«Весь мир – большая игра»: дива нулевых Катя Гомиашвили вернулась в Москву с семейной ярмаркой

Умение пускать корни и цвести в любой точке земного шара у дочери Остапа Бендера в крови. Катя Гомиашвили выплыла из тихого омута Бали и тут же опять оседлала волну.
Гомиашвили Катя интервью о бизнесе и жизни за границей и в России
На Екатерине шелковое платье Izeta Couture ботинки из кожи и шелка Fausto Puglisi. На Варе тапочки из меха норки Natasha...

На Екатерине: шелковое платье, Izeta Couture; ботинки из кожи и шелка, Fausto Puglisi. На Варе: тапочки из меха норки, Natasha Zinko; колготки, Calzedonia. На Пеппи: шелковое платье, Tegin.

Дива Москвы нулевых Катя Гомиашвили выплыла из тихого омута Бали и тут же опять оседлала волну. В городе, где все лучшее и самое дорогое теперь детям, она организует семейную ярмарку — с фирменным шиком, блеском и красотой.

В конце декабря прошлого года Катя Гомиашвили, как всякая уважающая себя героиня «Татлера», обняла маму Татьяну Федоровну, сестру Нину, племянницу Настю, барвихинские сосны и встала в очередь на паспортный контроль в Шереметьево. За ним уже виднелся родной остров Бали, на дно которого девять лет назад ушла девочка-праздник Москвы начала нулевых. Уже встречала Катю вилла с десятиметровым бассейном в джунглях и детской игровой размером с бар «Симачёв». Для нее почти воскресли вновь жизнь среди вечного лета, и слезы радости от йоги на рассвете у океана, и любовь, конечно. Тут-то шереметьевский прапорщик и сообщил, что за Гомиашвили Екатериной Арчиловной числится задолженность по уплате транспортного налога. Катя, как всякая уважающая других героиня «Татлера», моментально достала кошелек. Платеж прошел, как с белых яблонь дым, но заветный штамп о вылете из страны березового ситца в райское наслаждение так и не появился. Катя вернулась в Барвиху и легла спокойно спать, пообещав себе, что подумает о вилле и йоге завтра.

На Балу «Татлера» с дебютанткой племянницей Настасьей мамой Татьяной Федоровной и сестрой Ниной 2011.

На Балу «Татлера» с дебютанткой, племянницей Настасьей, мамой Татьяной Федоровной и сестрой Ниной, 2011.

Назавтра отшумели Новый год и Рождество, пролетели старый Новый год и Новый, 4715 год китайский, пророс Новый, 1939-й балийский. Когда в апреле база данных налоговой службы наконец обновилась, Гомиашвили уже успела распробовать Москву 2017-го и ее наслаждения. В тихом старом московском дворике, но у шумных понаехавших Патриарших, сняла квартиру. Нашла для старшей дочери, девятилетней Пеппи, «обычную советскую школу» – английскую спецшколу в ЦАО. Сходила в «Гоголь-центр» на «Машину Мюллер» Кирилла Серебренникова с режиссером Константином Богомоловым и телеведущей Сати Спиваковой в главных ролях. И представьте себе, осталась довольна: «Спектакль шел без антракта, поэтому я не могла встать и уйти. Я была очень рада, что досидела до конца, потому что это было круто. Мне безумно понравилась молодежь на сцене».

А сегодня утром, к примеру, случилось Катино знакомство с новомосковскими мерами по противодействию терроризму. Она несла в школу Пеппи коробки с костюмами для спектакля «Бременские музыканты». Охранник, человек, очевидно, слишком приличный для спецшколы нового миллениума, открыл перед ней турникет. А дальше на Екатерину Арчиловну впервые за двадцать лет накричали.

— Нужно же пропуск приложить! – заливисто, как будто ее посмели не пустить в клуб «Рай», смеется Катя. – Я теперь даже знаю, что такое СНИЛС, представляете? Все здесь новое: парковки, регистрация в школу через сайт.

А ведь здесь еще пьют фреши со спирулиной и сидят на коктейлях «Чистая печень». Что этот ночной мотылек думает о новомосковском зожеголизме?

— ЗОЖ? Что это? – переспрашивает Гомиашвили.

— Здоровый образ жизни.

— А. Мне кажется, в Москве им увлеклись чересчур. Мне, например, с восхищением говорят, что я спортивный маньяк. А я девять лет считала, что никаким спортом вообще не занимаюсь. Я просто очень рано ложусь, очень рано встаю. Как встану, йога. Потом полтора часа с собакой гуляю. В это время просыпаются дети, я с ними. Потом иду в бассейн. Это для меня само собой разумеющееся. Во всем должен быть баланс. Было время, когда не было никакого баланса, и, слава богу, оно закончилось.

Сейчас мы пьем воду, конечно же, в «Симачёве», где за год, проведенный в Москве, Гомиашвили побывала до меня лишь раз. Эти плюшевые занавески, в отличие от людей, которые завтракают в соседнем кабинете мюсли с кокосовым молоком, хорошо помнят плюшевые костюмы Катиной марки Mia Shvili. Сколько золота, нефти, газа, никеля было добыто с помощью этого стретч-велюра на рейсах Сургут – Nice Côte d’Azur, за столиками в ресторане Sumosan в гостинице «Славянская», в ложах клуба «Дягилев»! Сколько сердец на пассажирских креслах Ferrari Enzo облилось кровью, когда на Россию с рекламы вдруг посмотрела Кейт Мосс в пайеточных шортах Катиной работы, а с плакатов на Новом Арбате – Хлое Севиньи в шортах джинсовых! Сколько обладательниц колец на безымянных пальцах искусали локти, когда Кейт самолично прибыла в Убуд на шоу Shik Blesk Krasota золотой московской девочки на выданье – вместе с певицей Эрикой Баду и акробатами Cirque du Soleil!

С дизайнерами Сергеем Тепловым Константином Гайдаем и Дмит­рием Логиновым в Моск­ве 2005.

С дизайнерами Сергеем Тепловым, Константином Гайдаем и Дмит­рием Логиновым в Моск­ве, 2005.

«Это сейчас мы понимаем: для того, чтобы в рекламе дизайнера снялась главная модель мира или голливудская звезда, нужна энная сумма. А чтобы она приехала на твой показ, эту сумму нужно удвоить, – рассказывает главный редактор журнала Glamour Маша Фёдорова, в те годы стилист русского GQ. – А тогда нам казалось: если у Кати снимается сама Кейт, значит, они подруги. Что даже большими деньгами такую величину в Россию не заманишь. Дело ведь было еще до кокаинового скандала – Мосс была главной моделью в мире. Эффект от той рекламы, от показа на Бали был как от открытия "Гаража" Даши Жуковой с Джеффом Кунсом и Эми Уайнхаус, точно не меньше. Кира Пластинина привезла в Москву Пэрис Хилтон гораздо позже. Сначала была Катя».

Умение пускать корни и цвести в любой точке земного шара у дочери Остапа Бендера в крови.

А ведь были свершения еще более поразительные. Ее бутик Emperor Moth в Мэйфэйре оформлял Эб Роджерс, дизайнер и сын славного английского барона Роджерса, архитектора Центра Помпиду и Миллениум-доума. Выставку фотографий отечественных звезд уровня Равшаны Курковой и Артема Ткаченко с легкой руки Гомиашвили курировал основатель библии авангардной моды, журнала i-D Терри Джонс. В Катин бар «Люба» на архимодной тогда «Арме» с хохломской «бугатти» и леопардовыми диванами ходили, как теперь в «Город-сад». «Если бы в те времена в России был "Татлер", Катя была бы на его обложке. Она была всеобщей любимицей, – говорит издатель журнала Анна Пчёлкина, в начале нулевых бывшая модель. – Из богемной семьи, воспитанная, образованная, по-европейски приветливая, эффектная со своим вечным красным "Мальборо". Ее жизнь была одной большой вечеринкой, все, чего она касалась, становилось модным. Жаль, что все это было до эры айфонов – у Кати наверняка был бы красивый инстаграм».

Инстаграм, кстати, появился. Тоже после второго пришествия в Москву – закрытый.

— Я же про любовь, про тактильность: про посмотреть в глаза, увидеться, обняться, – объясняет сейчас Катя, почему не радовала нас сказочным Бали. – Я завела теперь инстаграм, потому что у нас очень большая семья и очень много любимых друзей. Иногда они все находятся в разных местах, в разных полушариях, – не отправлять же всем фотографии по десять раз! А так они могут у меня на странице все увидеть. Детей, собак.

С дочерью Машей на свадьбе племян­ницы Настасьи Гомиашвили­Сантовац в усадьбе Середниково 2015.

С дочерью Машей на свадьбе племян­ницы Настасьи Гомиашвили-­Сантовац в усадьбе Середниково, 2015.

С ее чутьем, фигурой и бассейном она давно могла бы стать инстаграмером-миллионником. Неужели за девять лет рука ни разу не потянулась сделать селфи в позе собаки мордой вниз?

— Я про настоящее, мне нравится настоящее, – терпеливо продолжает Катя. – Я не хочу себя обманывать. Рекламировать себя или бренд купальников или сделаться блогером, чтобы ходить по ресторанам и об этом писать, – это другое поколение. Мы уже это проходили, пускай теперь они это делают. Я, может, выпущу книгу о Бали, например.

Пока же человек из раньшего времени офлайна решила устроить в столице семейный фестиваль Abrakadabra Pop-Up.

— Когда я поняла, что в Москве придется задержаться, начала смотреть по сторонам, – объясняет Катя. – И отчетливо увидела, что у родителей есть свои привычные семейные маршруты: школа – парикмахер – еврейский дантист – торговый центр. Но в городе оказалось столько всего! Я решила собрать лучшее из этого в одном месте.

В итоге те герои «Татлера», кто придет с детьми 2–3 декабря на «Трехгорную мануфактуру», смогут вспомнить, как это, когда праздник устраивает Катя, – с поправкой на пометку 0+. На двух тысячах квадратных метров обещан совершеннейший Ноев ковчег. Будет живой уголок Зоологического музея и мультимедийный – Политехнического. Создатель школы воздушной гимнастики «Трапеция», правнук писателя Лев Кассиль будет учить гимнастике и жонглированию. Парикмахеры из Headquarters станут стричь кукол, а Даниловский рынок – кормить по специально разработанному меню. Даже Cirque du Soleil снова будет – в лице единственного европейского участника его шоу KÀ, чемпиона мира по ушу Антона Алексеева.

Не забыты, конечно, и друзья давно минувших дней. Визажист Наталья Власова, успевшая основать школу Mosmake, проведет мастер-классы. Родион Мамонтов, поискавший себя в ресторанном бизнесе и нашедший в сельском хозяйстве, накроет поляну подарков из ассортимента своего неувядающего концепт-стора Leform. А бывшая ассистентка Гомиашвили по шику и блеску Светлана Родина выступит с собственной маркой одежды Loom.

Умение пускать корни, прорастать и цвести в любой точке земного шара, достойное Остапа Бендера, у Кати в крови. Ее отец, актер Арчил Гомиашвили, сыгравший сына лейтенанта Шмидта в кинофильме Леонида Гайдая, на рубеже девяностых успешно переквалифицировался в рестораторы. Но еще до своего «Золотого Остапа» водил один из самых первых «мерседесов» в Москве, жил на даче на Николиной Горе и в пятикомнатной бывшей квартире Светланы Аллилуевой в Доме на набережной. На восьмом этаже в девятом подъезде с видом на брежневский Кремль вместе с подругами-соседками – внучкой Расула Гамзатова Шахри Амирхановой и правнучкой председателя Совнаркома Полиной Молотовой – Катя и репетировала свои праздники Москвы нулевых. «По утрам мы встречались на троллейбусной остановке и вместе ездили в школу, но часто вместо этого заворачивали в "Макдоналдс" на Пушкинской и проводили там большую часть учебных часов, – вспоминает сейчас Шахри. – По вечерам вместе со старшей сестрой Кати Ниной ходили в "011", самый классный клуб в Москве в то время, он принадлежал мужу Нины Деяну Сантовацу. Нам было лет по двенадцать тогда. Помню, как однажды мы решили, что нам уже пора начать курить. Купили пачку сигарет и пошли к Кате домой. Заперлись у нее в комнате, по очереди пускали дым и чувствовали себя очень взрослыми».

С подругой Шахри Амирхановой на свадьбе племян­ницы Настасьи Гомиашвили­Сантовац в усадьбе Середниково 2015.

С подругой Шахри Амирхановой на свадьбе племян­ницы Настасьи Гомиашвили-­Сантовац в усадьбе Середниково, 2015.

— Я, кстати, ходила недавно в ту квартиру, ее так поменяли! – рассказывает Катя. – Тогда в ней пахло шоколадом, потому что рядом «Красный Октябрь». Мы всегда знали по запаху, что пора идти за горячим шоколадом.

Сообщаю Кате, что теперь шоколадом не пахнет даже и на самом «Красном Октябре».

— А что там?

— Институт благоустройства города.

— Это хорошо, – говорит Катя. – Благоустройство. Но мне кажется, в городе должно пахнуть и шоколадом тоже. Мы никогда не были золотыми девочками. Я ездила на общественном транспорте, сдавала макулатуру. Мы играли в казаки-разбойники у памятника Репину. Эти «мерседесы», дома, квартиры тогда немножко по-другому выглядели, чем сейчас, – это не было так ярко. Времена другие были. Никогда не было грубости, ценилось воспитание, приличие, уважение старшего. Но комфорт был! В таком комфорте пойти и сделать какое-то дело всегда тяжелее. Сложнее доказать, что у тебя есть мозги и образование.

А ведь Арчил Михайлович отдал Катю в школу № 31 (нынешняя гимназия Капцовых), в тринадцать лет отправил в пансион в Швейцарию, потом в лондонский Сент-Мартинс, дальше на маркетинг в университет Лос-Анджелеса. За то, что она выросла космополиткой, дочь теперь отцу благодарна даже больше, чем за генетическую любовь к жизни вообще и к красивой жизни в частности.

«Было время, когда не было никакого баланса. Слава богу, оно закончилось».

— Это так здорово! В Москве я была грузинкой, когда ездила в Грузию – москвичкой, ребята даже извинялись, когда шутили про русских. Потом все эти пансионы, институты. Я все время была как бы здесь, потому что здесь семья, но все время там. Этот образ жизни невероятный – это дар. У меня были знакомые, которые плакали в школе в Швейцарии, и их забирали. Были родители, которые плакали, что отпустили. А я, я поражаюсь той свободе, которую мне давали, вере в меня. Отец всегда давал, давал, давал – в плане любви, поддержки. Никогда никакого крика, только взгляд.

Отец так и остался главным мужчиной в ее жизни. Когда в 2005‑м Арчила Михайловича не стало, Катя, к которой он прилетал в Лос-Анджелес лечиться, «потеряла память». Еще будут Кейт Мосс в шортах, бутик в Мэйфэйре, цирк на Бали. Даже если на этом празднике жизни Катя и не была чужой, то, как герой ее папы, чувствовала: надо уходить, но мешала неизвестно откуда подоспевшая застенчивость.

— Я все больше задумывалась, кто я, зачем я, зачем весь этот бизнес, – говорит она сейчас. – Когда я оказалась в Индонезии, увидела, насколько эти люди о другом, насколько здесь все настоящее.

Но вот закончился показ на Бали, а вскоре после него и модный бизнес Гомиашвили. Она еще раз поехала на остров, теперь уже беременная Пеппи. И познакомилась там с акушеркой Робин Лим, местной матерью Терезой, помогающей в своих клиниках Yayasan Bumi Sehat рожать индонезийкам.

— Я пришла к Робин, хотела рожать в воде, – рассказывает Катя. – А она сказала: «Зачем тебе это надо, езжай рожать нормально».

Пеппи родилась в Нью-Йорке, первые дни жизни провела в лофте Натальи Водяновой и Джастина Портмана. Но Катя для себя уже все решила. На Бали она стала помогать Робин Лим, которая в 2011-м за свои труды получила от CNN звание «Герой года». Теперь в доме, построенном Катей, живет сорок четыре семьи, эвакуированные из окрестностей просыпающегося вулкана Агунг.

На Анфисе хлопковый жакет шелковое платье все Polo Ralph Lauren kids. На Нине шелковое платье Bonpoint роликовые коньки...

На Анфисе: хлопковый жакет, шелковое платье, все Polo Ralph Lauren kids. На Нине: шелковое платье, Bonpoint; роликовые коньки, Saint Laurent. На Соне и Лизе: фетровые шляпы, все Diva; колготки, все Calzedonia.

Единственное, что, кажется, связывает Гомиашвили с прошлой жизнью, – это толстовка Ann Demeulemeester, которая на ней сейчас, «из тех запасов». За модой она не следит, к успехам сделавшего себе имя на ее эпохе Гоши Рубчинского и даже к успехам грузина Демны Гвасалии относится «не с точки зрения великого профессионала моды, а просто рада». Из украшений на ней сейчас – лишь браслет, «подарок подруги на Бали», и татуировка на руке I love you.

— Пеппи делала домашнюю работу и ошиблась. Я взяла ее руку и написала ею в тетради, как надо, – рассказывает Катя. – А Пеппи тогда тоже взяла ручку и написала мне на руке I love you. На следующий день я куда-то ехала, все было как всегда в Москве, мрачно, серо. А я то и дело смотрела на свою руку на руле, видела эту надпись и улыбалась. И поняла, что хочу, чтобы она осталась. Позвонила другу, Саше Олейникову-младшему (он специалист: у него множество тату), спросила, где ближайший салон. Мастер просто обвел написанное. Больше всего мне понравилась реакция Пеппи утром. Она посмотрела и сказала: «Мама, это что, на все сто лет?!»

«Мы жили своей жизнью, и мир вращался вокруг нас. А потом захотелось все изменить, и наши дети стали новой точкой отсчета, – объясняет Катины метаморфозы Шахри Амирханова. – У каждого человека рано или поздно появляется желание не только брать от жизни, но и отдавать».

Мама Катя равняется на свою собственную. Татьяна Федоровна, балерина из Минска, выйдя замуж за народного артиста Грузинской ССР старше нее на двадцать четыре года, посвятила себя семье.

— Таких женщин, как мама, больше не делают, – рассказывает Катя. – Все, чем она занимается – вяжет перчаточки, варит варенье, – она делает с невероятной красотой.

Пеппи и младшую, пятилетнюю Машу, Катя тоже воспитывает так, как принято у Гомиашвили.

— Пеппи вчера пришла из школы, – рассказывает Катя. – По литературе пятерка, а по физкультуре написано: «Поведение!!!» Мне это так понравилось! Конечно, я ей этого не сказала. Конфетку за пятерку она не получила, только обнимашки и кучу шуток, что она теперь отличница. Нужно слушать и уважать педагога. Но дети не должны быть паиньками. Ты можешь прочитать кучу книжек, но до тебя это может не дойти.

А еще у Гомиашвили появилось желание петь. Теперь вечерами она учится в Гнесинке у доцента кафедры эстрадно-джазового пения Анны Рудневой, которая, помимо прочего, исправно поставляет участников телешоу «Голос».

