Стоит ли смотреть «Скандал» с Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби?

В ближайшие выходные на российские экраны, спустя два месяца после релиза в США, выходит один из самых обсуждаемых фильмов этой зимы. Наш инсайдер из мира кино Юлия Чарышева-Лоло разбирается, действительно ли стоит его смотреть.
Стоит ли смотреть «Скандал» с Шарлиз Терон Николь Кидман и Марго Робби

С момента выхода самого первого трейлера, в котором Шарлиз Терон, Николь Кидман и Марго Робби просто молча ехали в лифте, но при этом напряжение чувствовалось в каждом кадре, «Скандал» считался одной из главных киноинтриг этой зимы. Напомню, фильм снят по мотивам реальных событий на главном новостном канале Америки Fox News. В 2016 году главу канала Роджера Айлза с огромным скандалом и не менее огромными многомиллионными отступными сместили с поста после того, как 23 сотрудницы телеканала подали заявления о домогательствах и злоупотреблении служебным положением с его стороны. Для Америки, которая к тому моменту уже успела окончательно прийти в себя после скандала двадцатилетней давности с Моникой Левински и Биллом Клинтоном, это стало настоящим шоком. По-хорошему «эффект Вайнштейна» должен был бы называться «эффектом Айлза», ведь Харви Вайнштейн и глобальное #MeToo случились уже после него. Правда, Роджер Айлз не дожил до этих событий, скончавшись от неудачного падения в ванной в возрасте 77 лет, буквально за несколько месяцев до того, как появились первые обвинения в адрес некогда одного из самых авторитетных продюсеров Голливуда, чье имя, как, впрочем, и имя Айлза, многие годы ассоциировалось исключительно с невероятным успехом.

Помимо Роджера Айлза для понимания реального скандала и собственно самого «Скандала» важно знать еще несколько имен и хронику событий.

Гретхен Карлсон, бывшая Мисс Америка и одна из главных звезд телеканала Fox News, которая 6 июля 2016 года повергает медийный и корпоративный мир в глубокий шок заявлением о том, что канал расторг с ней контракт из-за того, что она отказалась ответить взаимностью на домогательства Айлза. Айлз эти обвинения отвергает, заявив, что иск Карлсон — это «попытка мести за то, что канал отказался продлевать с ней сотрудничество». Руководство головной компании 21st Century Fox начинает внутреннее расследование.

Мегин Келли, журналистка и еще одна большая звезда канала, 19 июля 2016 года в рамках внутреннего расследования признается, что двадцать лет назад Айлз пытался воспользоваться служебным положением, дабы завоевать ее расположение.

21 июля 2016 года Роджер Айлз, создавший Fox News с нуля, покидает свой пост, и этот скандал завершает двадцатилетнюю историю его руководства каналом. Его место занимает Руперт Мёрдок, глава 21st Century Fox.

29 июля 2016 года бывший руководитель новостной службы Fox News Лори Лун также в рамках внутреннего расследования признается, что была жертвой домогательств со стороны Айлза на протяжении 20 лет и что на канале об этом знали. Этим же летом канал Fox News выплачивает миллион долларов в качестве компенсации еще одной бывшей ведущей Fox News Лори Дью и получает ряд новых исков от бывших сотрудниц. 6 сентября 2016 года Гретхен Карлсон подписывает с Fox News соглашение о неразглашении взамен на компенсацию в размере 20 миллионов долларов.

Но вернемся к фильму, в основу которого и лег этот самый таймлайн. Обладательница «Оскара» и «Золотого глобуса» Николь Кидман играет Гретхен Карлсон, а обладательница «Оскара» и «Золотого глобуса» Шарлиз Терон — Мегин Келли. Эта история так заинтересовала актрису, что она присоединилась и к продюсерской команде проекта.

Номинантка на «Оскар» и «Золотой глобус» Марго Робби воплотила на экране собирательный образ амбициозной сотрудницы новостной службы канала, мечтающей о том, чтобы попасть в объектив камеры. И именно ей выпала непростая задача сыграть в одной из самых сильных сцен фильма, когда Роджер Айлз в исполнении обладателя «Золотого глобуса» Джона Литгоу приглашает героиню Марго Робби к себе в офис со всеми вытекающими последствиями.

Интерес к «Скандалу» подогревался еще и тем, что несколькими месяцами ранее канал Showtime показал мини-сериал «Самый громкий голос» (The Loudest Voice) на ту же тему, и, конечно, о «Скандале» стали говорить еще больше. Многие писали, что после выхода сериала эта тема уже раскрыта, и вряд ли от фильма стоит ждать чего-то нового, а критики стали сравнивать эти проекты — часто не в пользу «Скандала». На мой взгляд, если вас заинтересовала история, обязательно стоит посмотреть и сериал, и фильм!

