Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №16: Найти учителя

Коуч Алексей Ситников предлагает читателям «Татлера» ускориться на пути к знаниям и счастью.
Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №16 Найти учителя

Вы знаете, что такое тройная уха? Сварили рыбу, выложили. В тот же бульон положили другую рыбу, выложили — и так три раза. Уха становится мегаконцентрированной. Примерно то же самое происходит со знаниями, навыками, технологиями. Один человек накопил — и передал другому. То, к чему учитель добрался только к семидесяти годам, у его ученика есть уже в двадцать, и он движется дальше.

На этом строятся все научные школы. Но кроме линейной передачи знаний в них есть еще кое-что — сама среда способствует стремительному прогрессу. Я вырос в Новосибирске, в Академгородке, в лесу на берегу Обского моря. Зайцы, белки... По пути на работу гении собирают грибы, что очень помогает гармоничному мыслительному процессу. Люди сами протаптывали тропинки, а потом уже их асфальтировали. Велосипедные дорожки, на которых Москва помешалась только сейчас, там были в шестидесятые. Академик Будкер ездил на ослике, и это выглядело не эксцентрично, а вполне себе естественно. Профессорами там становились быстрее, чем обзаводились квартирами, а потому многие светила жили рядом со своими студентами в общежитии. Все тем же Будкером была введена система круглых столов, на которых каждый аспирант мог сказать свое слово. Благодаря этому Александр Скринский стал академиком в двадцать восемь лет — Академ-городок дал ему возможность быть услышанным.

Все это не только мило и демократично, но и необычайно эффективно. Процесс подготовки специалиста — это ведь не только вложение в него знаний, но и передача отношения к работе. Никогда не забуду один случай. Я писал диплом по нейрофизиологии, это экспериментальная наука. Представьте, в тысячу пробирок с интервалом десять минут тридцать секунд надо из пипетки капать некое вещество. Как метроном — чпок, чпок, чпок, чпок. Мы изучали биологический материал мозга, купили и подготовили сотни лабораторных животных. Нам поставили дедлайн для публикации, и мы уже заказали билеты на самолет, чтобы улететь после него в отпуск. От соблюдения этого дедлайна зависело, как водится, мое и научного руководителя будущее. Мне двадцать два, ей тридцать. Девчонка по нынешним меркам, но в этих пробирках она готовила себе докторскую диссертацию. Полгода работы. И вдруг она посмотрела на стену, сказала: «Муха!» — и остановила процесс. Муха могла залезть в любые из тысяч пробирок и там наследить. Мы все выбросили и начали заново. Блин, она могла не заметить?! Нет. Во-первых, потому что не могла — и все тут. Во-вторых, ей важно было научить меня честности. И так происходит не только в науке. Любая профессия — это моральный выбор, и преподаватели кроме знаний передают ученикам еще и негласный этический кодекс.

Не каждый мастер может быть учителем. Учитель — это тот, кто не только знает, но и готов свое знание отдать. Не корысти ради, а потому, что у него есть такая внутренняя потребность. Он поделится всем, что у него есть, а потом передаст тебя другому мастеру. В этом смысле он как рыба, и следующие учителя тоже рыбы, а ты в результате становишься тройной ухой.

Человек живет ровно столько, сколько он нужен.

В свое время они тоже от кого-то получили знания, это очень длинная цепочка. И в какой-то момент их одолело желание вложить всю свою суть в ученика. Зачем? Затем, что от тебя останется только то, что ты отдал. В восточных практиках это особенно заметно. Кунг-фу, карате, джиу-джитсу, дзюдо... В семидесятые восточные единоборства вдруг вошли в моду и появились подпольные секции, где учили «приемчикам» — ударь туда, ударь сюда. В основном эти кружки плодили имеющих силовое преимущество хулиганов. Но только когда учителя стали публичными и легальными, появились ассоциации и титулы, стало не страшно доверить им хоть себя, хоть ребенка. Они дают силу и понимание, что это за сила и как ее использовать. Не только с целью мордобоя. Реально сильный человек против слабого свои суперспособности не применит. Учителя от простого специалиста отличает этический компонент — вы это почувствуете, ошибиться будет трудно.

Каждый раз, как почувствуете потребность выстроить свою линию, ускорить развитие, достичь цели, получить результаты, начинайте с поиска учителя. Найти его — великое счастье. Еще большее счастье — найти место, где эти учителя собрались вместе и варят бульон. Со Средних веков они объединялись в университеты и школы, и бульон постепенно стал таким крепким, что появился Ньютон. А на пустом месте гению вырасти невозможно, по книжкам он не выучится. Пока книга пишется, пока печатается, наука уходит далеко вперед. В Высшей школе экономики я честно предупреждал студентов, что ту систему знаний, которой они овладеют на первом курсе, к четвертому им придется полностью поменять. Способ не отстать от времени есть только один — питаться от учителей. Поэтому нет смысла строить технопарк, не привязанный к университету, это значит игнорировать принцип концентрированного бульона. Из Калифорнии знания сюда никто не повезет, а если повезет, то в отсутствие кухни и подходящей для варки знаний кастрюли не сможет их передать. Разве что увезет отсюда лучших студентов — потому что, еще раз повторю, учителю ученик нужен ничуть не меньше, чем ученику учитель.

