Новая классика, или Зачем смотреть еще одну экранизацию «Эммы»

В ближайшие выходные на российские экраны должна была выйти новая экранизация романа Джейн Остин «Эмма», но по понятным причинам фильм уже вышел напрямую онлайн, минуя большие экраны. Наш инсайдер в мире кино Юлия Чарышева-Лоло рассказывает, почему «Эмма.» (да-да, с точкой на конце) непременно заслуживает вашего внимания. А еще рекомендует к просмотру сериал «Белгравия», если двухчасовой костюмированной драмы вам покажется мало.
Новая классика или Зачем смотреть еще одну экранизацию «Эммы»

Признаюсь, я долго не могла собраться с силами написать эту колонку, хотя посмотрела новую «Эмму.» еще в марте и осталась от фильма в полном восторге. Дело в том, что «Эмма.» стала фактически последним фильмом, который я посмотрела на большом экране до того, как кинотеатры наглухо закрылись сначала в Лос-Анджелесе, а чуть позже и в Москве. Для человека, чья жизнь последние 15 лет была неразрывно связана с кино и киноиндустрией, это, конечно, стало непростым испытанием. Тем не менее, как известно, мы привыкаем ко всему, и вот я уже и представить не могу, как же я раньше жила без стриминга, онлайн-платформ и сериалов. Но вернемся к «Эмме.», которую теперь можно посмотреть, не выходя из дома, за чашкой горячего чая.

«Эмма.» (да, именно так, с точкой) — это, если не ошибаюсь, уже десятая экранизация романа Джейн Остин, который увидел свет в 1815 году и стал последней работой, изданной при жизни одной из самых известных писательниц в мировой литературе. Самой известной «Эммой» до этого момента была, конечно, экранизация с Гвинет Пэлтроу в главной роли, вышедшая на большие экраны в 1996 году. К слову, та «Эмма» стала первой работой актрисы с Харви Вайнштейном, обеспечившей ей первый самостоятельный выход на красную дорожку «Оскара», а не в качестве +1 Брэда Питта, с которым она тогда встречалась. И в том же 1996 году вышла телевизионная версия «Эммы», но уже с Кейт Бекинсейл в главной роли, завоевшая две номинации на «Эмми». Любопытно, что годом ранее, в 1995 году, на большие экраны вышел один из must-see проектов 90-х годов — комедия Clueless с Алисией Сильверстоун в роли Шер Хоровитц, которая де-факто была вольной интерпретацией романа Джейн Остин, только ее действие перенесли в Беверли-Хиллз начала 1990-х.

И вот спустя 25 лет после выхода последней экранизации романа, вошедшего в обязательную программу по зарубежной литературе всех филфаков и инязов мира, выходит новая и, на мой взгляд, пока лучшая версия из всех существующих. Что интересно, за созданием этого проекта стоят реальные дебютанты, точнее, дебютантки. Над адаптацией романа для экранизации работала Элинор Каттон, ставшая самой молодой обладательницей «Букера» в истории: ее второй роман «Светила» (The Luminaries) был издан в 2013 году и сразу же был номинирован на главную литературную премию Великобритании, а Элинор на тот момент было 27 лет. К тому же по этому роману уже снимают сериал с Евой Грин в одной из главных ролей. Тем не менее «Эмма.» стала первым сценарием в карьере писательницы, и она сумела виртуозно перенести 554-страничный роман Джейн Остин в двухчасовой фильм.

«Эмма.» стала и первым полным метром в карьере ее режиссера Отем де Уайлд, которая до этого снимала, в основном, музыкальные видео для  Florence + The Machine, The Raconteurs и Spoon, короткометражки для Prada и фотопортреты многих музыкантов, актеров и дизайнеров, среди которых Sonic Youth, Childish Gambino, Роберт Паттинсон и Rodarte. Неудивительно, что весь этот багаж, накопленный Отем де Уайлд к 49 годам, она привнесла в свой режиссерский дебют, и ее «Эмма.», как это ни странно звучит для описания фильма, действие которого происходит в декорациях английского поместья начала 19-го века, получилась невероятно стильной и очень современной, а в искусстве сочетания цветов в кадре Отем де Уайлд и вовсе, на мой взгляд, нет равных.

