Герои

Олег Ивенко — о роли Рульдофа Нуреева, работе с Рейфом Файнсом и балетной мафии

Премьер казанского театра оперы и балета Олег Ивенко дебютирует в кино, и сразу в роли Нуреева у Рейфа Файнса.
реклама
20 Апреля 2019
Дэвид Дженкинс

Как признается Олег Ивенко – один из трех премьеров Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, – Нуреев в него «вселился»: «Теперь эта сука просыпается время от времени, и я уже не могу без этого жить».

Нет, к эксцентричности, если так можно выразиться, людей балета мы привыкли еще во времена самого Нуреева, который тоже за словом в карман не лез. Да и те, кто родился в новом миллениуме, не удивляются, когда принцы зигфриды и прочие альберты переходят на русский народный: все читали инстаграм Сергея Полунина, все много думали. Ивенко, кстати, тоже родом с Украины, как его старший коллега, аналогичным образом полюбивший большой экран сильнее королевских сцен. Только Ивенко не из Херсона, а из Харькова.

Исполнитель роли Рудольфа Нуреева в фильме «Нуреев. Белый ворон» Олег Ивенко.

Исполнитель роли Рудольфа Нуреева в фильме «Нуреев. Белый ворон» Олег Ивенко.

«Мы живем в очень культурном мире, сейчас важно иметь хорошие манеры, – объясняет Ивенко свою неполиткорректность. – Но иногда просто необходимо выразиться». Впрочем, для режиссера драмы «Нуреев. Белый ворон» Рейфа Файнса у Ивенко находятся только добрые, ласковые слова. «Он очень воспитанный, вежливый. Он научил меня правильно себя подавать. Я зову его кинопапой, потому что он показывал мне не только то, как надо играть, но и как надо себя вести».

После того как Файнс выбрал заслуженного артиста Татарстана на роль главной легенды мужского балета второй половины ХХ века (Олегу просто написали в фейсбук: «Мы ищем артиста на роль Рудольфа Нуреева в фильме, где режиссером будет Рейф Файнс»), они много, очень много беседовали. Если вы смотрели комедию «Да здравствует Цезарь!», в которой Файнс играет режиссера-кинопапу при актере-бревне, вы понимаете, как могли выглядеть эти беседы.

реклама
Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

Семена, брошенные в украинский чернозем, проросли. Ивенко танцует на экране как бог, а играет как зверь. Зверь, считает сам актер, живет внутри каждого и ждет, когда его высвободят. «Мой зверь – лев, – говорит Олег. – Львы любят соревноваться и уважают тех, кто выходит из соревнований победителем».

В жизни, конечно, все немного сложнее, и он это осознает. «В балете есть своя мафия, – рассказывает Ивенко об одном из конкурсов, в котором принимал участие и из которого, как вы понимаете, не вышел победителем. – Они заранее знают, кто победит. Я не хочу никого оскорбить, но скажу, что иногда все происходит не так, как должно происходить, не по справедливости. Мне кажется, так везде, не только в России. В балете есть справедливость, но есть и мафия».

Отец Олега – предприниматель, занимается перевозками, мама – модельер, старший брат работает в сфере IT. В Казани Ивенко трудится с сентября 2010-го. С прошлого года проводит там свой собственный фестиваль современного танца StagePlatforma с гала-концертом прямо в кремле, на площади перед мечетью Кул-Шариф (премьер самолично дает на открытом воздухе уроки стретчинга в рамках мастер-классов). Еще в столице Татарстана у него есть своя школа танца Ballet Room и девушка Регина Гарифуллина, артистка балета театра Джалиля и подающая большие надежды инстаграм-модель.

На досуге танцовщик, по его признанию, развлекается двумя вещами. Спортом (теннис, фитнес, бокс) и вечеринками: «Хожу в рестораны, клубы, выпиваю». Он честно рассказывает: за всю жизнь не прочел ни одного романа, кроме книг о Гарри Поттере. Кино ему нравится столь же высокохудожественное, из недавнего память сохранила «Богемскую рапсодию» и «Звезда родилась». И конечно же, он восхищается Натали Портман в фильме «Черный лебедь». Правда, параноидальная линия там «слегка преувеличена», а вот напряжение, царящее в балетном мире, передано блестяще. «Да, да. Все эти интриги... Все так и есть. Темная сторона балета». Олег вспоминает, как однажды сломал ногу, выполняя прыжок, который «выполнять было нельзя». Так вот коллеги не выразили ни капли сочувствия. Для них «это было к лучшему, ведь теперь они могли танцевать мою партию. Мир балета совсем не белый и пушистый».

Олег Ивенко и Рейф Файнс на съемках «Нуреев.Белый ворон».

Олег Ивенко и Рейф Файнс на съемках «Нуреев.Белый ворон».

«Белого ворона» уже показали на кинофестивалях в Лондоне и Токио, в российский прокат фильм выйдет 20 апреля. Ивенко не единственный русский, ангажированный Файнсом. Тот же Сергей Полунин стал Юрием Соловьёвым, незабываемым «принцем» Кировского театра. После невозвращения Нуреева с парижских гастролей в 1961-м Соловьёв стал танцевать в театре его партии, получил звание народного артиста СССР и в 1977-м, в возрасте тридцати шести лет, внезапно застрелился. Говорили, что из-за угрызений совести: именно он, красавец, к которому был неравнодушен Нуреев, донес в КГБ о нетрадиционной сексуальной ориентации артиста и тот был вынужден остаться в Париже, чтобы избежать на родине преследования за мужеложство.

Чулпан Хаматова играет Ксению Пушкину, жену педагога Нуреева в Академии Вагановой Александра Пушкина в исполнении самого режиссера Файнса. Нуреев, даже будучи солистом Кировского, жил дома у Пушкина и, как считается, крутил роман с Ксенией. А также с Тейа Кремке – Аполлоном из Восточной Германии, студентом Вагановки. «Люди просто не понимают, через что он прошел, – говорит Ивенко. – Я прошел через все это глубоко в душе, и Рейф это почувствовал. Вот почему мы с Рейфом так понимаем Нуреева. И поэтому мы оба его так любим».

реклама
читайте также
TATLER рекомендует