Владимир Кехман: «Я изначально смертник, но они в это не верят»»

У художественного руководителя Михайловского театра новое назначение — теперь он еще и генеральный директор МХАТ им. М. Горького. Еще одну должность, худрука Новосибирского театра, пришлось уступить Дмитрию Юровскому. А мы по этому поводу вспоминаем архивный материал Tatler, опубликованный в 2015 году, когда Владимир Абрамович только отправился на спасение культуры в столице Сибири.
Владимир Кехман «Я изначально смертник но они в это не верят»»

«Ты думаешь, я похудел от стресса? Чушь. От стресса толстеют. Это ты виновата», — и Владимир Кехман припоминает нашу встречу двухлетней давности на приеме Vogue в Петровском путевом дворце, где я имела неосторожность констатировать у директора Михайловского театра наличие живота. Сегодняшний Владимир Абрамович — весомый руководитель уже двух театров — выглядит почти прозрачным. Шестьдесят три килограмма. Все старые и горячо любимые «ральфы» и «томы» розданы друзьям, единственный приличный костюм, который не висит на нем мешком, нашелся у John Varvatos. Но Кехман (по-прежнему модник и пижон) возлагает надежды на скорую поездку в Японию, где его коллега, худрук новосибирского балета Игорь Зеленский обещал показать магазин для миниатюрных деятелей искусств.

Мы долго спорим, как будут смотреться в кадре на крыше Новосибирского театра на фоне легендарного купола ботинки Prada с желтой подошвой, и прикидываем, как лучше причесать новому директору бороду. Ее Кехман категорически не доверяет «чопчоповцам», по привычке пользуясь услугами Фимы, питерского гуру груминга, порекомендованного другом, ресторатором Арамом Мнацакановым.

Владимир Кехман «Я изначально смертник но они в это не верят»»

Худой Кехман в «Праде» и с бородой — абсолютно новый человек, и в этой метаморфозе образа кроется разгадка финта, который он хочет провернуть с Новосибирским театром. Если Михайловскому директор возвратил былое величие, натер до светского блеска, заставил зрителей надеть костюмы, горжетки и пить шампанское в отреставрированных буфетах от «Гинзы», то здесь — в четырех тысячах километров от Санкт-Петербурга — он работает на другую публику. Студенты, кадеты, молодежь с романтическими порывами...

«Рассказываю, что я придумал. Новосибирск — большой город. Миллион шестьсот тысяч человек. Представь себе: зима. Минус сорок. Ты приходишь в субботу в театр и вместе с билетом покупаешь ночь в отеле. Две тысячи билет, три тысячи — номер в Marriott (отель радостно дал спеццену, потому что в выходные без командировочных загрузка там пятнадцать процентов), и все. Идеальный уикенд по цене в пять тысяч рублей — разве это не гениально?» Кехман очень горд своим ноу-хау, обкатанным в Питере с «Асторией» и «Европой».

Так же, как и в Михайловском, он пересмотрел структуру зала. Ввел понятие «высокий партер» — двести элитных мест по три с половиной тысячи. Остальные билеты стоят плюс-минус тысячу. Старую публику не гонит, но лавочка, в которой можно было купить билет за двести рублей, а потом сесть в пустой первый ряд, закрыта раз и навсегда. Он придумал «семейный военный абонемент», по которому семья ветерана имеет право посещать спектакли за смешные деньги (для пущей важности решено еще раз — никогда не бывает лишним — отпраздновать семидесятилетие Победы). Из сорока двух стихийных распространителей билетов оставил восемь. Собирается продвигать театр в Астане и Алма-Ате: тянущийся к культуре Казахстан представляется ему новым, перспективным рынком. И вообще, зачем ему избалованные питерцы и москвичи, если есть благодарные Томск, Кемерово, Новокузнецк и Барнаул? Он запоем чинит туалеты, договаривается с Раппопортом о поставке в буфет пельменей с карасем и омулем, меблирует гримерки, организует первый визит балетной труппы Ла Скала. В общем, занимается менеджерской театральной рутиной, которую в России мало кто понимает и любит. При этом мощный управленческий дар пришедшего «из ниоткуда» Кехмана не отрицают даже его злейшие враги. А их у бывшего бананового короля, погрязшего в бесконечных судах с банками-кредиторами, много. Очень много.

