1. Главная
  2. Герои
Герои

Назад в будущее: Игорь Цуканов о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых в Лондоне

В лондонской Tate Modern открывается крупнейшая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, которые не собираются отправляться на покой.
реклама
18 Октября 2017
«Человек, который улетел в космос из своей комнаты», 1986

«Человек, который улетел в космос из своей комнаты», 1986

«В будущее возьмут не всех» – на выставке с таким названием Tate Modern покажет более ста работ: живопись, графику, альбомы, модели, инсталляции, охватывающие творчество Кабакова от московского андеграунда до международного мейнстрима.

Масштаб художника Кабакова познается в сравнении. По гамбургскому счету он стоит в ряду тех, кто застолбил место России в мировой культуре ХХ века: Кандинского и Малевича, Стравинского, Шостаковича и Рахманинова, Пастернака, Бродского, Набокова и Солженицына. История легендарной карьеры Ильи началась в семидесятых, когда вокруг него стал собираться круг единомышленников, чьи искания арт-критик Борис Гройс позже назвал «московским концептуализмом». В мастерской Кабакова на Сретенском бульваре, 6, концептуалисты собирались на просмотр новых работ, делились идеями, выпивали и снова долго говорили. Сретенская студия стала культовым местом, а Илья – безусловным лидером и главным интеллектуалом неофициальной арт-Москвы.

реклама

Отъезд Кабакова в Нью-Йорк в конце восьмидесятых перевел его творчество из «городского» в «планетарное» измерение. На Западе интерес к новой России и личности художника, который воспринимался как главный выразитель загадочных советских смыслов, открыл новые возможности – Кабаков перешел к масштабным, тотальным инсталляциям.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.

Это не меняет, однако, основных тем его работ. По-прежнему в них доминируют ощущения человека, возникающие при столкновении с окружающим миром, ежедневными проблемами (личными, социальными, семейными), а также воспоминания о прошлом, помогающие переносить тяготы настоящего. «Лабиринт (Альбом моей матери)», одна из трех кабаковских инсталляций на выставке в Тейт, посвящен восприятию сыном жизни своей матери — жизни, которая вместила в себя весь ужас десятилетий коммунистического режима и крохи надежды на лучшее будущее. Художник воссоздает ее в образе клаустрофобического коридора. На стенах развешаны коллажи, рассказывающие историю Берты Юрьевны Солодухиной. Сопровождают их записи русских романсов, исполняемых самим Кабаковым. Трагический перформанс, сопоставимый по воздействию со сценами из романов Достоевского.

Выставка названа так же, как статья Кабакова 1983 года и инсталляция 2001 года. В них Илья обращался к Малевичу, имитируя ситуацию отбора великим мастером студентов для летнего арт-лагеря. Аллегория понятна — те, кто прошли, остаются в истории искусств (так и было со всеми учениками Малевича).

Из ранних произведений, представленных на выставке, я бы выделил первую концептуальную работу «Футболист» 1964 года и серию альбомов «10 персонажей», созданную в начале семидесятых. Художник одарил своих героев специфическим набором маний и фобий. Один стремился к существованию в темноте. Другой был одержим идеей левитации. Третий мучился оттого, что видел только фрагменты окружающего мира. Названия альбомов говорят сами за себя: «Полетевший Комаров», «Вокноглядящий Архипов», «Отпущенный Гаврилов».

Из последнего периода к числу моих любимых относятся серии «Вертикальные картины» (2012) и «Два времени» (2015–2016) – это настоящая, мощная живопись. Творческая энергия мастера в его восемьдесят с небольшим поражает.

Секрета нет: за каждым великим мужчиной, как известно, стоит великая женщина. Эмилия Кабакова, супруга, выдающийся арт-менеджер и соавтор, в течение последних трех десятилетий ведет сложнейшую работу по управлению коммуникациями «Кабаков Энтерпрайз» с арт-миром. На ее плечи легли организация сотен международных выставок, поиск финансирования, публикации книг. Ну и само собой — организация быта семьи на Лонг-Айленде. Фантастическая самоотдача и эффективность Эмилии сделали возможным для Ильи то, что он больше всего любит и лучше всего делает, — создавать в своей студии культурные послания будущим поколениями с шести утра до четырех дня ежедневно без выходных.

They are Painting the Boat из цикла The Six Paintings about the Temporary Loss of Eyesight, 2015–2016

They are Painting the Boat из цикла The Six Paintings about the Temporary Loss of Eyesight, 2015–2016

Фото:архив tatler

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует