18 ноября в российский прокат выходит историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль». 83-летний британский режиссер спустился с небес на Землю (читайте — оставил жанр sci-fi) ради экранизации нон-фикшена Эрика Джагера — истории о реально состоявшемся смертельном поединке. До этого Скотт, автор знаменитого «Гладиатора», заставлял своих героев биться на мечах в далеком 2014 году, в драме «Исход: Цари и боги» с Кристианом Бейлом. И уже одного этого факта может быть достаточно для того, чтобы пойти смотреть его новый фильм. Об остальных плюсах картины рассказывает кинообозреватель Анастасия Гулиджанян.
История
Нормандский рыцарь Жан де Карруж спасает в кровопролитном бою оруженосца Жака Ле Гри, и они становятся близкими друзьями. Первый — необразованный и грубый, но честный и храбрый воин. Второй — хитрый лис, умеющий красиво говорить и знающий латынь назубок. Жан находит свое призвание в армии короля и, чтобы избежать долгов, берет в жены дочь предателя — красавицу с щедрым приданым Маргариту де Тибувиль. Жак же находит теплое место при дворе местного сюзерена графа Пьера Алансонского. Он становится его доверенным лицом и в подарок за сбор долгов с подданных получает замок, который по идее после свадьбы должен был достаться Карружу. Разные взгляды на жизнь, борьба за место под солнцем плюс этот «земельный вопрос» сводят теплые отношения двух давних друзей на нет. Но на одном приеме Жан и Жак встречаются вновь и вывешивают белый флаг. Висеть он, правда, будет недолго: едва увидев прелестную Маргариту, Ле Гри влюбляется. В вежливых словах девушки рыцарю видится взаимность. Поэтому он дожидается, когда Карруж уедет по делам, обманом пробирается в его дом и, несмотря на крики и многочисленные «нет», насилует девушку.
В Средние века после замужества женщина была практически собственностью мужчины. Как лошадь или замок. За неверность он мог лишить ее жизни. Но если супруга заявляла о насилии, то мужу нужно было вызывать обидчика на дуэль. Вот только бился он при этом, отстаивая лишь свою честь и свое имя. Суть смертельного поединка была такова: бог и правда всегда на стороне победителя. Так что если муж одолевает противника — обнаженное тело насильника с позором везут по улицам. Если нет — значит, женщина соврала и за лжесвидетельство будет сожжена заживо. Очевидно, что при таких порядках женщины предпочитали молчать о случившемся. Но смелая Маргарита все-таки решает добиться справедливости. И в этом контексте «Последняя дуэль» — кино о невероятной смелости говорить правду. Вот такая пугающая вещь: с момента событий, описанных в фильме, прошло более 600 лет, а говорить о насилии открыто по-прежнему очень страшно. Ведь сегодня всем жертвам приходиться гореть на костре из унизительных допросов и виктимблейминга.
Формат
В 1950 году Акира Куросава экранизировал рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Его картина «Расемон» тоже рассказывала историю об изнасиловании, но не линейно, а с разных сторон. Фильм состоял из нескольких частей — историй свидетеля, преступника, жены и даже духа самурая. Позже такой метод «субъективного восприятия» одних и тех же событий стали называть в культуре «эффектом Расемона». Так вот «Последняя дуэль» снята по принципу, заложенному японским режиссером. Это одна история, рассказанная трижды. Сначала слово берет Жан Карруж, затем Жак Ле Гри и, наконец, леди Маргарита.