С Ксенией Собчак на Балу дебютанток Tater2011

С Ксенией Собчак на Балу дебютанток Tater-2011

Тринадцатого ноября отремонтированный новосибирский театр открывается «Спартаком» с эталонными Ваней Васильевым и Машей Виноградовой. А значит, надо ох как торопиться. («Спартаков», кстати, будет два – в хореографии Григоровича и Ковтуна. И «Щелкунчиков» тоже два — классический и Начо Дуато.)

«Когда привезут плинтусы?», «Почему плохо оштукатурено?», «Как так люстры до сих пор не повесили?» — это Кехман стремительным шагом в сопровождении статного ассистента со взведенным блокнотом пересекает свои владения. В его телефоне теперь сплошь фотографии витых радиаторов и торжественных ковровых дорожек: их после долгих дискуссий решено постелить на исторический — оциклеванный, но все равно не идеальный — паркет. А новенькие кресла «Фрау», такие же, как во флорентийском Teatro Comunale? Ох, сколько Кехману пришлось пережить из-за этих капризных «Фрау». Экс-директор Борис Мездрич настаивал, что менять его отличнейшие кресла на новые — блажь и варварство. А Кехман своей похудевшей пятой точкой почувствовал, что сидеть в них невозможно: визита Альберта на могилу Жизели в таких условиях дожидаются не многие. «Чтобы успеть с поставкой, итальянцы впервые в жизни работали в августе. Но прислали реальное произведение искусства. Зрители теперь могут вовсе не уходить из театра. Уверяю вас, кресла Мездрича — новодел, далекий от тех, что были в 1945 году. Старые сохранились в количестве двух штук — директор уничтоженного театрального музея за бутылку водки выменяла их у строителей».

Кехман называет свою новую вотчину летающей тарелкой, по прихоти небес приземлившейся посреди Сибири. Первый камень здания заложили в 1931 году, когда театр считался одновременно и буржуазным наследием, и самым доступным орудием пропаганды идей социализма. К 1940 году строительство было почти завершено, войну здесь пережидали экспонаты эвакуированных музеев — Третьяковки, Эрмитажа и Пушкинского. Открылся Новосибирский академический театр ко Дню Победы — 12 мая 1945 года патриотической оперой Глинки «Иван Сусанин». И быстро укрепился в статусе третьей сцены страны.

С Юрием Темиркановым и президентом РФ Владимиром Путиным на 75летии дирижера в Михайловском театре

С Юрием Темиркановым и президентом РФ Владимиром Путиным на 75-летии дирижера в Михайловском театре

Первое, что сделал Кехман, став директором, — возжелал переименовать его в Большой театр Сибири. Дескать, это его историческое название. Коллега Владимир Урин обомлел от такой дерзости и отказал: «Даже если во время строительства подобное название и фигурировало в прессе, официально оно нигде не закреплено». И вообще, это что же получается? Того и гляди появится Большой театр Урала или Большой театр Дальнего Востока. «Для меня было бы честью иметь филиал в Сибири, – недоуменно пожимает плечами Кехман. — Но не хочет — и не надо». В итоге театру придумали новенький серебристо-бордовый логотип НОВАТ — сразу ясно, что строят молодой, прогрессивный бренд. В первый же день работы сайта, тоже молодого и прогрессивного, на него зашли три тысячи человек.

Про Кехмана принято думать: все, что он ни делает, — только для того, чтобы стать директором Большого. И в самом деле, масштабный Новосибирский в этом смысле гораздо эффективнее камерного Михайловского. Идеальный мостик к культовому зданию с квадригой. Кехман парирует: после того как он увидел свежепостроенный театр в Астане — «блеск, шедевр, лучший театр в Евразии», — он потерял к Большому всякий интерес. И вообще: «Если привести НОВАТ в форму, вернуть инфраструктуру и значимость, любой музыкант, дирижер или танцор почтет за честь у нас работать. Здесь начинали Черняков, Курентзис, а до них — все великие хореографы, от Гусева до Григоровича. Здесь можно делать все, что хочешь: и технически, и политически, и экономически. А в Большом сегодня беспрецедентное давление, поэтому я благодарен министру Авдееву за его гениальную фразу: «Я слишком вас люблю, Владимир Абрамович, чтобы назначить директором Большого». Хотя, да, не спорю — когда-то я невероятно этого хотел. А теперь считаю, что министр меня спас».

