Почему непременно стоит посетить выставку «Cartier: Продолжая историю» в Эрмитаже

На выставке «Cartier: Продолжая историю» в Эрмитаже светскую хронику Российской империи изучал Алексей Тарханов («Ъ»)
Почему непременно стоит посетить выставку «Cartier Продолжая историю» в Эрмитаже

Хотя в названии первым словом и стоит Cartier, она открыта не для того, чтобы похвастаться драгоценностями. Это не парад, а научный отчет о реставрационной программе. Вот уже пять лет петербургский музей и парижский ювелирный Дом возвращают к жизни предметы из эрмитажного собрания. Один предмет в год. Эту пятерку не готовили к выставке с самого начала, хотя выбирали для реставрации очень тщательно – по принадлежности к ювелирному искусству и по близости к тем художественным принципам, которые мастера Cartier использовали в наше время. Но пять лет спустя в их сопоставлении нарисовался сюжет, настоящий гимн ремеслу и художникам былых и нынешних времен.

Знатоки из отдела наследия Cartier окружили каждый из вылеченных эрмитажных предметов произведениями из исторической коллекции Дома — по принципу единства материала, методов его обработки, цветовых сочетаний. Хрустальная лампа X века открывает череду украшений, в которых использован горный хрусталь. Золотая ароматница времен Великих Моголов — повод вспомнить о персидских и индийских влияниях на художников Cartier. Ларец XVI века сопровождают камеи, подвески, кресты XIX–XX веков, которые говорят об универсализме мастеров, владеющих старинными и современными ювелирными техниками. Кабинетец из Аугсбурга XVII века становится зачином рассказа о драгоценных материалах и о часовом мастерстве.

Кабинетец из Аугсбурга, XVII век.

Ближе всего к нам по времени — фельдмаршальский жезл Александра II, заказанный в 1878 году для царя-освободителя у петербургского ювелира Юлиуса Кейбеля. Знак отличия попутешествовал по миру, побывал в Югославии и Америке, был выкуплен анонимным меценатом и в 2018-м подарен музею президентом Путиным. Рядом с жезлом — вещи, говорящие о том, как русская и французская совместная история XX века отразилась в ювелирном искусстве. Тут и русские гербы на французских предметах, и французский орден, подобный которому получали русские союзники, и украшения, посвященные параду победы над кайзером, на котором русские войска не промаршировали лишь по трагической ошибке истории.

«Cartier — парижский, но в чем-то и очень русский Дом, в отличие от других ювелирных марок, которые не могут похвастаться такой близкой связью с Россией», — говорит президент Cartier Сирилл Виньерон. Речь не только о культурных влияниях. Это еще и общность характеров, артистический авантюризм, сделавший братьев Картье всеобщими любимцами, позволивший им разделить с русскими последние годы веселья императорской столицы.

Всего за десять с небольшим лет нового, ХХ века Cartier стал самым светским ювелирным Домом, радостно принятым в гостиных ит-герлз Санкт-Петербурга. Как же тогда любили драгоценности! Богатыри не мы. Великая княгиня Мария Павловна на одной из фотографий позирует сразу в двух ювелирных головных уборах — в эгрете и в кокошнике. Жена великого князя Владимира Александровича, немка по крови, считала себя более русской, чем многие русские, — ее дальним предком был Павел I. Блестящая, злая на язык соперница императрицы, державшая свой «малый двор», обожала Cartier. У нее во дворце Луи Картье участвовал в «благотворительном базаре», а консультантами, как выразились бы сегодня, с подачи хозяйки потрудились княгини Демидова и Белосельская.

О сокровищах Марии Павловны с завистью говорила сказочная богачка Консуэло Вандербильт, красавица-американка, будущая герцогиня Мальборо. Она вспоминала, как княгиня невзначай пригласила ее взглянуть на драгоценности, которые были выставлены в стеклянных витринах в гардеробной. «Бесчисленное количество бриллиантов, изумрудов, рубинов и жемчуга, не говоря уже о полудрагоценных камнях: бирюза, турмалин, кошачий глаз и аквамарин». Все это осталось во дворце, когда княгиня бежала от революционной анархии сначала на Кавказ, потом во Францию. Старый друг, антиквар, дипломат и шпион британец Альберт Стопфорд, в 1917-м тайно вывез драгоценности из Петрограда и успел переправить хозяйке. Согласно невиданному завещанию, дети разделили их по цвету: князь Андрей получил рубины, княжна Елена — бриллианты, князь Кирилл — жемчуга, а князь Борис — изумруды.

Мария Павловна

Согласно невиданному завещанию, дети разделили драгоценности по цвету.

Об удивительной жизни других клиентов Cartier, Феликса и Ирины Юсуповых, можно написать еще несколько книг — в дополнение к десятку уже существующих. Там будет и убийство Распутина, и создание в Париже модного Дома Irfé, и баснословные сокровища, спасенные и потерянные. И конечно, семья Картье, которая оказалась свидетелем многих перемен в их биографии.

Фантастическая хрустальная и бриллиантовая свадебная диадема Юсуповой сохранилась, правда, только на фотографиях — в отличие от парюры княгини Ольги Палей, которая дождалась хозяйку в Париже. Тиаруэгрет, колье и корсажную брошь заказал для своей жены Ольги у Cartier в 1912 году великий князь Павел Александрович. Они жили тогда за границей: за неравный брак — с дочерью камергера, разведенной женой гвардейского генерала — Павла отправили прочь из Петербурга. Семье позволили вернуться и дали княжество за два года до того, как революция разом отобрала у Ольги и мужа, и сына.

Словом, выставка Cartier в Эрмитаже для нас — история реставрации не только вещей, но и памяти. Это повод вспомнить, что мы друг другу не чужие. Созданный в 1898-м ювелирный Дом сопутствовал нам в самых счастливых и трудных временах. Участвовал в создании художественных стилей, прославлял красавиц, украшал героев, следовал увлечениям, модам, открытиям и заблуждениям. Сто двадцать лет назад Cartier стал частью мифа и веселья императорского Санкт-Петербурга. Право, жаль, что «Татлер» появился в России с таким опозданием.

Выставка «Cartier: Продолжая историю» продлится до 18 апреля 2021 года.

Свадебный портрет княгини Ирины Юсуповой, 1914.

Почему непременно стоит посетить выставку «Cartier: Продолжая историю» в Эрмитаже
ГалереяCлайдов: 11
Смотреть галерею

Фото: ФОТО: Vincent Wulveryck/ Collection Cartier © Cartier; Теребенин А.В., КоКшАроВ А.М. © ГосудАрсТВенный ЭрМиТАж, 2021; АрхиВы пресс-служб.