1. Главная
  2. Герои
Герои

Почему вам нужно успеть на выставку Бэкона в Париже

Рассказывает коллекционер и арт-критик Игорь Цуканов.
реклама
24 Ноября 2019

При упоминании имени Бэкона я всегда поеживаюсь. В сознании возникают полотна с искаженными безликими фигурами. Мир, где люди, животные и монстры сливаются в устрашающем хороводе. Симфония ненависти, тоски и боли. Добавим к этому незавершенность полотен, насыщенный цвет, искривленную перспективу – и получим то, что сделало живописца-самоучку уникальным явлением мирового искусства ХХ века.

Из его шинели вышли многие из «Молодых британских художников». Братья Чепмены помещают измученные тела в нарядные витрины, Трейси Эмин упражняется с кровью и кишками, Дэмиен Хёрст эпатирует публику мясными тушами. В Центре Помпиду на выставке Bacon en toutes lettres, что можно перевести как «Бэкон прописью» или «Бэкон без сокращений», куратор Дидье Оттингер пытается разобрать феномен художника сквозь призму литературы. Шесть просторных залов воспринимаются как шесть глав книги. «Я взял шесть авторов, которые вдохновили художника, – говорит Оттингер. – Тех, кому он посвятил холсты (Эсхил, Элиот, Конрад), и тех, кто подсказал ему сюжеты (Мишель Лейрис, Ницше и Жорж Батай)». На выставке представлены и потрепанные книги, привезенные из мастерской Бэкона. Нечто похожее я видел в парижской студии Ансельма Кифера, который показывал мне свою библиотеку, снимая зачитанные книги с полок и вспоминая, какие работы с ними связаны. Поразительная связь слова и образа.

Вехой в творчестве Бэкона стала работа «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944). В Париже показывают вторую, увеличенную в размере и сменившую основной колор на красный версию этой картины, созданную в 1988-м. По словам художника, деформированные зооморфные фигуры олицетворяют кровожадных эриний, богинь мести из трагедии Эс- хила. А его фраза «приятен запах человеческой крови» вошла «в мое сознание и породила серию устрашающих образов».

Триптихи – любимый жанр Бэкона. Он рассматривает объект со всех сторон, создавая эффект 3D, как на портретах мужчины, бреющегося перед зеркалом («Три этюда мужчины со спины», 1970). При этом художник не работал с натурой, а заимствовал образы из стопок фотографий, которые хранились в его мастерской десятилетиями. Тут кадры из фильмов Эйзенштейна, картография, портреты нацистов, друзей, любовников. Бэкон всегда отводил своим объектам центральное место на полотнах. Ему был важен моментальный эффект, мощный удар по сознанию зрителя. Кажется, он вообще не представлял, как и зачем задействовать всю поверхность холста – края картин всегда вы- глядят незавершенными.

Незадолго до ухода Бэкон сказал, что его картины «заслуживают быть либо в Национальной галерее, либо на свалке. Между нет ничего». История выбрала первое.

реклама
«Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1988.

«Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1988.

Фото:Архив пресс-службы

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует