Никита Цыганов — о том, как преуспеть в высшей математике в Marlborough College

Семнадцатилетний ученик выпускного класса Marlborough College рассказал нам, что учиться точным наукам на английском языке не так сложно, как можно подумать.
Никита Цыганов — о том как преуспеть в высшей математике в Marlborough College

До поступления в Marlborough College я учился в московской школе No 1529. Там хорошо преподают не только языки, но и математику. Настолько, что я был по ней в числе хорошистов, а, приехав в Англию, оказался среди лучших учеников.

Учиться точным наукам на английском не так сложно, как можно подумать. Иностранных учеников первое время вводят в терминологию, но «переформатирование» начинается еще до переезда: надо ведь сдать вступительные экзамены. Еще в Москве я изучал химию, биологию, физику на английском. Так что, когда оказался за партой в Marlborough College, особых трудностей не испытал.

Здесь сложности иного рода. В последнем классе, к примеру, почти все ученики вместо четырех профильных предметов оставляют три – иначе придется из-за стола не вставать. Я же решил ни от чего не отказываться. В моем списке – математика, высшая математика, экономика и физика. В мае мы сдавали экзамен по высшей математике – мой результат оказался лучшим в школе.

Тогда же мы разговорились с папой (Владимир Цыганов, член совета директоров «Белой дачи». – Прим. «Татлера») о том, кем я хочу стать. Все мои предметы мне нравятся, хотя математика и физика – особенно. И вот мы с папой обсуждали, в какую сторону стоит двигаться. Папа сам – выпускник МАИ, но инженерно-экономического факультета. Дилемма.

Сошлись на том, что экономику в наше время трудно изучить так, чтобы можно было гордиться уровнем понимания процессов: все в мире слишком быстро меняется. Взять хотя бы криптовалюты, блокчейн-технологии. Еще пять-семь лет назад об их существовании знали лишь компьютерные программисты. Теперь же эти явления влияют на мировую экономику (и меняют ее) не меньше старых добрых цен на нефть или котировок голубых фишек. А вот инженер – очень нужная профессия. Можно стать узкопрофильным специалистом, повышать квалификацию в своей области и всегда оставаться востребованным и конкурентоспособным.

В следующем году я собираюсь поступать в американский вуз: в США намного больше университетов, в которых есть технические факультеты, в Британии же имеет смысл рассматривать лишь Оксфорд и Кембридж. Однако есть проблема: топовые американские вузы вроде Колумбийского или Пенсильванского университетов предпочитают принимать ребят из тех школ, чьи выпускники уже учатся у них и вообще регулярно подают вступительные заявки именно на их факультеты. Абитуриентов из других школ – даже талантливых – часто отсеивают. Вузы можно понять: они хотят брать тех, качество подготовки которых уже проверили, и не тестами SAT, а работой в аудиториях.

Пока же я активно использую возможности, которые дает мне моя школа. Мы много занимаемся практической работой. Недавно командой учеников под руководством учителя физики сделали волонтерский проект – рассчитали, каким могло бы быть устройство, позволяющее переводить электрическую энергию в механическую (не буду утомлять вас объяснениями, каким именно образом). Обычно такие проекты в Marlborough College спонсируются – в прошлом году, например, деньги дала компания Intel. В этом году учитель спонсора выбрать не смог. Оценки за такие проекты не ставят, зато можно выбрать дополнительные занятия – это своего рода бонус. Я, например, поехал в Оксфорд прослушать курс лекций по квантовым компьютерам.

Мне не интересно в школе лишь то, что мне не нужно. А не нужны мне многочисленные лекции вроде «Как люди увлекаются наркотиками в юности». Я ими не увлекаюсь.

Фото: Архив Tatler