Современности «Эмме.» придает, конечно же, и выбор актрис на главные роли. «Очаровательную, остроумную и обеспеченную» Эмму играет Аня Тейлор-Джой, актерская карьера которой началась с роли в «Острых козырьках» (Peaky Blinders). Но громкая слава пришла к ней в 2015 году после выхода хоррора «Ведьма» от режиссера «Маяка» Роберта Эггерса, а затем — «Сплита» и «Стекла» М. Найта Шьямалана. А в этом году ее можно будет увидеть в роли русской героини в перезагрузке «Новых мутантов» у Disney. И правда, весьма неожиданный выбор для роли скучающей юной аристократки… Но, выбирая актрису на роль второй главной героини, Отем де Уайлд пошла еще дальше, пригласив бывшую супругу Шайи ЛаБафа англичанку Мию Гот, известную по ролям в «Нимфоманке» Ларса фон Триера и «Суспирии» Луки Гуаданьино, честно говоря, минимально ассоциирующуюся с эпохой Английского Регентства. Тем не менее кастинг оказался гениальным: обе актрисы впервые в своей карьере раскрывают невероятный комедийный талант, и за их психологическими трансформациями на экране наблюдать весьма любопытно.

А вот мужской каст можно назвать вполне классическим: здесь и Джонни Флинн из недавнего сериала «Ярмарка тщеславия», и Джош О’Коннор, сыгравший принца Чарльза в «Короне», и Каллум Тернер, сыгравший Анатоля Курагина в «Войне и мире» канала BBC. Но, безусловно, главная мужская роль в новой «Эмме.» у обладателя «Золотого глобуса» Билла Найи, чье фантастически острое чувство смешного не оставит равнодушным ни одного зрителя. Уверяю в этом по собственному опыту: мой муж, который обычно откровенно скучает на костюмированных фильмах, казалось бы, ориентированных исключительно на женскую аудиторию, смеялся практически в каждой сцене, в которой появлялся Билл Найи в роли отца Эммы.

Что еще прекрасно в новой «Эмме.», так это то, что не только сценарист с режиссером, но и актеры тоже справляются с так называемой фемповесткой, благодаря чему фильм получился отнюдь не таким прямолинейным и банальным, как, скажем, те же «Маленькие женщины» Греты Гервиг, номинированные и на «Золотой глобус», и на «Оскар» по итогам прошлого года. Надеюсь, что «Эмма.» тоже не останется без внимания иностранных журналистов Голливуда и киноакадемиков. В России «Эмму.» можно посмотреть в онлайн-кинотеатре ivi — там же, кстати, есть экранизации с Гвинет Пэлтроу и Кейт Бекинсейл для тех, кому непременно захочется сравнить новую «Эмму.» с более традиционными версиями 1996 года.

Если же вам покажется, что двух часов экранного времени для погружения в атмосферу Великобритании 19-го века вам недостаточно, рекомендую обратить внимание на сериал «Белгравия» (Belgravia), который стартовал в эфире канала EPIX  на прошлой неделе (в Великобритании он вышел в марте, но онлайн стал доступен лишь после релиза на американском ТВ). Эта историческая драма — еще одна экранизация, на этот раз одноименного романа Джулиана Феллоуза, опубликованного в 2016 году. Напомню, что в активе Феллоуза «Оскар» за лучший сценарий «Госфорд-парка» и одна «Эмми» из четырех номинаций на премию за сериал «Аббатство Даунтон», а также сценарий «Ярмарки тщеславия» 2004 года с Риз Уизерспун в роли Бекки Шарп. Можно сказать, что межклассовые связи и аристократические реалии Великобритании им изучены досконально. К слову, работу над сценарием сериала «Белгравия» Джулиан Феллоуз не стал никому делегировать, а написал его сам. Актерский состав драмы о перипетиях в жизни и social climbing обитателей одного из самых фешенебельных районов Лондона — самый что ни на есть британский: здесь и обладатель «Золотого глобуса» Том Уилкинсон, и Харриет Уолтер из «Короны», и театральная звезда Тэмсин Грег, и Элла Пернелл из «Малефисенты», а одну из ролей сыграла Элис Ив, которую мы совсем недавно видели в «Скандале» с Шарлиз Терон и Николь Кидман.

На данный момент на русском языке этот сериал пока недоступен, но просмотр в оригинале может стать отличной возможностью подтянуть литературный английский и погрузиться в тонкости светского этикета. К примеру, в сериале очень элегантно показано, как с легкой руки герцогини Бедфорд появилась традиция английского чаепития, или five o’clock tea. Первые две серии «Белгравии» уже доступны к просмотру на EPIX или Amazon Prime Video, новые серии выходят по воскресеньям.

Фото: Архив пресс-служб