Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №14: Хаос притягивает неприятности

Политтехнолог, коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» думать стройно, эффективно и разнообразно.
Психология с Алексеем Ситниковым. Правило №14 Хаос притягивает неприятности

Часто говорят: порядок на столе — порядок в голове. Так, да не так. Если человек привык внутри своей головы все раскладывать по местам, то и хранилище канцтоваров ему захочется организовать по той же схеме. А схемы бывают разные.

Порядок — это не обязательно чистый стол, это просто наличие работающей системы. Тому, кто привык ранжировать от большого к маленькому и обязательно параллельно краю стола, трудно искать, когда книги расставлены по важности или году издания. Будет долго копаться, в итоге опоздает с работой. Суета, помноженная на стресс в связи с необходимостью сделать дело в срок, создает панику — а все оттого, что порядок на столе хоть и был, но не такой, как у него в голове. Каждый строит внутри себя некие модели — и внешние объекты стремится расставить по той же системе. Исходит из того, что удобнее его мозгу, что у него лучше получается. В модной одно время модели НЛП выделяли три модальности, то есть три способа кодирования или декодирования информации: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Если у человека хорошая зрительная память, то весь свой мир — и внутренний, и внешний — он постарается обозначить картинками, схемами, графиками. По ним ему удобнее искать нужный объект. Спросите у него, что сказала перед отъездом мама. Он сначала перемотает перед собой события, как фильм, найдет нужное, нажмет Play — и только тогда услышит соответствующие видеоряду звуки. Его каталог всего на свете состоит из изображений, к которым он потом добавляет (мы этот момент называем синестезией) другие модальности — звуки и ощущения. Тот, у кого лучше развита слуховая память, прокручивает в голове фонограмму и на звуки накладывает видео. Кинестетику же в любом событии важны в первую очередь собственные ощущения. Когда надо что-то вспомнить, он примется восстанавливать в памяти, как ему в этот момент было холодно, жарко или чудовищно стыдно.

Стандартная схема работы с информацией тоже делится на три этапа. Сначала поиск — его человек, как правило, ведет через самую развитую, часто им используемую систему кодирования: по картинкам, звукам или ощущениям. Потом репрезентация, когда он демонстрирует своему сознанию найденный файл и переводит его в ту модальность, в которой был сделан запрос. Вы же не спрашивали, как выглядела мама, — вы хотели знать, что она сказала. Значит, на этом этапе визуальную модальность надо перевести в звуковую. Третий этап — это оценка. Ее можно провести через образ (хорошо мама в тот момент выглядела или так себе), через звук (громко она кричала или говорила шепотом) или через свои ощущения (справедливы были ее слова или не очень).

Итак, три модальности и три этапа. Возводим в куб и получаем двадцать семь возможных мыслительных стратегий. Чем большим числом стратегий индивид владеет, тем обширнее его возможности получать информацию, рассуждать вне шаблона. Понимать людей, которые живут в ином измерении. Разбираться в логике, по которой другие — не он — рассортировали предметы на столе. То есть видеть порядок и перспективы в том, что его недостаточно гибким конкурентам кажется горой мусора.

Университет, путешествия, хобби — все это способы научиться пользоваться новыми для себя стратегиями, и чем ближе вы приблизитесь к планке «двадцать семь», тем больший вы молодец. Вот вы придумали себе развлечение — бальные танцы. Для них нужна стратегия «аудиальный поиск, кинестетическая репрезентация, визуальная оценка», потому что сначала вы слышите вальс, потом вспоминаете, в какой такт как двигаться, и еще стараетесь посмотреть на себя со стороны — на конкурсе будут судить, насколько красиво у вас получается. Если для танца — нового для вас рода занятий — вы станете пользоваться любой другой привычной вам стратегией, получится не вальс, а беспорядочные телодвижения. Наступание партнеру на ноги, максимум неуважения с его стороны и прочие болезненные вещи.

