Школы для детей с особенностями развития

Особенности развития ребенка бывают разными — от дислексии и синдрома дефицита внимания до сложных случаев аутизма. Школы есть почти для всех случаев. Софи Оукс, старший образовательный консультант агентства Carfax Education в Лондоне и мама двоих детей рассказывает, на что обратить внимание, выбирая такое учебное заведение в Англии, Швейцарии и США.
Школы для детей с особенностями развития

Выбор школы для ребенка, который отличается от обычных детей, – тоже особенный процесс. Если вам кажется, что ваш малыш развивается с необычной скоростью или каким-либо особым образом, очень важно как можно скорее поставить диагноз. За последние два десятилетия диагностика синдромов, связанных с обучением, продвинулась далеко вперед. Многие родители, конечно, не хотели бы услышать подтвержденный диагноз, но его своевременное определение сможет во многом помочь ребенку вести в дальнейшем самостоятельную успешную жизнь.

Чем раньше вы выявите проблему и определитесь с диагнозом, тем лучше. Мои коллеги, работая с семьями в Москве, прежде чем начать планировать образовательную стратегию и приступить к выбору школ, советуют мамам и папам обратиться к специалистам – например, в Европейский медицинский центр. По результатам комплексного обследования психологи составляют медицинское заключение, которое позволяет выявить и проработать различные проблемы. Причины их возникновения, бывает, можно устранить до начала учебы за рубежом. Еще подобное заключение способно защитить ребенка от отчисления «по здоровью»: в нем описывается состояние, в котором он попал в школу, так что этот документ может стать весомым аргументом в спорах о причинах изменения здоровья.

Тем, кто по разным причинам предпочтет обследовать ребенка в Лондоне, можно обратиться в The Chelsea Psychology Clinic, The Blooming Tree ABA Clinic или The Effra Clinic, которые специализируются на выявлении особенностей развития и их терапии. Очень важно посещать специалистов лично. Некоторые психологи утверждают, что могут поставить диагноз ребенку на виртуальной встрече в зуме, но все же лучше встретиться со специалистом в клинике – так диагноз будет наиболее точным.

Поняв ситуацию, ответьте себе на ряд вопросов. Каковы ваши главные цели относительно образования ребенка? Например, хотите ли вы, чтобы он в дальнейшем получил высшее образование? Хотите и можете ли вы переехать в страну, где ребенку смогут дать более качественное образование в соответствии с его диагнозом? Если у вас есть другие дети, подойдет ли им учеба в другой стране?

После того как вы получите подробное заключение, будет гораздо легче сократить список выбранных школ. В Великобритании, например, есть возможность оставить особенного ребенка в общеобразовательной школе, но только в той, где ему при необходимости смогут оказывать некоторую дополнительную поддержку. В таких школах часто предлагают помощь специалистов по дислексии, дискалькулии, диспраксии и легкой степени аутизма. Хороший пример – Moat School в Лондоне. При этом подобные учебные заведения не позиционируются как специальные.

Главное – не скрывать от школы подробности состояния их будущего ученика. Да, какие-то из них могут потерять к вам интерес, но, может быть, лучше сразу разойтись с подобными заведениями, чем подставить ребенка под удар. Хотя, скорее всего, администрация школы, узнав о том, что у них собирается учиться особенный малыш, подробнее расскажет вам о своей психологической службе – вы сможете лучше понять, как в ней работают с похожими случаями.

Для детей с более тяжелыми диагнозами существует немало вариантов обучения в пансионах. К примеру, в специализированной школе Unsted Park в Суррее рады детям с расстройствами аутистического спектра, а также с синдромом дефицита внимания. Найти специализированные учреждения, предлагающие уход за ребенком, а не просто проживание, в Великобритании может быть непросто. В таких случаях рекомендуется либо жить в стране, либо подобрать подходящего опекуна, который будет заботиться о ребенке в те выходные, когда тот не сможет оставаться в школе.

Кроме Великобритании, обратите внимание на Швейцарию. В этой стране меньше школ, специализирующихся на обучении детей с расстройствами аутистического спектра и предлагающих полноценный уход с проживанием, но вариантов различных образовательных возможностей все равно достаточно. В этой стране действует программа прогрессивного обучения, подразумевающая комплексный подход к школьному образованию. На сайтах школ, как правило, не пишут прямо, какие именно образовательные потребности в них поддерживаются, но каждая швейцарская школа по-своему уникальна, к каждому ученику здесь стараются подходить индивидуально.

А вот в США большое количество отличных школ, которые прицельно работают с детьми с определенными синдромами. К примеру, частная школа Vanguard во Флориде. В ней обращают особое внимание на сильные стороны ребенка и исходя из этого готовят его к жизни вне класса и вне школы. Подобные учебные заведения есть и на Восточном, и на Западном побережье.

Искать американского опекуна или жить в США родителям необязательно: пансионы для особенных детей предлагают более длительное пребывание, чем интернаты в Великобритании и Швейцарии. Так что, если вашему ребенку не нравится постоянное вмешательство в его распорядок жизни, американская школа может стать хорошим решением.

Две инклюзивные школы в столице, где по-особенному работают с особенными детьми.

Школа-интернат «Абсолют»

Создана фондом «Абсолют-помощь» семьдесят первого форбса Александра Светакова, обучение бесплатное. Для каждого ученика разрабатывается свой образовательный маршрут. Помимо основного обучения есть много опций допобразования – от кукольно-театральной студии до столярной мастерской (в этом учебном году заработала еще и мастерская керамики). Старшеклассники обучаются реальной профессии, например швеи или повара. Причем на высоком уровне: повара новиковского ресторана Bolshoi, например, провели в школе трехнедельные курсы (практику ребята проходили уже на кухне на Петровке). В свободное от учебы время дети играют в настольную игру «ФудСовет», которую разработал для школы совладелец Нижегородского масложирового комбината, основатель центра пищевых стартапов Mabius Иван Сидорок. В игре можно почувствовать себя фуд-стартапером и поработать в команде над запуском мороженого или, скажем, энергетического батончика.

Московская обл., Серпуховский р-н, д. Райсеменовское, www.absolute-school.ru

Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова

Первой из московских школ подключилась к проекту «Инклюзия Lab» Центра проблем аутизма. С детьми с РАС здесь работают тьюторы, созданы отдельные ресурсные зоны, приняты американские методики обучения, основанные на прикладном анализе поведения. Отдельное внимание уделяется физкультуре. Академия мини-футбола клуба «Спартак» вместе с центром «Патриот.Спорт» недавно провели для учеников мастер-классы и устроили матчи. Готовил к соревнованию ребят ни много ни мало главный тренер «Спартака» Андрей Цуканов.

Москва, Брянская, 10, www.sch1465.mskobr.ru

Фото: GETTYIMAGES.COM; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