«Последняя дуэль» — фильм, после которого вы не сможете смотреть на Адама Драйвера без дрожи

Почему фильм о событиях XIV века актуален именно сейчас, рассказывает Анастасия Гулиджанян.
«Последняя дуэль» — фильм после которого вы не сможете смотреть на Адама Драйвера без дрожи

18 ноября в российский прокат выходит историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль». 83-летний британский режиссер спустился с небес на Землю (читайте — оставил жанр sci-fi) ради экранизации нон-фикшена Эрика Джагера — истории о реально состоявшемся смертельном поединке. До этого Скотт, автор знаменитого «Гладиатора», заставлял своих героев биться на мечах в далеком 2014 году, в драме «Исход: Цари и боги» с Кристианом Бейлом. И уже одного этого факта может быть достаточно для того, чтобы пойти смотреть его новый фильм. Об остальных плюсах картины рассказывает кинообозреватель Анастасия Гулиджанян.

История

Нормандский рыцарь Жан де Карруж спасает в кровопролитном бою оруженосца Жака Ле Гри, и они становятся близкими друзьями. Первый — необразованный и грубый, но честный и храбрый воин. Второй — хитрый лис, умеющий красиво говорить и знающий латынь назубок. Жан находит свое призвание в армии короля и, чтобы избежать долгов, берет в жены дочь предателя — красавицу с щедрым приданым Маргариту де Тибувиль. Жак же находит теплое место при дворе местного сюзерена графа Пьера Алансонского. Он становится его доверенным лицом и в подарок за сбор долгов с подданных получает замок, который по идее после свадьбы должен был достаться Карружу. Разные взгляды на жизнь, борьба за место под солнцем плюс этот «земельный вопрос» сводят теплые отношения двух давних друзей на нет. Но на одном приеме Жан и Жак встречаются вновь и вывешивают белый флаг. Висеть он, правда, будет недолго: едва увидев прелестную Маргариту, Ле Гри влюбляется. В вежливых словах девушки рыцарю видится взаимность. Поэтому он дожидается, когда Карруж уедет по делам, обманом пробирается в его дом и, несмотря на крики и многочисленные «нет», насилует девушку.

В Средние века после замужества женщина была практически собственностью мужчины. Как лошадь или замок. За неверность он мог лишить ее жизни. Но если супруга заявляла о насилии, то мужу нужно было вызывать обидчика на дуэль. Вот только бился он при этом, отстаивая лишь свою честь и свое имя. Суть смертельного поединка была такова: бог и правда всегда на стороне победителя. Так что если муж одолевает противника — обнаженное тело насильника с позором везут по улицам. Если нет — значит, женщина соврала и за лжесвидетельство будет сожжена заживо. Очевидно, что при таких порядках женщины предпочитали молчать о случившемся. Но смелая Маргарита все-таки решает добиться справедливости. И в этом контексте «Последняя дуэль» — кино о невероятной смелости говорить правду. Вот такая пугающая вещь: с момента событий, описанных в фильме, прошло более 600 лет, а говорить о насилии открыто по-прежнему очень страшно. Ведь сегодня всем жертвам приходиться гореть на костре из унизительных допросов и виктимблейминга.

Формат

В 1950 году Акира Куросава экранизировал рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Его картина «Расемон» тоже рассказывала историю об изнасиловании, но не линейно, а с разных сторон. Фильм состоял из нескольких частей — историй свидетеля, преступника, жены и даже духа самурая. Позже такой метод «субъективного восприятия» одних и тех же событий стали называть в культуре «эффектом Расемона». Так вот «Последняя дуэль» снята по принципу, заложенному японским режиссером. Это одна история, рассказанная трижды. Сначала слово берет Жан Карруж, затем Жак Ле Гри и, наконец, леди Маргарита.

Дуэль двух этих рыцарей случилась на самом деле, и после суда осталось немало материалов. Американский литературный критик, специалист по средневековой литературе Эрик Джагер написал на их основе книгу — «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». А Бен Аффлек, Мэтт Деймон и Николь Холофсенер (ответственная за часть, рассказанную глазами женщины) превратили ее в виртуозный сценарий. Николь пришлось сложнее всех. Она создавала мир главной героини практически с нуля. «Мужчины того времени делали очень скрупулезные записи о том, чем они все занимались, но они не записывали, что делают женщины», — говорила она в одном из своих интервью.

