ее сокуратор Анна Зайцева теперь воссоздают ее в память о Владимире и Оливье.

Центральное место занимает скульптура «Героический монумент», восстановленная по чертежам художника и фотографиям. Эта работа является развитием цикла «Люди в ящиках». Для художника было важно, чтобы монумент выставлялся в зале, где экспонируются его рисунки, гуаши, офорты и коллажи всех серий, включая пейзажи с горизонтами, на фоне которых разворачивается драма «людей в ящиках». Несколько лет назад коллекционер из Лос-Анджелеса предложил мне приобрести главную работу этого цикла, но я отказался из-за ее размера – более восьми метров. Вероятно, это была самая большая ошибка, которую я сделал за двадцать лет коллекционирования.

Отдельно на выставке представлена серия «Автопортреты», в которых нет внешнего сходства с Янкилевским – они метафорически «раскрывают голову» художника и эксплицируют моменты его творческой деятельности. Большая часть работ прибыла в МАММ из семейного фонда, которым преданно занимается вдова и муза художника Римма Солод, и Breus Foundation, выступившего соорганизатором этого замечательного проекта.

Фото:Архив пресс-службы

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует