2020-й проехался катком по всей мировой киноиндустрии: Канны так и не состоялись, все более-менее ожидаемые блокбастеры перенесены, кино выходит разве что на стримингах. Таких радикальных изменений индустрия не знала со времен изобретения звука — и все еще непонятно, когда кинопрокат полностью восстановится. Возможно, что уже никогда.
Поэтому список номинантов, объявленный Киноакадемией, — кризисный, как и сам год. В нем практически нет фильмов, рассчитанных на широкую мировую аудиторию. «Суд над чикагской семеркой» — исключительно американская история, хоть и крепко сделанная. «Минари» про жизнь корейских эмигрантов в 1980-е — замечательный, но очень уж местечковый. «Манк» — авторское черно-белое кино, сложное для восприятия большинством зрителей. «Девушка, подающая надежды» всем хороша, но для нее номинация на главную кинопремию мира – скорее аванс. В 2020-м должны были выйти новые Уэс Андерсон, Стивен Спилберг, Дени Вильнев и Ридли Скотт, и с их присутствием премия безусловно стала бы в разы интереснее, — но чем богаты, тем и рады.
Радостно, впрочем, за «Землю кочевников» — это большая монументальная работа, которая и в обычный год собрала бы несколько статуэток. Фрэнсис МакДорманд, скорее всего, опять получит премию как лучшая актриса, а Хлоя Чжао станет второй женщиной, получившей статуэтку за режиссуру (удивимся, если этого не произойдет). Автор «Еще по одной» Томас Винтерберг наконец-то оказался представлен в режиссерской номинации — он давно заслуживает большого международного признания. Грустно только за «Дорогих товарищей!», которые были вполне достойны оказаться в числе номинантов: Кончаловский снял редкую картину, которая одинаково актуальна и для российской, и для международной аудитории. Но пороха у Андрея Сергеевича в его 83 хоть отбавляй, так что все еще впереди.
Еще пять лет назад основной задачей «Оскаров» было собрать ТВ-аудиторию. Ради этого в число номинантов включались максимально зрительские фильмы вроде «Безумного Макса» — чтобы поболеть за своих фаворитов смогли не только любители, как любит говорить Александр Роднянский, авторских высказываний, но и простые американцы. Теперь же речь идет о выживании — если академия будет и дальше не соответствовать духу времени с необходимостью репрезентации всех возможных групп, репутации премии (и без того довольно шаткой) может прийти конец. Максимальное представительство в номинациях небелых актеров и актрис, а также женщин в категории «Лучший режиссер» (их две, хотя обычно нет ни одной) свидетельствует о том, что академики осознают свои проблемы.
Чтобы все понять про масштаб «Оскара» этого года, можно просто взглянуть на фильмы в основной номинации: если в прошлом году там были «Паразиты», «Однажды в Голливуде», «Джокер» и «Ирландец», то сейчас громких названий меньше — «Отец», «Звук металла», «Минари», «Иуда и Черный Мессия». Церемонию всегда смотрели ради того, чтобы поболеть за любимый фильм — и узнать, кто в чем пришел. Болеть в этом году будет особо не за кого — разве что за Дэвида Финчера, у которого все еще нет «Оскара» (скорее всего, он и в этот раз ничего не получит).
Ну что ж, хоть на костюмы и платья посмотрим — правда, тоже неизвестно, в каком формате.
Церемония состоится только 25 апреля, но мы попробуем предсказать победителей в основных номинациях уже сейчас:
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
Должен победить: «Звук металла» — tour de force про барабанщика, теряющего слух. Незабываемое зрелище.
Победит: «Земля кочевников» — беспроигрышный вариант для всех академиков, включая самых консервативных.
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР
Должен победить: Дэвид Финчер («Манк») — по совокупности заслуг.
Победит: Хлоя Чжао («Земля кочевников») — и слава богу, она тоже этого достойна.
ЛУЧШИЙ АКТЕР
Победит: Чедвик Боузман за «Ма Рейни: Мать блюза» — киноакадемики любят награждать посмертные роли (яркий пример – Хит Леджер), хотя были в этом году выходы и помощнее (например, Гэри Олдман в «Манке»).
Должен был бы победить: Риз Ахмед за «Звук металла». Настоящее погружение во тьму, почище «Фауста» Гёте.
ЛУЧШАЯ АКТРИСА
Должна победить: Фрэнсис МакДорманд за «Землю кочевников» (остальные в этом году ей не конкуренты). Она и победит.
ЛУЧШИЙ АКТЕР ВТОРОГО ПЛАНА
Должен победить: Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой») — роль с огоньком в актуальном политическом фильме, академики такое любят. Он и победит.
ЛУЧШАЯ АКТРИСА ВТОРОГО ПЛАНА
Должна победить: Юн Ёджон за «Минари» — классная корейская женщина, и роль у нее трогательная. Плюс, в прошлом году академики явно воспылали к представителям корейской киноиндустрии — и за год эта любовь вряд ли угасла.
Победит: Гленн Клоуз за «Элегию Хиллбилли» — фильм слабый, но свой первый «Оскар» Клоуз давно заслужила (это ее восьмая номинация).
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
Должен победить: «Легенды о волках» — нарисованный вручную ирландский мультфильм, который обязательно войдет в историю анимации вместе с Pixar и Ghibli.
Победит: «Душа» — самый яркий выход студии Pixar за последние пять лет.
ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИЛЬМ
Должен победить: «Еще по одной» — за новаторский взгляд на пользу алкоголя и за танцующего Мадса Миккельсена. Он и победит.
Фото: Архивы пресс-служб