Наталья Давыдова о летней Камчатке: Долина гейзеров, заброшенный военный поселок и встречи с медведями

Готовы поспорить, этим летом вы не раз любовались захватывающими дух видами Камчатки в ленте инстаграма. Это направление сейчас и правда must visit — облюбовали его и герои «Татлера». Как только нога основателя спортивного приложения Welps Натальи Давыдовой ступила на сейсмически стабильную московскую почву, мы тут же попросили ее поделиться своими впечатлениями от поездки.
Наталья Давыдова о летней Камчатке Долина гейзеров заброшенный военный поселок и встречи с медведями

О путешествии на Камчатку я мечтала еще с детства, когда посмотрела фильм «Земля Санникова». Этот край манил меня исполинской силой природы, Долина гейзеров представлялась чем-то инопланетно прекрасным. Путешествие было запланировано еще год назад! Да, это направление сейчас стало крайне популярным, и причины, уверена, объяснять не нужно.

Перечень необходимой одежды меня несколько удивил: на дворе июль, а в списке значилось термобелье и пуховики... По приезде в Петропавловск-Камчатский я удивилась еще больше: нас встречала летняя погода, вечером я даже плавала в море, вода хоть и сильно освежала, но не в пуховике же я на льдине плавала. Так к чему в списке вещей было столько теплой одежды?! На следующее утро я поняла.

Для исследования Камчатки и Курильских островов мы выбрали экспедиционную лодку, оснащенную вертолетами, чтобы добираться до земель, недоступных иному транспорту. Еще одно несомненное преимущество водной экспедиции — возможность наблюдать удивительную красоту этого края с воды — Охотского моря и Тихого океана.

В первый же день с утра мы отправились на рыбалку. Вокруг — черные скалы, покрытые изумрудными шубами из местной растительности, на берегу — мелкая черная галька, со скал прямо в море бьют водопады. Красота дикой природы завораживает. Погода — противнее не бывает: мелкий частый дождь и холод, пробирающий до самых костей. Рыбу ловить нас поставили вдоль речки, впадающей в Тихий океан. Улов был как в «Бриллиантовой руке», — «клиент забыл обо всем»! За ужином, не думая больше про погодные неприятности, мы уплетали пойманную рыбу и восторгались красотами местной природы.

На следующий день мы перебрались на Курилы и высадились на острове Шумшу. Кроме красоты дикой природы на острове остались следы Второй мировой войны: брошенные японские танки, рыжие от ржавчины гранаты, останки самолетов с нетлеющей красной звездой на хвосте, рядом — ботинки пилота с накиданными сверху гильзами от патрон... одновременно и пугает, и завораживает! Дети полазили по танкам, мы навестили постамент памяти защитников Камчатки и отправились греться в наш лагерь на лодке: ветер пронизывал до костей.

Главной достопримечательностью Камчатки всегда считалась Долина гейзеров. Добрались мы туда на вертолете. Это закрытая территория, прогулки по которой возможны только в сопровождении инспектора. Не только потому что это охраняемая природная зона, но и потому что здесь опасно буквально все — любой неверный шаг может стать фатальным. Даже ученые, которые прекрасно это знают, иногда погибают. Весь природный парк застелен деревянными дорожками, вдоль которых кипит глина в природных котлах, озера источают кислотный и серный запах, земля живет своей дикой жизнью. Лишь медведи могут спокойно гулять по этой опасной поверхности, их лапам не страшна температура и химический состав почвы. Медведи, кстати, обожают это место по двум причинам: огромное количество ягод (голубики) и безопасность! Правда, звучит странно про безопасность, учитывая близость человека? Вот что произошло: крупные самцы могут быть каннибалами и часто охотятся на медвежат, но в логово человека агрессивный самец не рискнет сунуться, для него это может плохо кончиться. Медведицы это давно поняли и спокойно себе растят медвежат на территории с людьми, чувствуя себя под их защитой. Поэтому встретить тут медведицу со своим потомством не редкость!

