Самое время подписаться на клинфлюенсеров в инстаграме

Кто такие клинфлюенсеры? Эти девушки делают селфи не в дизайнерских платьях, а с тряпками из микрофибры и вместо фейстюна пользуются средствами для удаления известкового налета. Если вместе с весной вам захотелось попробовать что-то новое, самое время вдохновиться и навести порядок.
Самое время подписаться на клинфлюенсеров в инстаграме

Добрая фея каждой татлеровской Золушки, автор нескольких бестселлеров о высоком искусстве уборки Мари Кондо запустила свой онлайн-магазин товаров для дома. В ассортименте – держатель для ароматической палочки за $68, льняные крышки для контейнеров с крупами за $34. Бамбуковый венчик, без которого нельзя и подумать о размешивании чая маття, оценен в $30. В $75 обойдутся наборы из кристаллов с камертоном, необходимые для «корректировки энергии пространства». В день запуска The Shop at KonMari только ленивый не пошутил в интернете о том, что одна из самых влиятельных личностей на планете по версии Times (и очевидно, гений маркетинга) сначала заставила нас расстаться с ненужным хламом, а теперь заставляет завести новый.

Девять лет назад японка Кондо опубликовала книгу «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» и возглавила нарождающуюся касту клинфлюенсеров. Теперь у нее самой в инстаграме почти четыре миллиона благодарных подписчиков, а сколько последователей на просторах социальных сетей – не считал никто. Клинфлюенсеры не похожи на обычных инфлюенсеров: в их лентах не найдешь фоторепортажей с модных показов, селфи с дубайских пляжей, отчетов об очередном детокс-уик-энде в Мерано или еще какой-нибудь Габале. Зато там бескрайние моря коробок для хранения, разложенных по цветам и размерам, новые коллекции кипенно-белых простыней. Подушки хвастают фамильной вышивкой, как лица девушек-миллионщиц – косметикой Кайли Дженнер. Контейнеры с бататом и кейлом расставлены в холодильнике настолько ровно, что невозможно отделаться от вопроса: неужели и для холодильников уже придуман свой фейстюн?

Самая соль у клинфлюенсеров хранится в сторис (им хозяйки аккаунтов не дают самоуничтожиться и, конечно, скрупулезно раскладывают по папочкам в хайлайтах). Там – завораживающие тьюториалы о том, как до блеска отполировать стеклянные перегородки в душе. Как убрать налет с невидимого глазу фильтра посудомоечной машины. Как отдраить до первородной белизны шнурки любимых Reebok Classics. Одним словом, лучшие друзья девушек в начале 2020-х – это бриллиантовый блеск внутренностей чайника и вечное сияние начищенного хрусталя Baccarat.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Популярность клинфлюенсеров – показатель того, что пора наводить порядок в глобальных процессах».

Желание чувствовать себя равным с тем, на кого ты подписан, возникло у людей нашего времени задолго до того, как они пресытились кроссовками Канье Уэста и духами Ким Кардашьян. До выхода в свет «Магической уборки» Мари Кондо все повально постигали датское искусство счастья хюгге. Потом зачитывались книгой Маргареты Магнуссон о шведском методе предсмертной уборки, то есть такой, которая, случись что, облегчила бы наведение порядка в вашем доме родственникам. Чуть позже в моду вошел кайдзен – японская философия постоянного усовершенствования.

Из шинели кайдзена вышла, к примеру, та самая ютьюб-фея чистоты Мелисса Мейкер. Ее кредо – домашними делами можно заниматься безболезненно. В 2006-м Мейкер открыла в Торонто клининговую компанию, тогда же стала загружать в сеть обучающие видео, чтобы привлечь внимание будущих клиентов, – стандартный SMM, таким же занимаемся мы в «Татлере». Теперь же блогер каждую неделю делится лайфхаками о том, как навести порядок в доме, если ненавидишь уборку. «Из тех сообщений, что я получаю в директ и на почту, я поняла: мои видео дают людям возможность научиться заботиться о себе в своем же собственном доме, – объясняет свой подход Мейкер. – Они могут научиться тем вещам, о которых, возможно, стеснялись спросить у кого-то еще».

На данный момент Мейкер владеет тремя клининговыми компаниями, написала книгу (куда же без нее) и запустила собственную линию тряпок из микрофибры. Сама она, по иронии судьбы, уборку ненавидит. «Есть люди, для которых уборка – это способ самотерапии, – говорит звезда ютьюба. – Так вот у меня все наоборот: стоит только подумать о наведении порядка, как я чувствую себя жалкой».

Ее коллега по цеху, автор инстаграм-блога @cleaning_my_anxiety_away Шарлотт Осборн использует уборку как раз для борьбы с собственными демонами. «В каком-то журнале я прочитала интервью Софи Хинчлифф, она рассказывала, как процесс наведения порядка помог ей справиться с тревожностью, – говорит Осборн. – Я подумала: почему бы и мне не превратить этот рутинный процесс в психотерапию».

В анамнезе у Осборн помимо троих детей – деструктивная тревога, фибромиалгия и посттравматическое расстройство личности. Своим двадцати пяти тысячам подписчиков она рассказывает об этом совершенно открыто: «Уборка не избавляет меня от болезней, зато здорово помогает снять напряжение. К тому же я понимаю, что я такая не одна – каждый день почтовый ящик разрывается от количества писем. Фолловеры интересуются не только маркой очищающего средства для окон, но и делятся своими проблемами. Мне иногда кажется, что пора создавать отдельный блог с лайфхаками по психотерапии. Подписчики и без того знают все о моем распорядке, но им хочется знать еще больше».

Софи хватило шести месяцев, чтобы подняться с тысячи фолловеров до миллиона.

Откуда в эпоху уберизации всего на свете, включая клининг-службы, в серьезных людях вдруг проснулась тяга к собственноручной уборке? Закон о массовом выдворении из России гражданок филиппинской национальности тоже вроде бы не принимали. Все дело в тренде на JOMO – joy of missing out, радость от того, что пропустил светское мероприятие и остался дома. «Отсюда и такой интерес к организации домашних дел, – комментирует Люси Лавридж, директор департамента Talent Management одного из крупнейших лондонских агентств Gleam Futures, которое занимается раскруткой бьюти-влогера Зои Сагг, больше известной под ником Zoella, и других кумиров поколения. – Вдобавок, как показывает статистика, людей начало подташнивать от классических инфлюенсеров».

Клинфлюенсеры, добавляет Лавридж, так быстро набирают популярность еще и потому, что не боятся при всем честном народе забраться в самые сокровенные (читай – грязные) уголки своего жилища и показать, как борются, скажем, со ржавчиной в унитазе. «Это интимный процесс», – говорит маркетолог из Gleam Futures. А подглядывать в замочную скважину приятно хоть за тем, как отдыхает в Версале Тетя Мотя, хоть за тем, как миссис Хинч стирает в носках свои грязные спонжи. У этой двадцатидевятилетней эталонной блондинки из Эссекса в инстаграме, к слову, – четыре миллиона фолловеров. «Так или иначе уборка – это то, что касается каждого из нас, даже при наличии дома обслуживающего персонала, – продолжает Люси Лавридж. – Когда ты на экране смартфона видишь, как блогер доводит свой дом до блеска, ты волей-неволей сочувствуешь ему, начинаешь ощущать единение с ним. И вряд ли уже от него отпишешься. По крайней мере, в ближайшее время».

Миссис Хинч, она же Софи Хинчлифф, – самый яркий деятель британского рынка клинфлюенсеров, а он сейчас самый быстрорастущий. Два года назад одним прекрасным мартовским днем парикмахерша из Сассекса завела аккаунт @MrsHinchHome. Сейчас миллионы ее подписчиков называют себя армией «хинчеров» и знают по именам всех друзей Софи: половую тряпку Дэйва, тряпку для пыли Клэренс, губку Минки и швабру Веру. Драить полы и вычищать раковину Софи любит под попсовые треки нулевых, из которых «хинчеры» составляют плейлисты на Spotify. «Помню, как два года назад ко мне подошла помощница и говорит: «Люси, мы должны позвонить этой женщине. Только посмотри на ее инстаграм!» – вспоминает Люси Лавридж. – Я посмотрела. Но сначала совершенно не поняла, чем там восторгаться. А потом залезла в сторис и уже не смогла остановиться».

Лавридж предложила Хинчлифф сотрудничество и не прогадала: «Это был чистой воды эксперимент. И первый случай в моей практике, когда от сторис выхлопа было больше, чем от постов в ленте. Софи хватило шести месяцев, чтобы подняться с тысячи фолловеров до миллиона. Все вокруг будто помешались. Даже наш офис только и говорил о том, как сделать своими руками моющее средство без химии по рецепту миссис Хинч и как по ее же методу навести порядок в гараже».

Всего несколько месяцев назад Хинчлифф опубликовала свою первую книгу – Hinch Yourself Happy: All The Best Cleaning Tips To Shine Your Sink And Soothe Your Soul, что с поправкой на игру слов в переводе значит «Обеспечь свое счастье: лучшие советы по уборке, чтобы ваша раковина блестела чистотой, а душа успокоилась». На момент сдачи номера в печать рейтинг книги на «Амазоне» был 4,7 – столько же, сколько у бестселлера месяца номер один, мемуаров погибшего баскетболиста Коби Брайанта.

«Сила клинфлюенсеров – в способности вызвать эмоциональный отклик, – убеждена Мелисса Мейкер, создательница ютьюб-канала с лайфхаками по уборке (один миллион двести тысяч подписчиков). – Я хочу, чтобы люди смотрели на то, как у меня дома все устроено, и чувствовали себя комфортно. Потому что лично я часто расстраиваюсь, когда захожу в инстаграм и вижу «идеальную» жизнь среднестатистического лайфстайл-блогера. Мне кажется, люди стремятся освоить навыки по уходу за домом, потому что это добавляет ощущения собственной значимости».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

России ниша клинфлюенсеров пока пустует. Общественность, взахлеб обсуждавшая в свое время «Магическую уборку» в ресторане Bolshoi, медитирует тихими рублевскими вечерами под нетфликсовский сериал Tidying Up with Marie Condo (его в позапрошлом году вместе с самой Мари номинировали на «Эмми»). Однако даже нам трудно представить себе Ксению Собчак, ведущую неравную борьбу со ржавчиной в унитазе, или Викторию Шелягову, демонстрирующую новейшее приобретение – ветошь для полировки стекол своего «роллс-ройса».

С другой стороны, еще десять лет назад нельзя было представить себе, что Ксения Собчак будет вести неравную борьбу с политическим режимом. «Подъем движения клинфлюенсеров в социальных сетях – это показатель того, что пора наводить порядок в глобальных вопросах в наше неспокойное время», – считает преподаватель социологии Университета Лондона Стефани Бейкер. «Тренд на книги про порядок и уборку в Японии (и в том числе феномен Мари Кондо) зародился после цунами в Японии, за которым последовала авария на АЭС», – напоминает профессор истории массачусетского Williams College Эйко Маруко Синиавер. В общем, нам из этого дома теперь два пути: либо на баррикады вместе с Гретой Тунберг, либо под знамена из микрофибры.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Instagram; Julia Kennedy/Trunk Archive/Photosenso