«Мы не были золотыми девочками. Все эти "мерседесы", дома, квартиры немножко по-другому выглядели, чем сейчас».

— Это personal, рано еще говорить, – отмахивается Катя. – Скажу так: я поняла, кем хочу стать, когда вырасту. Был такой момент, когда зашкалило, и я поняла, что ни йога, ни прогулки на море, ни бег не помогают – от себя не убежишь. А ведь я вообще никогда не пела, даже в душе.

«Она занимается у педагога, который никого к себе не брал, а ее взял, – рассказывает давняя подруга Кати, основательница проекта Peremotka Ольга Самодумова. – Она даже нам не рассказывает, что именно поет. Но это совершенно не важно. Катя может просто выйти на сцену и петь что хочет. Мы все ждем ее первого выступления. У нее очень красивый голос. Но она перфекционистка и, пока не поймет, что у нее получается, на сцену не выйдет. Она привыкла сразу быть суперстар, не меньше».

В отличие от Кати, не все ее соседи по ложам «Дягилева» освоили новый репертуар. Кто-то отдал своей песне нулевых все сполна, кто-то все никак ее не допоет. Взять хотя бы друга Кати по Москве и Бали, модель Данилу Полякова. Он как раз сейчас встречает вместе с Ольгой Самодумовой это утро на втором этаже «Симачёва».

— Более доброго, талантливого художника, вообще человека я не встречала в жизни своей, – не дает в обиду Данилу Катя. – Звездой не становишься, ты ею рождаешься. Другое дело, что есть разные категории звезд, сложно быть чистым в столице. Он просто ребенок, который отражает все, что нам в нас самих не нравится. Это абсолютно невероятный продукт, который почему-то никому не пригодился. Но в столице не может быть несложно. Я смотрю на многих моих знакомых и вижу, что они не справляются. Многие, особенно семьи с детьми, выбиваются из последних сил, чтобы быть на определенном уровне. А мне кажется, нужно просто остановиться и выдохнуть. Жизнь немножко не о том, чтобы бежать все время. Все гораздо проще.

Заявляю ей прямо: для полного счастья наконец надо выйти замуж. В этом смысле Москва гостиницы Four Seasons – все та же Москва гостиницы «Славянская».

— Предлагаю перечитать Анну Каренину или хотя бы первое предложение, – смеется в ответ Катя. – «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по‑своему». Я начинаю думать, что у каждого человека есть свой рецепт жизни, и в нем все по порядку и ничего нельзя выбросить – как в рецепте яблочного пирога. Ты родился, потом садик, школа, институт, работа, желательно свадьба, дети, собаки. Сделать список покупок, придумать, куда поехать, что в инстаграм выставить. Кого, как и почему любить. Так вот я начинаю думать, что в моем рецепте этого последнего нет. Моя жизнь вообще не про это. Идет какая-то линия жизни – сегодня я здесь, завтра там. Мне сейчас тридцать девять, а уже столько жизней прошло. Думаю иногда, что это все была разминка. Весь этот мир – одна большая игра.

Винтажное платье Givenchy Peremotka колье из искус­ственного жемчуга Antonio Marras.

Винтажное платье Givenchy, Peremotka; колье из искус­ственного жемчуга, Antonio Marras.

Фото: Илья Вартанян. прическа: Татьяна Преображенская. макияж: Наталья Власова/Mosmake. грим: Валерия Сидоренко. сет-дизайн: Ангелина Ольшанская. модели: Пеппи, Нина, Лиза, Соня, Варя, Анфиса. ассистент фотографа: Павел Веденькин. ассистент стилиста: Мария Белова. ассистент визажиста: Анна Звягинцева. ассистент сет-дизайнера: Андрей Андреев. продюсер: Анжела Атаянц. ассистент продюсера: Данил Сербин. Благодарим Puppy_Russia, WOW Balloons Moscow и творческую мастерскую «маскарадка» за помощь в организации съемки