Связь с «Оскаром», особенный цвет и редкие постеры — что нужно знать о «Художественном»

В 112-й день рождения кинотеатра рассказываем, каким он был, прежде чем стать главной площадкой светских премьер, что за постеры висят в фойе, почему кресла — красные и что объединяет его с «Оскаром».
Связь с «Оскаром» особенный цвет и редкие постеры — что нужно знать о «Художественном»

Меньше чем за год «Художественный» стал важной точкой на светской карте столицы. Явление нечастое, а потому ценное. Практически все уважаемые режиссеры презентуют свои новые работы теперь именно здесь, а инстаграмы московских it girls пестрят кадрами с перламутровыми стенами на фоне. Не сомневаемся, что вы уже не раз успели насладиться игрой актеров-фаворитов на экранах кинотеатра. А заодно рассмотреть детали интерьеров. Знаем, что вопросы о нем остаются даже у самых частых гостей «Художественного». Объясняем, что к чему.

Реставрация

Процесс был долгий и мучительный. В московских светских кругах годами шли разговоры, что возрождение «Художественного» — дело гиблое. Пока за него со свойственным им активизмом не взялись сначала Александр Мамут, а потом Герман Греф. Но эту столичную легенду вы знаете и без нас. Мы расскажем только, что над проектом реставрации работали сразу несколько архитектурных бюро. Специалисты «Фароса» (они же сейчас заканчивают ГЭС-2 и Политех) изучали архивы документации и фото и на их основе разработали план реставрации здания. Что в него входило: восстановление лепнины, разбор старых окон и установка новых, по модели тех, что были в кинотеатре в ХХ веке (две рамы со шпингалетами), воссоздание фонарей из чугуна, которые освещали вход в «Художественный» и его фасад, когда в Москве еще не было электричества.

Цвет фасада

Он не рандомный, а идентичный первоначальному, в который был окрашен «Художественный» в начале прошлого века. Чтобы установить тот самый серый цвет, реставраторы провели зондаж краски, то есть раскрыли ее поверхностные слои и определили самый ранний. Затем специалисты подобрали максимально схожий с ним. А еще покрыли его сверху специальной терразитовой штукатуркой, в состав которой входит слюда, поэтому кинотеатр переливается бликами от солнца. Понаблюдайте в следующий раз, когда будете проезжать мимо.

И красный цвет кресел

Красный цвет кресел в зрительном зале не только в «Художественном». Это эдакий эталон всех театров. Причины две. Первая — наследие старейших итальянских оперных театров. Второе — красный цвет исчезает первым, как только гаснет свет. Вас же ничто не должно отвлекать от просмотра киноленты.

Лампочки на фасаде

Теперь уже символ «Художественного». Уверены, вы гадаете, сколько всего на его фасаде лампочек. 2738! Идея пришла в голову сотрудникам немецкого бюро merz merz, в портфолио которого Государственная опера и Старая национальная галерея в Берлине.

Шехтель

Один из самых известных архитекторов Москвы и, пожалуй, автор самых ярких культурных институций своего времени — Федор Осипович Шехтель. Именно ему хозяин «Художественного» Альберт Брокш заказал перестройку здания кинотеатра. И в результате он стал именно таким, каким мы видим его сегодня. Кстати, Шехтель хотел дополнить здание еще четырьмя статуями. Брокш же сорить деньгами не захотел, поэтому рвение архитектора попридержал.

Лев Толстой

Сегодня главное фойе кинотеатра появляется в светской хронике «Татлера» с завидным постоянством. В списке гостей — фамилии столичного А-листа. В начале ХХ века, когда «Художественный» только открылся, все было так же. За исключением наличия прозорливого хроникера и соответствующего ему формата. Делиться впечатлениями о прошедших премьерах зрителям приходилось только между собой. А вместо постов в соцсетях писать в дневник. Льва Толстого «Художественный» даже будто подтолкнул к написанию сценария: «Я серьезно задумываюсь над пьесой для экрана. Есть у меня и сюжет… Страшный, кровавый сюжет».

«Художественный» в 1926 году

Афиши

Большая часть читателей «Татлера» наверняка помнит «Художественный» до реставрации. Здание, которое тогда утратило былое величие, но все еще намекало на него. Гигантские афиши, которые в то время висели на фасаде, были не только характерным украшением кинотеатра, но и прикрытием разрушенных частей. Дело в том, что когда в 1953 году Никита Хрущев пришел к власти, он полностью пересмотрел советский подход к архитектуре и приказал избавиться от всех следов сталинского ампира. Под раздачу попали барельефы с божествами солнца и луны — Селеной и Гелиосом, а также маскароны над входом в «Художественный».

Связь с «Оскаром»

Что объединяет Мерил Стрип, Леонардо ДиКаприо, Клинта Иствуда и вас? Одинаковый опыт восприятия происходящего на сцене и на экране. В «Художественном» установлена такая же аудиосистема Dolby Atmos, как и в Dolby Theatre, где ежегодно вручают премию «Оскар». Благодаря ей звук равномерно распределяется по всему залу и вы слышите все так, как это задумал режиссер.

«Художественный» в 1937 году

Лепнина в большом зале — символы

Некоторые части отделки кинотеатра, которые были в нем изначально, сохранились до наших дней. Например, барельефы в главном зале «Художественного» — битва двух племен: лапифов с кентаврами. Как вы понимаете, каждый античный сюжет имеет свое значение. Этот характеризует борьбу разума и страстей внутри человека.

А лепнина над экраном (частично сохранилась, частично была восстановлена) — это изображение мифологических существ гиппокамп, которых еще называли морскими коньками. Считалось, что любая связь с водной стихией - символ обновления и изменений. При чем тут кино, спросите вы. При том, что в начале ХХ века этот вид искусства был новым и многими воспринимался неоднозначно.

Постеры

Каждый раз в фойе слышим один и тот же вопрос гостей: «Что это за постеры?» Запоминайте, чтобы гордо просвещать друзей. На стенах северного фойе висит репортажная хроника с Каннского фестиваля разных лет. А в главном — фотографии Георгия Пинхасова со съемок фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.

Первые фильмы

Открытие и первые показы в «Художественном» состоялись 11 ноября 1909 года. Тогда гостей развлекали драмой «Жоржетта» и мелодрамами «Ангелы примирения» и «Посмертное желание матери».

В 1926 году тогдашние ивэнт-менеджеры задекорировали фасад «Художественного» под военный корабль — там проходила премьера «Броненосца “Потёмкина”». Представляем, как бы приглянулась такая фотозона нашим сегодняшним героям.

Всю первую половину прошлого столетия «Художественный» сохранял статус главного кинотеатра столицы. В 1931-м там показывали дебютный советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь», а через 5 лет первый цветной отечественный фильм «Груня Корнакова».

В 2021-м же кинотеатр отмечает свой 112-й день рождения фестивалем, который теперь обещают проводить каждый год. С 17 по 24 ноября в «Художественном» покажут серию премьерных показов самых ожидаемых фильмов сезона: «Французский вестник» Уэса Андерсона, «Остров Бергмана» Миа Хансен-Леве, «Капитан Волконогов бежал» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, «Утраченные иллюзии» Ксавье Джанноли, «Событие» Одри Диван и «Официальный конкурс» Гастона Дюпра. Полную программу можно посмотреть здесь.

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш YouTube-канал

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