Есть, впрочем, должность, которую Владимир Абрамович по-прежнему мечтает занять — если бы таковая существовала в природе. Глава Объединенной дирекции театров — эту форму управления музами Кехман считает единственно верной. В чем плюс глобализации? Во-первых, можно равномерно распределять бюджет (кто же об этом не мечтает?) — а то у Большого пять миллиардов рублей в год, а у Новосибирского до Кехмана — всего двести восемьдесят миллионов, и крути фуэте как хочешь. Во‑вторых, звезды – они должны сиять не только на столичных сценах. Собственно, эту модель Кехман активно практикует со своей некогда самой большой победой — Иваном Васильевым, который с энтузиазмом танцует на два города.

Странно слышать «здесь можно все» от человека, которого назначили директором после того, как оперу «Тангейзер» режиссера Тимофея Кулябина объявили богохульством, а директора Мездрича отправили в отставку. Кехман вспоминает, как это случилось: «Я был на похоронах Валентина Распутина, мы стояли втроем — Мединский, Кибовский и я. Мединский как-то ерзает и говорит: «Слышал, что в Новосибирске происходит?» Я: «Нет, ничего не слышал. Только шапочно знаю Борю Мездрича». — «Там очень серьезная история. Выскажись». Я изучил предмет и был шокирован, просто шокирован. Позвонил Мездричу: «Слушай, Борь, у тебя какая позиция? Мне кажется, надо выходить из этой ситуации». Почему я за него вписался? Не только потому, что Христос в храме Венеры — богохульство. Режиссеру можно делать все, что угодно. Но задача директора — оценить риски и подправить молодого талантливого подчиненного. А Мездрич глухим таким голосом: «Я этот спектакль не отдам, пойду до конца». И тогда я очень жестко высказался».

«Я как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление», — громко произнес Кехман и смиренно принял назначение из рук министра культуры Мединского. В ту же секунду от него отвернулись десятки влиятельных деятелей, начиная от критика Должанского, с которым он крепко дружил, и заканчивая авторитетнейшим балетным обозревателем «Коммерсанта» Татьяной Кузнецовой. Все они не приедут на открытие сезона, и есть подозрение, что, пока у власти «нерукопожатный Кехман», не приедут никогда. Будут делать вид, что новосибирской летающей тарелки нет в природе. Владимир Абрамович в ответ называет их либерастами: «Это я объединил либералов и педерастов. Да-да, можешь это писать. Только хочу уточнить: я разделяю геев и педерастов. С геями я дружу, а с педерастами у меня настоящая идеологическая война. Это тоже пиши, я разрешаю».

Владимир Кехман «Я изначально смертник но они в это не верят»»

Вероятно, в глубине души Кехман и переживает, но утверждает, что, если бы ему пришлось еще раз выбирать, он бы и глазом не моргнул. «Как ни странно, здесь и сейчас — самый счастливый период моей жизни. У меня по всем фронтам битва, а здесь я реально как в тылу. Любимым городом для меня навсегда останется Санкт-Петербург — там невероятно красиво, там я излечился от аллергии и получил вторую профессию. Но в Новосибирске я сплю. Понимаешь? Это единственное место на земле, где мне достаточно проспать шесть часов, и я как новенький. Уникальный с точки зрения количества солнца и красоты людей город. Я могу с легкостью прийти на работу в одиннадцать и так же легко – разве что с отъездом на обед — в одиннадцать вечера уйти. «А как же светская жизнь?» — «Бомонда здесь — человек сто. Однажды я застал его в сборе — на приеме по случаю окончания фестиваля Вадима Репина. Я обомлел. Эти люди даже не из прошлой жизни. Они вообще вне всяких трендов. Так что в тусовку я совсем не вписан. Мне здесь ничего не нужно — так, разве что спортивные брюки и угги».

Эту проникновенную тираду директор произносит в ресторане Goodman, который принадлежит сыну еще одной местной достопримечательности — борца Карелина. «Понимаешь, в чем проблема? Саша не дает мне заплатить. Ни копейки. Такой уж он человек. И я вечно боюсь заказать что-то слишком дорогое». Неудобство, впрочем, не мешает нам потребовать по увесистому стейку «Нью-Йорк». Кехман парализующе действует на официанта — как и на всех младших по рангу, кто не может понять и простить его специфическое чувство юмора. Вино подается не вовремя, тартар – не с тем салатом, и начинается классический трактирный диалог, в котором оба участника понимают, что это немножечко театр и в душе требовательный столичный директор совсем не Карабас-Барабас.