Любой вид деятельности требует оптимальной для него стратегии мышления, перестройки мировосприятия и инструмента передачи своего мнения во внешний мир. Чтобы привыкнуть к стратегии, которой вы раньше не пользовались, полезно пообщаться с теми, кто на этом поле уже профессионал. Они своими разговорами, формулировками, жестикуляцией приучат вас к новой схеме мышления, и вы будете готовы хоть к вальсу, хоть к пасодоблю. Из чего следует, что чем больше общаешься, тем быстрее обучаешься. Коммуникабельные люди легче приспосабливаются к новой реальности. Замкнутые имеют свойство вариться в собственном соку и ностальгировать до такой степени, что отрицают существование «Убера». А это проблема — если ваши стратегии не адекватны окружающему миру, систему отношений с ним наладить не удастся. Что чревато стихийными бедствиями, причем самыми разнообразными.

Для вас это знание небесполезно. Ключ открывает дверь, потому что повторяет форму замка, хотя сделаны они из разных металлов. Так и вы договоритесь, если начнете копировать мыслительную стратегию собеседника. Если он воспринимает мир ушами, начните со слов «Послушай меня!» — не спешите показывать ему фотографии лазурной недвижимости на телефоне.

Обязательно проследите за его взглядом. Если он на стадии репрезентации ведет себя как визуал, то, задумавшись, будет смотреть вверх, может сместить взгляд правее или левее. Метнулся взглядом вправо от себя, влево или налево вниз? Значит, прислушивается к своему внутреннему голосу — ему важно, как звучит мысль, насколько разумно и логично. А если уставился вниз, то он в данный момент кинестетик — представляет, насколько уютно ему будет жить в доме, который вы пытаетесь ему продать. Ваше красивое лицо на этапе его внутренней работы роли не играет, он на него хоть и смотрит, но не видит, потому что целиком погружен в свои мысли. Это я к тому, что улыбаться и подмигивать для стимуляции процесса сейчас бессмысленно, просто наблюдайте — и читайте его мысли, как открытую книгу.

Внимательно прислушайтесь к тому, что именно человек говорит вам на этапе оценки, даже если он имеет в виду «нет»: «некрасиво получится», «звучит не очень заманчиво» или «это не самый удобный вариант». Вы поймете, как устроена его жизнь, в чем именно заключается порядок, нарушение которого так страшно его пугает. У человека с визуальной оценкой обязательно есть красивая машина — не факт, что надежная или очень дорогая, зато он ее часто моет и даже полирует. И жена у него красивая, он много денег тратит на то, как выглядит она, и на то, как выглядит он сам. Хорошо изданные книги выставлены у него в шкафу в передний ряд, а нужные, но неказистые убраны с глаз долой. Это не значит, что он сам в первую очередь обращает внимание на эстетику, но впечатление хочет произвести именно с ее помощью. Люди с аудиальной оценкой — логики (ведь речь представляет собой последовательность вытекающих друг из друга суждений), им важно продемонстрировать себе и другим самый убедительный способ организации быта. В квартире у них будет стоять то, что люди гарантированно зауважают, — не важно, как выглядит, зато, судя по бренду, стоит как чугунный мост. А кинестетики все сделают так, как им удобно. Им, не поверите, даже не важно, как выглядит жена, лишь бы с нею было хорошо и комфортно.

Когда кажется, что вещи тебе не подчиняются, а поступки не ведут к цели, полезно придумать для своих мыслей систему по типу тайм-менеджмента. Начните рисовать таблички — и мозг организует себя по той же схеме, то есть отладит механизм поиска информации и принятия решений. Если завтра в поход, структурированный человек заскочит домой на пять минут — и ему этих пяти минут хватит, чтобы сложить чемодан и улететь с ним в чудесные края. Потому что он заранее провел сравнительный анализ, выбрал, что ему нужно для счастья, разложил эти вещи по удобной ему системе. В противном случае он начнет метаться по дому, споткнется, разобьет коленку, будет нервничать в машине, устроит скандал в аэропорту. В общем, нарвется на созданные им же неприятности.

Фото: иллюстрация: Алиса юфа