Встреча на Дунае: Игорь Цуканов о ретроспективе Питера Брейгеля Старшего и Нико Пиросмани

Главные выставки января – Пиросмани в Альбертине и Брейгель Старший в венском Музее истории искусств.
Встреча на Дунае Игорь Цуканов о ретроспективе Питера Брейгеля Старшего и Нико Пиросмани

В Альбертине выставляют Пиросмани, а в Музее истории искусств – Брейгеля Старшего. Оба проекта объединяет слово «впервые». Грузинского самородка никогда прежде так масштабно в Европе не демонстрировали, ну а для фламандского классика это вообще дебютная соло-выставка, первая за пятьсот лет ретроспектива. Из сорока сохранившихся до нашего времени полотен в экспозиции представлены тридцать, плюс более шестидесяти рисунков и гравюр.

О жизни Пиросмани ходят легенды. Он был из семьи бедных крестьян, рано осиротел, пытался завести небольшой бизнес, разорился и в итоге зарабатывал на жизнь тем, что сейчас назвали бы дизайном: писал вывески и плакаты, украшавшие духаны Тифлиса, портреты и натюрморты на заказ. В начале 1910-х самобытного художника открыли футуристы – братья Кирилл и Илья Зданевичи – и начали знакомить с ним столичные арт-круги. В 1913-м работы Нико показали на легендарной выставке «Мишень» в Москве вместе с работами Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. «Бродяга, который сознательно выбрал скитание как образ жизни, – так говорит о Пиросмани куратор выставки в Альбертине Бис Кюриже. – Духаны, скотные дворы для него – смысл жизни, центр мира».

На венской выставке я, впрочем, не нашел одну из самых известных картин Пиросмани – «Арсенальная гора ночью». С ней связана особая история. Датированное 1907–1908 годами, это полотно было приобретено музой Владимира Маяковского Лилей Брик, которая подарила ее своей сестре Эльзе Триоле и ее мужу, французскому поэту Луи Арагону. В их собрании «Гора» находилась долгие годы. В 2007-м я приобрел ее на нью- йоркском Sotheby’s за рекордные для Пиросмани один миллион восемьсот тысяч долларов – качество и провенанс были безукоризненными. В течение нескольких лет я не оставлял попыток найти еще две-три его работы сопоставимого уровня, чтобы собрать мини-коллекцию, но мои усилия оказались безуспешными.В итоге я снова выставил «Гору» на аукцион, и, к моей радости, ее приобрел грузинский бизнесмен, бывший премьер-министр и меценат Бидзина Иванишвили – в подарок Государ- ственному музею искусств Грузии. Картине там самое место.

Ну а Музей истории искусств в Вене известен самой большой в мире коллекцией Питера Брейгеля Старшего – двенадцатью работами, принадлежавшими австрийским Габсбургам. Однако на то, чтобы собрать вместе еще восемнадцать полотен из мировых музейных и частных коллекций, ушло шесть лет. Некоторые работы не покидали музеев десятки и сотни лет. В Вене представлены четыре из пяти сохранившихся сцен серии «Времена года», в том числе самая знаменитая работа фламандца – «Охотники на снегу». Пятую сцену, «Жатва», из Метрополитен-музея по- лучить не удалось – риск транспортировки сочли слишком большим. Впервые в одной экспозиции встретились две «Вавилонские башни» – «Большая» из венского музея и «Малая» из Музея Бойманса – ван Бёнингена в Роттердаме. Мадридский Прадо специально к выставке отреставрировал «Триумф смерти». Собранные вместе, эти работы производят ошеломляющее впечатление.

«Актриса Маргарита», Нико Пиросмани, 1909.

Фото: Архив Tatler