«Первый раз, когда я приехал в Новосибирск, был пост. Я спросил в отеле: «У вас есть соевое молоко?» А мне: «Вот, пожалуйста, капучино на соевом молоке», представляешь? Абсолютное счастье, что Господь меня сюда определил. Как сказал один мой хороший друг, «в эпоху перемен надо заниматься тремя вещами — образованием, здоровьем и... Забыл, что третье». — «Сексом?» — «Не, секса там не было. Короче, я занимаюсь тут театром и здоровьем: тринадцать километров в день бегом или пятьдесят на велосипеде. Хотя после двух микроинфарктов сердце нужно постоянно мониторить».

«Вообще-то у меня не один «Тангейзер», а целых два», — вдруг грустно произносит Кехман, и мне становится жалко этого взбалмошного, очень яркого человека. Причем сначала разразился «Тангейзер» личный: оказывается, к моменту нашей беседы директор уже семь месяцев не живет с женой Татьяной, с которой у них двадцать четыре счастливых общих года и трое детей. В подробности случившегося (бесплатное карелинское вино разжигает во мне извинительное любопытство) он не вдается — лишь обтекаемо намекает на «идеологический разрыв на почве, как ни странно, все той же веры». Я могу лишь додумывать: Татьяне наверняка хотелось, чтобы муж оставался понятным, предсказуемым и родным, чтобы бананы бесперебойно импортировались, Герман Греф не подавал в суд... И никаких страстей вокруг второго акта «Спящей». Чтобы все как в середине двухтысячных, когда у Кехмана была крупнейшая фруктовая корпорация JFC и он считался одним из самых влиятельных бизнесменов Питера. «Ну, в чем-то ты права. Для Тани я всегда был земным, понятным человеком. Но ведь у каждого из нас есть выбор. Свой ответ на вопрос, зачем ты живешь. То, как я для себя на него ответил, Тане не понравилось». Я рад, что мы корректно — по крайней мере на данный момент — расстались».

С женой Татьяной на коктейле после премьеры «Лебединого озера» в Лондоне

С женой Татьяной на коктейле после премьеры «Лебединого озера» в Лондоне

Три дня Кехман проводит в Новосибирске, два — в Санкт-Петербурге. Несколько перелетов в неделю. Marriott с его соевым капучино и тренажерным залом — дом родной. А еще Москва и даже Лондон, где у Владимира Абрамовича до недавнего времени тянулись судебные процессы.

Дело о банкротстве группы JFC слушается с 2012 года. Есть несколько версий, что стало причиной краха бананового короля: волнения в странах Южного Средиземноморья, чрезмерная увлеченность собственными девелоперскими проектами. Следствие обнародовало все новые интригующие факты, каждый из которых директор, разумеется, считает наглой ложью. В день моего визита в Новосибирск пресса активно муссировала имя тесно связанного с Кехманом Дмитрия М. (он же Дмитрий Мартинес, который якобы занимался отмыванием денег в Эквадоре и перевозкой наркотиков в контейнерах от бананов). «Теперь я еще и наркобарон», — смеется Владимир Абрамович.

Его подозревают в хищении у крупнейших банков, среди которых Сбербанк, ВТБ, «Уралсиб» и «Райффайзен», восемнадцати миллиардов рублей. Деньги одолжила у кредиторов основанная им группа JFC. Сам Кехман говорит следующее: «В 2007 году я подарил по пятнадцать процентов акций JFC своим менеджерам и был уверен, что они будут относиться к компании как к своей. Да, я ошибся в людях. Возможно, это была самая серьезная стратегическая ошибка в моей жизни. Но главное не это. Деньги можно получить с любого человека, если они есть. Но как можно получить их с меня, если все, что было, я уже отдал? И как может Сбербанк повторно подавать заявление о банкротстве, если он же, Сбербанк, уже обанкротил меня в Лондоне?»

Кехман утверждает, что распродал всю недвижимость (он даже прописан теперь в Михайловском) и скромно, но гордо существует на зарплаты в двух театрах. Даже на одну — половину жалованья бухгалтерия вычитает за долги. Кто-то не поленился посчитать: чтобы выплатить весь долг, Кехману придется оставаться у руля НОВАТа три тысячи лет. Вряд ли господина Грефа радует столь продолжительная творческая гегемония его соперника. «Неужели полутора зарплат хватает на костюм John Varvatos?» — живо интересуюсь бюджетным вопросом. «А что, разве такого не может быть? Отдыхать я давно уже никуда не езжу, дети учатся в Питере, машина казенная, гостиница стоит пять тысяч рублей в сутки. Сан Саныч кормит», — парирует директор. Мне хочется заплакать еще сильнее.

