Режиссер Василиса Кузьмина – о том, как сняла сериал про голосового помощника и прошла на американский фестиваль SXSW

В 2018-м, под чутким руководством студии Тимура Бекмамбетова, Василиса сняла дебютную короткометражку «Алиса» для конкурса Медиалаборатории «Яндекс.Такси». Спустя два года, девушка готовится к премьере сериала с тем же названием. В ролях – Ирина Горбачева, Никита Кукушкин, Александра Ревенко. О том, почему вам стоит посмотреть пять серий о пассажирах и водителях московского такси, Василиса рассказала в нашем интервью.
Режиссер Василиса Кузьмина  о том как сняла сериал про голосового помощника и прошла на американский фестиваль SXSW

15 апреля в 20:00 в сети пройдет премьера сериала Василисы Кузьминой «Алиса» о тревогах и радостях водителей такси. Для того, чтобы стать зрителем показа, достаточно перейти по ссылке. В актерском составе – Ирина Горбачева, Никита Кукушкин, Александра Ревенко. Каждая серия – в формате screenlife, который в России первым начал использовать Тимур Бекмамбетов. Собственно, именно Тимур разглядел в Василисе талантливого режиссера в 2018-м, когда она представляла идею своей дебютной короткометражки «Алиса» на конкурсе Medialab «Яндекс.Такси». После успешного выхода ролика, Василиса вместе с Bazelevs и Medialab «Яндекс.Такси» создали сериал с таким же названием. «Татлеру» девушка рассказала о лучших моментах на съемочной площадке и о том, как ее работа попала на международный кинофестиваль South by Southwest.

– Мы хорошо помним как в 2018-м вы победила в конкурсе Medialab «Яндекс.Такси» и выпустили короткометражку «Алиса». По сюжету таксист влюблен в своего голосового помощника. Расскажите, как короткометражка переросла в сериал?

Мы с командой выложили «Алису» на YouTube, и она магическим образом собрала кучу просмотров. Команда проекта Medialab обратила на это внимание, и снова встретилась с нами. Вместе мы подумали, почему бы не снять несколько таких короткометражек и не превратить их в серии одного проекта. Каждая серия – это новый водитель такси, новые проблемы, новые истории. О том, что они как-то связаны между собой, зритель узнает лишь в пятом эпизоде – это как в «Черном зеркале», где разные сюжеты оказываются объединены общим смыслом.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Ваш сериал попал в конкурсную программу американского фестиваля SXSW. Пускай его и отменили из-за эпидемии, это огромное достижение для режиссера-дебютанта. Как все случилось?

Нам жутко повезло! Мы отправили пилотный эпизод на суд жюри, а следом получили письмо о том, что нас берут. Это было что-то невероятное! Конечно же, мне обидно, что фестиваль не состоялся. Причем, новость об отмене появилась за неделю до нашего вылета в Штаты. У нас уже были оплачены билеты, квартиры. Из-за SXSW мы не стали выпускать сериал в декабре, когда он уже был полностью готов – фестиваль требовал, чтобы премьера состоялась именно там, в конце марта. Сейчас хотим, чтобы «Алису» поскорее увидели люди. 15 апреля у нас будет онлайн-премьера, после сериал появится в открытом доступе.

Юлия Гулян, Ирина Горбачева и Василиса Кузьмина на съемочной площадке.

– Чьих комментариев ждете?

– В этот раз я не буду читать коментарии от незнакомых людей. Когда в 2018-м в сети появилась наша короткометражка, я не была готова к тому, какие суровые люди сидят на YouTube. Все вокруг говорили, что статистика комментариев к «Алисе» очень хорошая – из 400 сообщений у нас около 350 положительных. Но я помню, как больно было, когда я обновляла страницу и читала негатив. Сейчас ориентируюсь на мнение тех, кому я доверяю: мужа (партнер юридической фирмы Legal Capital Partners Михаил Малиновский, – прим. Tatler), друзей и коллег.

Кто входит в вашу команду и какую роль в создании сериала принимал Тимур Бекмамбетов?

Тимур – сердце «скринлайфа». Он сам придумал этот жанр, предвидев события. Этот формат сейчас крайне актуален – в условиях пандемии все пытаются что-то создавать на своих экранах, не выходя из дома.