Главная достопримечательность Долины — это гейзер, который извергается каждые 75 минут. Сначала он набирается сил, поверхность земли заметно напрягается, давление снизу возрастает, и, наконец, к восторгу всех посетителей мы видим высоченный фонтан, который окутывает паром все вокруг, и какое-то время не видно ничего.

На вертолете мы подлетали к кратерам действующих вулканов. Кстати, вулкан считается действующим, если за последние три тысячи лет произошло хотя бы одно извержение. А вот действительно дымящийся вулкан мы видели лишь единожды — Карымский. Но самое большое впечатление на меня произвел вулкан Креницына, вокруг которого образовалось огромное кольцевое озеро, — это красиво! Правда, живности в этом озере нет — химический состав воды не совместим с жизнью, и еще оно невероятно глубокое, 369 метров.

Мне очень хотелось посмотреть кислотное озеро, которое образовалось в кратере вулкана, и мы туда полетели. Пилот посадил вертолет на гребне, на краю кратера. Когда я вышла из кабины, ветер чуть не сшиб меня с ног, а стоять и любоваться красотой бирюзово-молочного озера с желтой серной каемкой по краям оказалось невозможным: оно выделяло такое количество ядовитых газов, что тут же у всей нашей компании начался удушливый кашель. Привкус воздуха, который мы вдыхали и выдыхали, надолго въелся в легкие, и еще полдня я не могла забыть это озеро, в котором были обнаружены все виды кислот.

Одно из интереснейших мест, которые я увидела на Камчатке, — заброшенный поселок Бечевинка, который когда-то был создан для военных, служивших на подводных лодках, и был секретным. В конце 1990-х годов оттуда уехали все местные жители, и с тех пор природа взяла свое: бурьяном поросли дома, медведи гуляют по растрескавшемуся асфальту, остатки цивилизации потихоньку пережевываются временем. Мы заходили в заброшенные квартиры, находили остатки книг, газет, детские игрушки, одежду. Нашли больницу, она особенно пугает: стены с отваливающимися плитками, ржавые напольные весы, останки операционной, покинутая столовая — время здесь остановилось навсегда. И как же интересно было гулять среди всех этих разлагающихся трупов цивилизации. Вдруг в самый неожиданный момент раздался громкий звук подземного мощного взрыва и произошел сильнейший толчок — это было землетрясение, что здесь не редкость. Стало очень страшно, мы с криками летели по лестницам больницы на улицу. Больше такого, слава богу, не повторилось. Еще мы зашли в школу, нашли склад с противогазами и много всего ужасно интересного. Ни одного предмета, к расстройству детей, мы не взяли на память: детям я объяснила, что это место будут смотреть и следующие туристы и нужно оставить все как есть, чтобы всем хватило впечатлений.

На Камчатке обитают самые большие в мире морские котики — сивучи, к ним мы поехали на лодке, чтобы рассмотреть поближе. Не понимаю, как этих прекрасных диких животных можно держать в цирке! Еще одна гордость Камчатки — белоплечие орланы с самым большим размахом крыльев в мире. Великолепие природы и животного мира здесь поражает. Человек тут не хозяин. И если это не принять, то излишняя самоуверенность может обойтись очень дорого. Здесь, например, есть настолько ядовитые растения, что даже букетик, собранный по незнанию, может убить: их даже в руки брать нельзя!

На Камчатке мы исследовали природу, восторгались ею, много рыбачили, слушали рассказы местных жителей про их красивый и суровый край. Кстати, все пуховики и термобелье, которым я так удивилась в первый день, пригодились наилучшим образом, без них тут летом не протянуть. Если такое лето, то напрашивается вопрос: какая же здесь зима? Три этажа снега, описание можно и не продолжать...

При всей суровости климата и природы мы встречали туристов, путешествующих дикарем с палатками. Я, признаться, завидовала такой романтике, но и от комфорта трудно отказаться: я хоть и с удовольствием купалась в термальных источниках, но принять душ вечером была совсем не против.