К слову, сериал, в котором роль Айлза сыграл оскароносный обладатель двух «Золотых глобусов» и близкий друг Николь Кидман Рассел Кроу, основан на биографическом романе «Самый громкий голос в комнате» Гэбриела Шермана, опубликованном в 2014 году, в котором по очевидным причинам не раскрыта история увольнения Айлза и спровоцировавшего его скандала. Но создатели сериала, конечно, не смогли обойти эту тему, и все семь эпизодов достаточно подробно рассказывают о том, как Айлз выстраивал структуру, которой суждено было стать главным новостным каналом Америки, а также о его семье и истории его служебного романа с Лори Лун, который она позже назовет «изощренной психологической пыткой». Жену Айлза в сериале играет Сиенна Миллер, а Лори Лун — одна из самых красивых восходящих звезд Голливуда Аннабель Уоллис. Так что даже с точки зрения сюжета эти проекты пересекаются лишь на уровне персоналии Роджера Айлза и его слабости к красивым женщинам.

Кстати, во времена Айлза все ведущие Fox News действительно выглядели, мягко говоря, в одном формате: великолепные уложенные волосы (чаще всего светлые), макияж, платье в тон украшениям с обязательным, но элегантным вырезом и шпильки телесного цвета, визуально удлиняющие и без того длинные ноги. Ходили слухи, что до ухода Айлза на канале существовал негласный дресс-код, в котором короткая юбка была обязательным элементом, а брючные костюмы были под жесточайшим запретом. Сексапил, напрочь лишенный вульгарности, был для него непременным элементом эфира, и это очень хорошо показано в «Скандале», особенно в сцене, где Айлз отчитывает Карлсон за то, что она появилась в эфире без макияжа. Над гардеробом главных героинь работала Коллин Этвуд, обладательница «Оскара» за костюмы к «Чикаго» и «Мемуарам гейши», и ей удалось филигранно воссоздать стиль ведущих Fox News. К примеру, Шарлиз Терон не раз появляется на экране в платьях Roland Mouret, девушки носят туфли Christian Louboutin и Gianvito Rossi. В финале фильма есть один эпизод, очень четко передающий атмосферу канала, когда несколько эффектных девушек одновременно выбирают в гардеробной одежду для эфира из дюжин однотипных платьев, одновременно натягивая Spanx и push-up и параллельно отвечая на звонки журналистов, обрывающих их телефоны, пытаясь хоть что-то разузнать о событиях на канале. На долю секунды возникает ощущение, что смотришь «Стриптизерш», а не фильм о большой корпорации и амбициозных и хорошо образованных женщинах.

Сценарий «Скандала» разработал и написал Чарльз Рэндольф, завоевавший «Оскар» в 2016 году за сценарий «Игры на понижение» Адама Маккея. Можно сказать, что фильмы-разоблачения и корпоративные драмы — его специализация. А вот в режиссерском кресле «Скандала» Джей Роуч, подаривший миру одновременно «Знакомства с Факерами» и «Трамбо» с Брайаном Крэнстоном. При том, что фильм мне в целом понравился, мне показалось, что он уж чересчур линеен. По сути Роуч снял эффектную хронику одного корпоративного скандала. В этом фильм и правда уступает «Самому громкому голосу», в котором все герои не так однозначны.

Кстати, особенно активно эти два проекта стали сравнивать, когда «Самый громкий голос» попал в шорт-лист «Золотого глобуса» как лучший мини-сериал/телевизионный фильм, а Расселл Кроу был номинирован на «Золотой глобус» (и завоевал его) как лучший актер мини-сериала/телевизионного фильма. Более того, за роли в «Скандале» в шорт-лист «Золотого глобуса» попали Шарлиз Терон и Марго Робби.  А чуть позже обе актрисы были номинированы и на «Оскар» вместе с командой художников, создававших грим и прически. Актерские работы всех трех актрис (как и Джона Литгоу) безусловно заслуживают внимания, хотя Шарлиз Терон и уступила свой «Оскар» Рене Зеллвегер, а Марго Робби — Лоре Дерн. А за грим и прически «Скандал» завоевал «Оскар», премию BAFTA, а также награды Critics’ Choice Awards  и Hollywood Critics Association, что весьма заслуженно, поскольку Шарлиз Терон в этом фильме узнать практически невозможно — постоянно приходится себе напоминать, что реальная Мегин Келли в фильме не снималась. К слову, одним из художников по гриму на проекте был близкий друг Шарлиз Терон скульптор Казу Хиро, для которого этот «Оскар» стал уже вторым после того, что он завоевал за перевоплощение Гари Олдмана в Уинстона Черчилля в «Темных временах». Буквально пару дней назад актриса поддержала его экспозицию на LA Art Show, где он представил несколько своих скульптур.

В общем, «Скандал» действительно стоит того, чтобы посмотреть его в кино, но должна предупредить, что несмотря на дату релиза в канун Дня всех влюбленных, его не стоит выбирать для похода в кино на романтическое свидание. Вашему спутнику может быть неловко это смотреть. Пожалуй, этот фильм лучше оставить для просмотра в женской компании. Да — и в финале не уходите сразу, на титрах звучит отличный трек Регины Спектор One Little Soldier.

Фото: Архивы пресс-служб