1. Главная
  2. Герои
Герои

Игорь Цуканов — о новом проекте художницы Трейси Эмин

Одна из самых дорогих художниц мира – Трейси Эмин – начинает новую жизнь в искусстве.
реклама
17 Марта 2019

В лондонской галерее White Cube – новый масштабный проект, «Две недели слез» Трейси Эмин, одной из самых известных представительниц плеяды «Молодых британских художников» (YBA). Эта группа возникла в конце восьмидесятых вокруг выпускников арт-школы университета Голдсмитс и никогда не была формализована: у YBA нет ни лидера, ни манифеста. Арт-школа Голдсмитса отказалась от разделения программ по жанрам. Студентов учили не «живописи», «скульптуре», «фотографии», а всему сразу. И они стали создавать другое искусство – использующее разнообразные выразительные средства и материалы, шокирующее, разрушающее границы того, что можно и что нельзя.

Одним из культовых образцов творчества YBA наряду с заспиртованной акулой Хёрста стала инсталляция Трейси Эмин «Моя кровать». Трейси заявила, что это ее постель после четырех дней депрессии, вызванной разрывом отношений. На кровати лежали использованные презервативы, прокладки, грязное нижнее белье, множество окурков. С «Моей кровати» начал складываться стиль художницы, подразумевающий трансформацию мрачных, сокровенных деталей ее жизни в художественные образы.

До 2014 года «Моя кровать» находилась в коллекции Чарльза Саатчи, и я очень хотел получить ее для своей выставки «Пост-поп» в Saatchi Gallery. Но за несколько месяцев до открытия Чарльз сказал мне, что выставил работу на Christie’s. Временные огорчения сменились большой радостью, когда знаковое произведение Трейси ушло в пользу Tate Modern за два с половиной миллиона фунтов (вот вам и постель с предметами женской гигиены!).

Своим художественным принципам Трейси осталась верна и в экспозиции в White Cube. Она вводит зрителя в непростой мир пятидесятипятилетней одинокой женщины, у которой нет детей, которая два года назад потеряла мать и мучается бессонницей. Вначале мы оказываемся в круговой экспозиции пятидесяти двухметровых автопортретов Трейси. Лицо художницы, лежащей на постели и страдающей без сна, взято крупным планом. Видны следы травм, осиные укусы, послеоперационные швы на веках. Жутковатое впечатление.

На этих фотографиях или в неоновых инсталляциях на стене мы видим Эмин, которую хорошо знаем. Но главный акцент кураторы делают на серии новых работ, на трансформации ее метода. Картины (их более тридцати) выполнены в стилистике абстрактного экспрессионизма: легкие рваные мазки, смешанный цвет, осознанная небрежность. Но присмотревшись, замечаешь обнаженные фигуры. Они, конечно, ассоциируются с самой Эмин, которая с помощью тела выражает чувства, от сексуальных наваждений до моральных страданий.

Открытием выставки стали гигантские бронзовые скульптуры «Я лежу здесь для тебя» и «Когда я сплю». Мы видим монументальные абстрактные женские фигуры, исполненные с анатомическими подробностями, в провокационных позах – то ли призывных, то ли обвиняющих. Никогда прежде художница не делала ничего подобного. Встречайте новую Трейси Эмин.

реклама
реклама
читайте также
TATLER рекомендует