«Такие роли обычно пишут для мужчин»: Розамунд Пайк о фильме «Аферистка»

Сегодня Розамунд Пайк получила свой первый «Золотой глобус» за лучшую комедийную женскую роль в фильме «Аферистка». Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло поговорила с актрисой о том, чем ее привлек этот проект и почему она с семьей переехала в Прагу.
«Такие роли обычно пишут для мужчин» Розамунд Пайк о фильме «Аферистка»

«Аферистка» — один из редких комедийных проектов в карьере выпускницы кафедры английской литературы Окфорда Розамунд Пайк. Что интересно, в этом университете будущая звезда «Исчезнувшей» Дэвида Финчера оказалась лишь потому, что ее не приняли ни в одну из актерских школ, в которые она пыталась поступить. К слову, именно драма Финчера, в которой Розамунд играла вместе с Беном Аффлеком, подарила британской актрисе в 2014 году ее первые номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую роль в драме, а роль Марлы Грэйсон в «Аферистке» принесла ей уже третью в карьере номинацию на «Золотой глобус». Но стоит заметить, что номинация этого года для Розамунд Пайк — первая в ее карьере за лучшую роль в комедийном фильме. Получит ли она долгожданную награду, мы узнаем лишь в следующее воскресенье, 28 февраля, когда состоится сама церемония, но конкуренция у нее очень серьезная. В список номинанток на лучшую женскую роль в комедии или музыкальном фильме вместе с Розамунд Пайк попали номинантки на «Оскар» и обладательницы «Золотого глобуса» Кейт Хадсон за роль в музыкальной драме «Мьюзик» и Мишель Пфайффер за проект «Уйти, не прощаясь», Аня Тэйлор-Джой за роль в «Эмме» и Мария Бакалова за роль в сиквеле «Бората».

Скорее всего, томительное ожидание момента, когда будет названо имя обладательницы заветной статуэтки, Розамунд Пайк проведет в кругу семьи в Праге, где она снимается в сериале «Колесо времени» (The Wheel of Time) — новом масштабном совместном проекте Amazon Studios и Sony Pictures. И именно из Праги она подключается к нашей зум-беседе и рассказывает: «Я не была в Лондоне с февраля прошлого года. Прага — чудесный город, очень романтичный, и он полон вдохновения». С заразительным смехом она продолжает: «Я пыталась найти индейку для рождественского ужина, это традиционное блюдо в Англии. Но так и не смогла ее купить, и лишь потом я узнала, что в Чехии берут живого карпа и держат его в ванной до самого Рождества, когда его запекают и подают на стол. Я так пожалела, что не изучила этот вопрос заранее, мои дети пришли бы в восторг, если бы у них в ванной поселилась живая рыба. И еще мне подарили книгу с великолепными историями о привидениях на улицах старой Праги. Кстати, здесь я снова начала играть на виолончели. Я брала уроки, когда была ребенком, и в Праге стала играть музыку чешских композиторов, которых раньше не знала, — Яна Симонида Монтануса и Леоша Яначека. Я счастлива этой возможности настолько глубоко погрузиться в новую культуру».

В «Аферистке» героиня Розамунд Пайк по имени Марла Грэйсон занимается тем, что берет под опеку пенсионеров, которые якобы не могут о себе позаботиться. Чтобы суд вынес решение в ее пользу, главная героиня предоставляет все необходимые медицинские документы, заверенные дружественным ей врачом. В основном все клиенты Марлы — люди в той или иной мере хорошо обеспеченные, и, конечно же, именно ей вместе с правом опеки переходит и право управления активами ее подопечных. Этот бизнес приносит Марле и ее подруге Фрэн (эта роль досталась предполагаемой девушке Тимоти Шаламе Эйсе Гонсалес) неплохие доходы, но в какой-то момент одна из старушек, попавших в поле зрения Марлы (в исполнении обладательницы двух «Оскаров» и «Золотого глобуса» Дайэнн Уист), приносит ей фантастические неприятности и знакомство с гангстером с русскими корнями, роль которого блистательно сыграл Питер Динклейдж из «Игры престолов».

Розамунд Пайк утверждает, что несмотря на то, что «Аферистка» — это вымышленная история, она была написана режиссером и сценаристом фильма Дж. Блэйксоном по мотивам реальных событий: «Он как-то прочел несколько статей о женщине, которая становилась законным опекуном многих пожилых людей и буквально грабила их, выставляя им баснословные счета за свои услуги. И параллельно она перевозила этих людей в дома престарелых, где они больше не могли контролировать свою жизнь. Дж. Блэйксона настолько шокировала эта история, что он решил снять о ней фильм, чтобы люди обратили на нее внимание. Когда я прочла сценарий, моим первым вопросом было, правда ли это. Я начала изучать этот вопрос и убедилась, что все это абсолютно реально. Кстати, я пыталась связаться со многими опекунскими компаниями, чтобы подготовиться к своей роли и понять свою героиню, но это был абсолютный тупик. Мне ни разу никто из них не перезвонил».

