Успейте посмотреть автопортреты Люсьена Фрейда в Лондоне

Самопсихоанализ внука Фрейда в Королевской академии художеств — до 26 января.
Успейте посмотреть автопортреты Люсьена Фрейда в Лондоне

В 1993 году по случаю своего семидесятилетия Люсьен Фрейд представил публике полотно «Художник за работой. Отражение» – свой самый бескомпромиссный автопортрет. На нем пожилой автор изобразил себя в полный рост, обнаженным, в стоптанных башмаках, с палитрой в одной руке и мастихином в другой. Увядшая плоть, потухший взгляд – Фрейд фиксировал превращение человека в тлен. «Выступая в роли обнаженного натурщика, я чувствовал себя неловко, – признался он. – Но подумал, что должен сам испытать все то, что чувствовали позировавшие мне люди».

Эта работа стала главным экспонатом лондонской выставки «Люсьен Фрейд: автопортреты». Представлено полсотни работ из государственных и частных коллекций. Идею подсказал Дэвид Доусон, помощник художника и частый персонаж его полотен. Она приглянулась Тиму Марлоу, для которого выставка стала финальным проектом на посту арт-директора Королевской академии художеств. «Автопортреты никогда не объединялись и не рассматривались как самостоятельный раздел творчества Фрейда, – отмечает куратор. – Мы попробовали это сделать впервые».

«Автопортрет», 1985

Художники обращаются к жанру автопортрета, как правило, для фиксации своего психического состояния в тот или иной момент, ощущения жизни или приближения смерти. Но для Фрейда изображения себя были лишь экспериментами в живописи, без налета философии или сентиментальности. Взять, к примеру, «Натюрморт с зеленым лимоном» (1947). Лицо художника проглядывает где-то сбоку, а вся центральная часть работы отведена лежащему на столе лимону с несоразмерно большим листом – готовая иллюстрация к триллерам Хичкока. А в 1978-м, после драки с таксистом, Фрейд вернулся домой и немедленно приступил к работе над «Автопортретом с подбитым глазом». Огромное смурное лицо с фингалом под левым глазом сейчас по праву считается одним из его шедевров. В 2010-м на Sotheby’s аноним выложил за картину £2,8 млн.

Работая над автопортретами, мастер использовал не фотографии, а зеркала – отсюда и часто используемое в названиях слово «отражение». К шестидесятым под влиянием друга и коллеги по Лондонской школе Фрэнсиса Бэкона появляются портреты с густыми мазками тусклого, коричнево-желтого колора. Художник отказывается от копирования натуры. Он перевоплощает ее с такой изобразительной силой, что оригинал растворяется в воссозданном образе. «Мой метод возник из неудовлетворенности портретами, отождествленными с персонажами, – объяснял Фрейд. – Я бы хотел, чтобы мои портреты представляли личности, но не походили на них». Действительно, разве мы задумываемся, похож ли портретируемый на свой образ, глядя на полотна Рембрандта или античные египетские статуи?

«Я хочу рисовать себя до смерти», – сказал Фрейд однажды, и судьба предоставила ему такую возможность. Последний раз он взял в руки кисть за две недели до своего ухода.

«Натюрморт с зеленым лимоном», 1947

Фото: Архивы пресс-служб