Наука — это очень аккуратный пример, любое умение жить передается по той же схеме. Сейчас, когда мир ускорился, зубрить бесполезно. Образование — это то, что останется в голове после того, как ты все забудешь. Значит, нужно просто открыть в себе способность быть бульоном, то есть брать у рыб ценных пород питательные вещества, вкус и аромат. Учителя передадут вам все это, а попутно зададут вашей формирующейся — а мы всю жизнь формируемся — личности мощные эмоционально-волевые характеристики.

Если у вас растет ребенок, найдите ему тренера — наставник футбольной команды будет богом, которого слушают гораздо внимательнее, чем маму с папой. У меня в школе таких тренеров было два — сначала по дзюдо, потом по теннису. Мастером можно стать только рядом с мастером, а личностью — рядом с личностью. К тому же спорт воспитывает волю, характер, коллективность и способность преодолевать трудности. В России живет сто пятьдесят миллионов, но в футбол мы не выигрываем. Потому что население — это всего лишь население. Пока желающими играть в футбол детьми занимаются те, кто в приличные места не попал в силу своего лузерства, мы будем проигрывать Уэльсу. А он даже не государство, просто гористая местность, где живет три миллиона условных кельтов.

Став шестнадцать лет назад завкафедрой в ВШЭ, я был вынужден начать с того, что на коленях уговаривал своих друзей вроде Игоря Писарского, Сергея Степанова, Натальи Беленко, Валентины Кириллиной преподавать студентам. Потому что тех, кто знает практику и способен рассказывать, единицы. И не проблема, что они не профессиональные педагоги — Игорь Писарский о пиаре и рекламе знает больше, чем человек, который этим делом не занимается, а только учит по программе.

В американских университетах есть статус full professor — эта должность означает, что ты стопроцентно уверен в своем будущем, корону никогда не потеряешь и можешь спокойно всю оставшуюся жизнь заниматься только наукой и своей научной школой. На этой должности полагается преподавать, и профессор знает, что эта обязанность — высочайшее для него благо. Потому что человек живет ровно столько, сколько он нужен. Чаще разговаривайте с близкими вам пожилыми людьми, задавайте им вопросы, выстраивайте связку «ученик–учитель» — и вы остановите запускающуюся у тех, кто уходит на пенсию, программу угасания.

Счастливы общества, где шестьдесят лет — это не финал, а начало главного этапа жизни, учительства. Без Аристотеля, который задал масштаб мышления, не было бы Александра Македонского. А у нас великие актеры уходят после своего бенефиса, как Гурченко. «Пять минут, пять минут...» Организму очень не нравится, когда его хозяин подводит черту. Он воспринимает это как конец своей программы.

Когда будете выбирать себе учителя, не ориентируйтесь только на то, что кто-то красиво говорит. Человек — это поступок. Не записывайтесь на тренинг о семейном счастье, если не знаете, как с личной жизнью у того, кто его проводит. Есть другой способ. Меняйте привычные маршруты, пробуйте новое, ходите в незнакомые гости — пока не попадете в круг людей, которые чего-то уже добились, здоровы, счастливы, у которых горят глаза. А на тренинге «Как найти мужа» все будет как раз наоборот: соберутся двадцать девушек, у которых семейного счастья пока нет, и все они друг другу конкурентки. Бегите от подобного рода объединений! Вам нужна среда не конкурентная, а способная примером и поддержкой, как в университете, дать нужные знания и энергетику.

У меня в мои девятнадцать лет появился учитель, тибетский доктор Голдан Ленхобоев. Словами объяснять он ничего не хотел, но после долгих уговоров дал инструкцию: «Будь рядом со мной, делай то, что я, и через двенадцать лет будешь чувствовать то же, что и я». По тому же принципу отец сыну передает свою мужественность, а мать дочери — способность любить и быть любимой. Если в этом деле вам нужны дополнительные занятия, берите их не в маникюрном салоне, а в общении с людьми семейными — друзьями и родственниками. Или на работе, потому что активная, эффективная, разнообразная жизнь повышает вероятность попасть в поле событий, которые вам нужны. Найдите в офисе хотя бы одну счастливую женщину и будьте с ней рядом, повторяйте ее образ мысли и поведения. Она на данном этапе и есть ваш учитель.

Фото: иллюстрация: Алиса Юфа