Владимир Кехман «Я изначально смертник но они в это не верят»»

«Моя позиция очень проста, — продолжает он, хищно вгрызаясь в стейк, — все, кто намерен со мной разговаривать с позиции силы и с помощью правоохранительных органов, не получат ничего и никогда. Даже в самые страшные годы безвластия бандиты в Питере так себя не вели. Не было случая, чтобы ты отдавал все, что есть, и обещал: «Когда будет возможность — отдам остальное», а тебя убивали. Они никогда не ставили человека в угол. Все трагедии, убийства и самоубийства — оттого, что человека ставят в то положение, в которое сейчас пытаются поставить меня. Другой вопрос, что я никогда не встану в угол. Я изначально смертник, но они в это не верят».

Кехман утверждает, что пытался уладить вопрос с кредиторами полюбовно. В 2012 году он предлагал заплатить сто пятьдесят миллионов долларов живых денег и в течение последующих десяти выплатить остальной долг — если его компании дадут работать. «Они сказали: «Нет, мы будем тебя судить». Не вопрос. Судите. В результате плантации, которые стоят семьдесят пять миллионов долларов, ВТБ продал в пять раз дешевле. А все остальные не получили вообще ничего. У меня нет личного конфликта с Костиным — мы виделись на приеме «Роснефти» на форуме, и он лично сказал мне nothing personal. Но зачем продолжать судебный процесс в Лондоне, я понять не могу».

«Мою вину может признать только суд, — подводит Кехман итог. — Если суд признает, что я виноват, если кто-то найдет хоть копейку денег, которые я украл, то пойду сидеть. И это я сказал всем. Не могу взять то, что мне не принадлежит, но и свое никому не отдам».

Свое он был готов отдать разве что искусству. Еще в 2010 году Tatler писал, что в Михайловский мятежный директор вложил собственные тридцать пять миллионов долларов. (Какой нормальной жене это понравится? Я вполне понимаю Татьяну.) Сегодня, по самой оптимистичной калькуляции Владимира Абрамовича, театру в Новосибирске только на реконструкцию срочно требуется три миллиарда рублей, из которых государство готово дать в десять раз меньше. Однажды Мединский сравнил Кехмана с клещом, задушившим министерство своей энергетикой. «Ему все время нужны деньги! То на ремонт фасада, то на туалет, то на гастроли. Но для театра это хорошо». Мой собеседник слегка обижается: «По отношению к подчиненным нужно аккуратнее подбирать слова», но тут же примирительно замечает, что Мединскому — можно, ведь он все делает искренне и здорово помогает.

С экспрезидентом Франции Николя Саркози на концерте Карлы Бруни в Михайловском театре

С экс-президентом Франции Николя Саркози на концерте Карлы Бруни в Михайловском театре

«Кто еще помогает? Где все могущественные друзья?» — «Хороший вопрос. Мне случайно рассказали, что Герман Греф предупредил руководителей всех предприятий страны: кто даст Кехману хоть копейку, станет его личным врагом». Но есть, есть люди, которые дают. Тихо, безвозмездно, без надежды и желания быть упомянутыми крупным шрифтом в буклете среди попечителей. Те, кто уверен, что Кехман по-пацански отдаст, когда у него будет что: «Они знают, что для меня заработать сто, двести, триста, четыреста миллионов долларов не составляет никакой проблемы — лишь бы мне дали это сделать».

Дебют директора в Михайловском запомнился не только щедрыми банановыми инвестициями, но и личным выходом на сцену в близкой ему по роду деятельности роли Принца Лимона. Принц стойко выдержал смех за спиной (самый креативный маркетинговый ум вряд ли придумал бы пиар гениальнее) и напугал коллег обещанием встретить сорокапятилетний юбилей за дирижерским пультом в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. «Это правда, — говорит Кехман с некоторым сожалением. — И это единственное обещание, которое я не сдержал. Миша Татарников готов был со мной заниматься. Но что произошло? Почему я расслабился? Ах, да. Потому что сорок пять — это не юбилей. У мужчины юбилей всего раз в жизни — в пятьдесят. Говорят, что если в пятьдесят у тебя нет денег, то и не будет. У меня есть три года, чтобы решить этот вопрос».

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш YouTube-канал

Фото: Влад Локтев, архив Tatler