Отзывы первых зрителей о балете «Нуреев»

Впечатлениями о постановке Кирилла Серебренникова в Большом делятся Александр Роднянский, Ксения Собчак, Алена Долецкая, Михаил Зыгарь и другие.
Отзывы о балете «Нуреев» впечатлениями делятся Михаил Зыгарь Ксения Собчак и другие

Александр Роднянский

Александр Роднянский (@alexander.rodnyansky)

«Зря многие называют балет "Нуреев" (почему, кстати, не Нуриев?) "скандальным". Или "запрещенным". Ведь как назовешь, так и пойдет... А в этом случае будет жаль, очень жаль. Спектакль Кирилла Серебренникова – масштабный и лирический, эмоциональный и содержательный, печальный и жизнеутверждающий, красивый и аскетичный, современный и классический.

Настоящий спектакль Большого театра. Вернее, каковым спектакль Большого должен быть. Судьба великого танцовщика, рассказанная пластически. Драматургия, построенная через посмертный аукцион нуреевских вещей (браво Игорь Верник!). Блистательная музыка Демуцкого, органично вобравшая в себя Чайковского, Малера, Стравинского. Хореография Посохова, изобретательно, но не радикально трансформировавшая классический танец в современный. Свет, костюмы, сценография – безупречны. О Захаровой, Лантратове, Кошевом и других исполнителях ничего, кроме слова "великолепны", в голову не приходит. Этот спектакль, несомненно, будет много путешествовать по миру, по лучшим театральным сценам, представляя свой театр и страну в целом как пространство подлинного искусства.

Печально, что эта победа навсегда омрачена тем, что случилось с ее автором. Кирилла Серебренникова на премьере его детища не было. Он находится под домашним арестом».

Ксения Собчак

Ксения Собчак (@xenia_sobchak)

«Премьера запрещенного Нуреева в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью... А в балете я так и не поняла, что такого запретного. Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити?:((((»

Алена Долецкая

Алена Долецкая (@alionadol)

«Еду с "Нуреева" в состоянии бессилия и когнитивного диссонанса. Аплодировали стоя минут двадцать безупречным танцовщикам, актёрам, певцам, хореографу и композитору. И, главное, режиссёру Кириллу Серебренникову, который почему-то не на свободе».

Михаил Зыгарь

Михаил Зыгарь (@zygaro)

«Сегодня целый день у меня в голове играет песня из балета "Нуреев".

Дни стояли сизые, косые. Непогода улицы мела. Родилась я осенью в России, И меня Россия приняла. Родины себе не выбирают, Начиная видеть и дышать. Родину навеки получают, Непреложно, как отца и мать.

Илья Демуцкий написал совершенно гениальный гимн беспощадной родины. Я даже начал гуглить – сначала думал, это какие-то современные слова, очевидный стеб. Но судя по всему, автор либретто Кирилл Серебренников нашел аутентичный текст. Это слова лауреата Сталинской премии Маргариты Алигер, ставшей потом жертвой борьбы с еврейским национализмом. Пробирает до костей – так же, как и Агния Барто в "Машине Мюллере". После вчерашнего поста про "Нуреев" меня все начали поправлять, мол, занавес в Большом театре вовсе не советский, а российский, современный. Я нарочно так написал. Мне кажется, дата производства вовсе не влияет на эстетику. В фойе Большого театра сейчас устроена выставка, посвященная театру в 1917 году и сразу после (да, это преследует меня везде). Там фотографии совершенно безумных декораций, занавесов, костюмов (например, к несущественному спектаклю "Маска красной смерти"). А рядом – фото совершенно тоталитарного занавеса 30-х, украшенного буквами "СCСР". И как заметил Карен Шаинян, от сегодняшнего он отличается только тем, что вместо "СССР" написано "Россия".

Кстати, как раз посреди этой выставки я почти столкнулся с директором Большого театра Владимиром Уриным, который сначала запретил "Нуреева", а потом отважно разрешил его. Вчера он, конечно, не выставку осматривал, а провожал в царскую ложу Дмитрия Пескова и Татьяну Навку. Это, конечно, не Советский Союз, а так, советский союзик, пародия на былого монстра. Художников по-прежнему сажают, но уже не запрещают. Ну, то есть, запрещают, но потом разрешают. Хотя и не выпускают. То есть они не определились еще. С одной стороны, в первом акте был танец трансвеститов. Бездуховненько. С другой – пресс-секретарь президента посмотрел и не ушел в антракте, а наоборот, из партера в ложу пересел».

Татьяна Навка

Татьяна Навка (@tatiana_navka)

«Посчастливилось попасть на этот чудесный спектакль “Нуреев”. Давно не получала такого наслаждения от балета. Рекомендую! Это стоит посмотреть. Больше того, скажу – это должен видеть весь мир!!! #кириллсеребренников #гений».

Софико Шеварднадзе

Софико Шеварднадзе (@sofikoshevardnadze)

«Хотела переспать с этим. Вчера не было понимания, что мной движет эмоционально, сам балет "Нуреев" или судьба Нуреева и Кирилла в одном временном и физическом пространстве... Так вот, это – выдающийся балет. И он выдающийся главным образом потому, что это самое точное и тонкое совпадение музыки, танца и театра. Сила этого произведения именно в этом безупречном симбиозе, а не в отдельно взятом его аспекте. И это не только мировая, но и историческая премьера на исторической сцене. Такой внутренней свободы со столь четкими хореографическими границами, она еще не видела... Думаю, Нуреев был бы счастлив».

Юлия Пересильд

Юлия Пересильд (@juliaperesild)

«Первый раз плакала на балете... какой крутой спектакль... спасибо, что пригласили... не могла не посмотреть... никогда не видела такого мощного Действа! Спасибо всем, кто создал этот спектакль. Спасибо Актерам, именно Актерам, ибо роли сыграны круто и мощно, не просто балет... все глубоко и больно!!! Поздравляю!!! Юрий Посохов! Илья Демуцкий! Аня Шалашова! Браво!»

Алексей Боков

Алексей Боков (@bokovfactory)

«Балет "Нуреев". Самая ожидаемая премьера года оправдала все ожидания! Это действительно масштабнейшее событие в мире искусства. Влад Лантратов своим ярчайшим талантом и исполнением прямо-таки перенес нас к Рудольфу на машине времени. Эпическая партия, вошел в историю как первый исполнитель!

Спасибо Большому театру, что, несмотря на все трудности, показал "Нуреева"! Спасибо Алексею Малиновскому и, конечно, Роману Абрамовичу и Андрею Костину, которые лично поддержали проект».

Игорь Верник (@ivernik) «2000 человек аплодируют и кричат “браво!”. Я много раз был в Большом в зрительном зале, первый раз с папой и мамой в 9 лет на «Щелкунчике», когда танцевала Людмила Семеняка (теперь она педагог-репетитор примы-балерины Светланы Захаровой, с которой мы вот сейчас, отыграв спектакль "Нуреев", выходим на сцену). Я много раз видел эту мизансцену из зрительного зала, но никогда и помыслить не мог, что смогу ощутить эту мощь зрительского восторга, стоя на этой великой сцене, сыграв одну из главных ролей в балете! Кирилл, ты сотворил это чудо! Юра Посохов, Илья Демуцкий и Кирилл Серебренников, вы подарили это чудо зрителям и актерам!»

Долгожданная премьера балета «Нуреев», посвященного легендарному танцовщику ХХ века, в постановке Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого состоялась 9 декабря 2017 года, хотя должна была —11 июля. 8 июля руководство театра объявило о переносе даты, объяснив, что спектакль не готов. Артисты утверждали обратное. В театральных кругах предполагали, что решение было принято Минкультом из-за предположительно содержащейся в постановке «гей-пропаганды». Нуреев был открытым геем, и в сюжете показаны его отношения с датским танцовщиком Эриком Бруном. Режиссер Серебренников опубликовал в фейсбуке пост с благодарностью команде спектакля и заявил «Ведомостям», что это решение театра.

Второй премьерный показ пройдет вечером 10 декабря, а после «Нуреев» вернется на сцену Большого в мае 2018 года.

Фото: Instagram, архив Tatler