О своем отношении к пожилым людям Розамунд говорит: «Мои дети (вместе с финансистом Роби Юниаком актриса воспитывает двоих сыновей: девятилетнего Соло и шестилетнего Атома. — Прим. Tatler) изучают китайский язык, и среди прочего в этой культуре нас бесконечно восхищает то, с каким уважением в ней относятся к пожилым. Их считают носителями жизненной мудрости, а в самых успешных китайских фильмах, как правило, рассказывается о любви к родителям и семье. У меня есть друзья, которым уже за 90, меня всегда тянуло к очень взрослым людям. Однажды я познакомилась с актрисой Луизой Райнер, у которой было два «Оскара», в том числе за фильм «Благословенная земля». Она жила в Лондоне, и мы с ней несколько раз встречались, однажды даже сходили вместе на выставку в Tate Modern, и это было чудесно! К сожалению, она умерла в 2014-м, ей было 104 года. Думаю, каждому из нас стоит начать со своей семьи, прежде чем показывать пальцем на других, но в целом это проблема современной культуры, одержимой молодостью и новизной. К сожалению, мы забываем о том, чему можем научиться у тех, кто успел прожить долгую жизнь».

Свою героиню Пайк описывает так: «Марла — очень хищный человек, она даже называет себя львицей. Мне пришлось записаться на занятия по спиннингу, потому что по сюжету Марла увлекается велотренировками. Я никогда этим не занималась, и если вы знаете, о чем я, то согласитесь, что этот вид фитнеса по-животному хищный. Когда вы садитесь на велотренажер, ваша поза становится очень агрессивной, наверное, именно за это люди так любят подобные тренировки, ведь происходит невероятный выплеск энергии, что для Марлы имеет важное значение. В одной из сцен она тонет, и это были два самых сложных дня за все съемки. Мы снимали эту сцену в водном резервуаре, и сначала машину, за рулем которой я находилась по сюжету, опустили под воду. Конечно, вокруг была команда дайверов, которые меня подстраховывали, но мне пришлось самой выбираться из автомобиля, чтобы эта сцена получилась максимально достоверной». Со смехом она добавляет: «Когда мы готовились к этому эпизоду, у меня долго не получалось задерживать дыхание, но в итоге благодаря выбросу адреналина я все смогла. Признаюсь, я горжусь тем, что при относительно небольшом бюджете у нас получилась очень достоверная сцена под водой».

Актриса продолжает: «У меня было много творческой свободы в этой роли. Марла мне показалась драчливым маленьким уличным бойцом в дизайнерской одежде. Она прячется за хорошими часами, дорогим плащом и красивой прической, но на самом деле победа — это все, чего она хочет. Ее было интересно и забавно играть, потому что во всем этом много юмора, особенно когда Марла оказывается на грани провала».

О гардеробе своей героини Пайк рассказывает: «Всегда интересно, когда люди носят яркие цвета, ведь черно-белая гамма безопаснее, нежели дерзкие высказывания. Мы с самого начала решили, если на Марле нейтральная одежда, она все равно будет носить красную помаду, цвет станет ее оружием». Со смехом она продолжает: «Было забавно, когда мы нашли ее первый костюм, мы позвонили в офис этого бренда и спросили, сколько у них всего этих костюмов и в каких цветах они есть. В итоге мы купили их все! И, конечно, туфли Марлы — это тоже элемент ее стратегии. В одной из сцен, когда она приходит в больничную палату к герою Питера Динклейджа, мы не можем не заметить носок желтой туфли, которым она постукивает по его кровати, и это прекрасно».

— Как вы думаете, если бы на месте вашей героини был мужчина, эту роль восприняли бы иначе?

— Я много лет ждала, когда же наконец появится такая героиня. Помню, когда смотрела «Волка с Уолл-стрит», то думала: почему же никто не напишет такой же сценарий, только о женщине? Всегда любопытно наблюдать за тем, как умные люди совершают плохие поступки. Но женщин исторически принято ассоциировать с другими качествами — с добротой, теплом, материнством. И когда ко мне в руки попал сценарий, главная героиня в котором с легкостью выбрасывает все эти традиционные женские атрибуты из окна, я сказала себе, что очень хочу сыграть эту роль, ведь такие истории обычно пишут для мужчин. Даже любопытно, зрителям Марла действительно не понравится? Мне кажется, в какой-то степени она сможет вызвать у них восхищение. Мне было очень интересно узнать, как далеко она сможет зайти, не начав вызывать отвращения. Ведь в нашем фильме нет по-настоящему хороших героев.

В завершение нашего разговора не могу не задать этой блистательной актрисе вопрос, что ей все же ближе — драма или комедия. Она отвечает с улыбкой: «Трудно сказать! Я люблю смешить людей. Мне кажется, комедия — идеальный формат развлечений. И до тех пор, пока комедии будут рассказывать честные истории, я буду рада в них сниматься. Если вы видели сериал "Семейный брак", в котором я снималась с Крисом О’Даудом, это ведь тоже была комедия, мне она очень нравилась, так как она была основана на достоверной истории. "Аферистка" же привлекла меня тем, что это черная комедия, сатира на американскую мечту, так что это комедия, у которой есть определенная цель. Но все, конечно, зависит от моих героинь, кто-то из них приводит меня в драму, кто-то в комедию».

Эйса Гонсалес

Фото: Netflix