Все истории мы писали вместе с Юлией Гулян – сценаристом и продюсером – и Иваном Петуховым (режиссер, один из сценаристов фильма «Елки Последние», – прим. Tatler). Ваня, к тому же, был режиссером половины серий. Мы уже работали втроем, когда делали короткометражку «Алиса» в 2018-м. С Ваней и Юлей мы познакомились благодаря Bazelevs. Они были моими менторами, когда я попала на конкурс Medialab. А сейчас мы – ближайшие друзья.

– Как вы подбирали актеров? Состав впечатляющий – Горбачева, Кукушкин, Ревенко...

– Мы составили так называемый «дримкаст», когда писали сценарий – клеили на доску портреты актеров, которые могли бы сыграть наших героев. Вы удивитесь, но наш реальный актерский состав на 90 процентов совпал с нашими лучшими ожиданиями. Думаю, дело в том, что хорошие люди любят работать с хорошими людьми. У нас не возникло ни единой проблемы с коммуникацией. Все наши артисты – жутко талантливые. Работать над историей становилось гораздо легче, когда мы представляли, кто будет играть героя. К примеру, когда ты знаешь, что таксистом будет Ира Горбачева, то понимаешь, как ее герой будет реагировать в той или иной ситуации. Чувствуешь характер.

Никита Кукушкин на съемках сериала «Алиса».

– Насколько сложным был съемочный процесс?

Самым сложным моментом стали съемки на кладбище. Третья серия у нас – в жанре триллера. Было тяжело справляться с эмоциями: мы сидели за плейбеком в микроавтобусе, и я чувствовала, что мне страшно из него выходить. Нездоровая там атмосфера.

Снимали мы в основном по ночам. Наше такси ездило по центру Москвы – о его пути с городом договаривался специальный локейшн-менеджер. Были серии, которые удавалось снять за одну смену, и сцены, которые снимались одним дублем. На 5 серий потребовалось не больше 9 смен. Это ведь «скринлайф» – камера устанавливается один раз, свет не меняется.

– А с вами в такси часто происходят любопытные истории?

– У меня в жизни была история, похожая на серию с Ириной Горбачёвой – там она с накладными усами. Я как-то раз заказала машину, спустилась и увидела, что у такси меня ждет высокая японка с зализанными волосами. В черном костюме по фигуре, в белых перчатках – практически фильм «Убить Билла». Она открыла мне дверь, а я не могла ни слова вымолвить – разглядывала ее идеальную кожу и идеальную прическу. Пока мы ехали, я все-таки решилась с ней заговорить. Сначала спросила, как она оказалась на этой работе, затем – о том, часто ли к ней клеятся пассажиры. Японка начала с того, что ей нравится работать в такси. Во-первых, она сама управляет своим расписанием. Во-вторых, ей всегда оставляют хорошие чаевые. Но мужчины действительно назойливые – каждый стремится познакомиться. К тому же, у них есть предубеждение: если женщина, значит плохо водит. Попрощавшись с ней я подумала, что нам было бы здорово поднять эту тему в сериале.

– Кто из героев сериала больше всего похож на вас?

– Герой актера Жени Егорова, из последней серии про ограбление. Он играет хорошего парня, который попадает в плохую ситуацию. Вы сами все увидите.

– Что вы сами смотрите на вашем домашнем проекторе?

– Я решила, что во время самоизоляции буду пересматривать по одному классическому фильму в день. В плане – «Зеркало» Тарковского, «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика, «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «8 с половиной» Феллини. На сегодня у меня – «Токийская повесть» Ясудзиро Одзу – этот фильм считается лучшим по опросам режиссеров со всего света.

– А как же сериалы?

– Стараюсь их не смотреть. Я – человек азартный, быстро попадаю в сериальную зависимость. К примеру, шесть сезонов «Клана Сопрано» я посмотрела разом – села, включила проектор, и вышла из квартиры через шесть дней.

– Вы уже работаете над следующим проектом?

– Да. Мы с единомышленниками давно задумали проект ­– полнометражный фильм. Раньше у нас на него физически не было времени, а теперь, благодаря карантину, мы созваниваемся каждый день и активно пишем сценарий. Делаем все, чтобы к концу пандемии выйти с готовой идеей на кинорынок.

Василиса Кузьмина на съемках сериала «Алиса».

Фото: Архивы пресс-служб;