Кастинг

Главное сокровище «Последней дуэли» — ангелоподобная Джоди Комер. Звезда сериала «Убивая Еву», известная на весь мир как психопатка-убийца по кличке Вилланель, виртуозно перевоплощается в кроткую и начитанную Маргариту. Она меняет бархатные пижамы Erdem на тугие корсеты и жемчуг в волосах, и все это сидит на ней как влитое. Впрочем, неудивительно: до этого актриса уже играла главную роль в костюмной исторической саге ​​«Белая принцесса». Почему на роль Жака Ле Гри был выбран темноволосый курчавый Адам Драйвер, тоже в целом понятно. Во-первых, он сейчас на коне (во всех смыслах этого слова). Во-вторых, после «Звездных войн» и «Аннетт» Драйвер закрепил за собой амплуа sexy beast — человека с мрачной, но притягательной энергетикой, того, кто пугает и привлекает одновременно. И едва ли вы сможете смотреть на него спокойно после той самой сцены (а точнее, даже двух). Потому что изнасилование, снятое длинным дублем, будет показано дважды — в истории Ле Гри и Маргариты. Понятно, что ее восприятие зависит не только от рассказчика, но и от оптики зрителя. Я, например, увидела два чудовищных акта насилия подряд, и для одного похода в кино это, пожалуй, перебор

Мэтт Деймон оказался в фильме неслучайно — это он наткнулся на книгу Джагера и захотел сделать по ней фильм, а в режиссеры позвал Ридли Скотта, с которым они вместе сделали «Марсианина». Ридли проект понравился, и он уговорил Мэтта самого сесть за сценарий. Выложившись по полной «на бумаге», Деймон прыгает выше головы и в кадре. Его Карруж — единственный, кто в каждой версии событий выглядит совсем иным человеком. Поэтому Деймон по сути играет свою роль трижды. Другой автор сценария — Бен Аффлек — изначально метил в Ле Гри, но потом решил, что при таком раскладе картина поменяет ракурс и превратится в историю «Мэтт против Бена», и потому оставил за собой партию графа Пьера. Можно сколько угодно критиковать его голливудскую улыбку и белокурый парик, но уже за одну эту уступку мы должны быть ему благодарны.

Действие «Последней дуэли» происходит в XIV веке, а значит, на французском троне с 12 лет сидит Карл VI Безумный. В фильме он появляется от силы раза три, но его партия — еще одна чудесная находка кастинга. Карла сыграл 26-летний британец Алекс Лоутер (Джеймс из сериала «Конец ***го мира») — он, пожалуй, единственный, кого вражда двух рыцарей отчаянно веселит. И тут действительно надо быть безумцем, чтобы смеяться над происходящим.

Итог

«Последняя дуэль» — удивительно жесткое и мрачное кино. Отличный сценарий и режиссура Ридли Скотта превратили историческую книгу в эмоциональный триллер с множеством точек зрения. И смотреть его так же страшно, как «Необратимость» Ноэ или «Девичий источник» Бергмана. И хотя Скотт по сути рассказывает одну и ту же страшную сказку трижды, каждый раз в ней появляются новые подробности и полутона. При этом права гадать, кто же из участников событий говорит правду (как это сделали создатели сериала «Любовники»), он не дает — режиссер заявляет сразу, что лишь истина глазами Маргариты достойна того, чтобы называться Истиной.

Буквально на днях проект «Мы считаем» провел исследование о том, что россияне считают харассментом. Статистика оказалась пугающей. Если девушка активно сопротивляется, кричит «нет», отбивается и применяет силу — только трое из четырех опрошенных мужчин считают это отказом. Все остальные — флиртом. Есть ощущение, что мы застряли в Средневековье вместе с Ле Гри. И в этом контексте «Последняя дуэль» — обязательное кино, которое надо посмотреть всем тем 47%, которые вместо многократного «нет» слышат что-то другое.

Слушайте подкаст Tatler «Корона не жмет»

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Архивы пресс-службы