Рената Литвинова – о том, как одна встреча может изменить жизнь

В издательстве «Эксмо» вышла книга основательницы благотворительного проекта Meet For Charity Ольги Флер «Каждая встреча имеет значение». На ее 283 страницах известные актеры, бизнесмены, режиссеры и другие герои нашего времени рассказывают о главных знакомствах в их жизни. Публикуем рассказ Ренаты Литвиновой о судьбоносной встрече с режиссером Кирой Муратовой.
Рената Литвинова о встречах способных изменить жизнь

Бесспорно, одна из главных встреч моей жизни — встреча с Кирой Муратовой. Именно она увидела во мне актрису и сняла меня в решающей роли с текстами, написанными мной самой, — это были мои собственные монологи в фильме «Увлечения». Я была как фильм в фильме, совершенно отдельная от всего происходящего. И Кира дала мне такую возможность, я была ее странной прихотью в этом фильме, не имеющей отношения к сюжету. Я за это получила множество призов именно как актриса, исполняющая свои тексты. Я не верю, что наша встреча бы не состоялась и я стала бы кем-то другим, потому что верю в судьбу. В какой-то момент я бы не могла быть только сценаристом, только актрисой или только режиссером. Все это по отдельности очень зависимые профессии. Поэтому Киру можно назвать рукой судьбы. Иногда я снимаюсь у других режиссеров, но только у тех, у кого могла бы чему-то научиться как режиссер, — Питера Гринуэя, Йоса Стеллинга, Алексея Балабанова и любимой Киры, которая в моем воображении как моя вторая мама, но из Одессы.

Может ли жизнь писателя изменить встреча с персонажем или с его прототипом? Я изучала мир глухонемых, и у меня были знакомые глухонемые. И был прототип Яи из «Обладать и принадлежать» — девушка, которая потом эмигрировала за границу. Совсем недавно я узнала, что она умерла. Но все равно настоящая она — это тень от тени, потому что Яю я придумала от и до. Потом эту мою повесть экранизировал Валера Тодоровский, сняв «Страну глухих». Они даже переписали некоторые диалоги, и это было для меня в каком-то смысле душеранимо — читать переписанные мои тексты. Это еще раз подчеркивает то, что я не могу быть исключительно пишущим человеком. Что касается отрицательных персонажей — я их встречала множество, и описывать их гораздо интересней, придумывать повороты на основе, например, характера жадного и аферистичного — получается так обаятельно. И с ними не жалко потом расставаться — устроить, например, случайную смерть или насильственную в каком-нибудь жгучем детективе.

Когда ты отдаешь все свои эмоции бумаге — это же тебя лечит. Я всегда говорю, чем прекрасна моя профессия: что бы со мной ни произошло, я всегда это использую себе на пользу — сяду и опишу это. И когда какие-то испытания идут на меня, я предпочитаю идти им навстречу. Может быть, это не очень мудро, но это полезно для моей профессии. Ведь когда человек счастлив, он никогда ничего не напишет. Только страдания делают тебя человеком пишущим: ты сидишь над бумагой, как над своим доктором.

Фото: Архивы пресс-служб;