Герои

Наши люди в Голливуде: Претенденты на «Золотой глобус» по версии Александра Роднянского

Перед отъездом на авторитетную американскую премию в Лос-Анджелес российский продюсер рассказал о шансах своей «Нелюбви» и других картин.
реклама
3 Января 2018
Александр Роднянский

Лучший фильм на иностранном языке

По понятной причине решил начать свой рассказ с этой категории. Все пять претендентов в этом году сильные. Как всегда – на «Золотом глобусе» слабых картин не бывает. Но я не верю в победу Анджелины Джоли и ее картины «Первым они убили моего отца». Эмоциональная, рассказывающая о кампучийском геноциде, вызывающая большое уважение к автору и его гражданской позиции картина, но уж очень она предсказуема и понятна с первой минуты. Мне кажется, включение этого фильма в число номинантов – достаточное признание со стороны Голливудской ассоциации иностранной прессы. Высоки шансы, на мой взгляд, немецкого фильма «На пределе» Фатиха Акина и «Нелюбви» Андрея Звягинцева – эти картины считают художественно более совершенными, чем работу Джоли.

Члены жюри «Золотого глобуса» – журналисты, они регулярно публикуют рецензии, так что о возможных результатах их голосования можно судить по их отношению к тем или иным фильмам. «На пределе» – мощная картина из каннского конкурса одного из лучших немецких режиссёров Фатиха Акина, с первой в жизни ролью голливудской звезды Дианы Крюгер, сыгранной на родном немецком. История женщины, теряющей в уличном теракте мужа и четырёхлетнего ребёнка. У «Нелюбви» много поклонников, но есть сильный недостаток под названием «предыдущая победа». Голливудская пресса исторически – я специально смотрел статистику «Глобусов» – не любит давать приз одному и тому же режиссеру, а «Левиафан» Звягинцева, напомню, выиграл статуэтку в 2015-м. Да, были исключения – последним по времени двукратным лауреатом стал Михаэль Ханеке, к слову, за фильм «Любовь». Предыдущей его победой была мною очень любимая «Белая лента».

Я не думаю, что у шведской картины «Квадрат» на «Глобусе», в частности, и в Америке вообще такие же сильные позиции, как в Европе. Это очень европейский фильм, далеко не во всем созвучный настроению живущих в Штатах. Здесь он не резонирует с жизненным опытом американцев, как это происходит в Старом Свете, в особенности в странах Северной Европы. «Квадрат» – очень современная картина, пронизанная толерантным чувством вины перед теми, кто приезжает в Европу строить новую жизнь, фильм с ироничным взглядом на самих себя, что вызывает уважение. Но все это, на мой взгляд, далеко от американского зрителя. Поэтому полагаю, что сражаться за премию в этой номинации будут «На пределе», «Нелюбовь» и «Фантастическая женщина». Последний – чилийский фильм режиссера Себастьяна Лелио о трансгендере – очень любопытная и актуальная история, уже получившая приз в Берлине и имеющая большой прокатный потенциал.

реклама
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Кадр из фильма «На пределе»

Лучшая актриса в драматическом фильме

На мой взгляд, это Фрэнсис МакДорманд. Я не вижу иных вариантов, и на «Оскаре» она, думаю, тоже будет в числе фавориток. МакДорманд сыграла в фильме Мартина Макдонаха «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури» – это, кстати, мой любимый фильм 2017-го. Я уже смотрел его раза три и готов смотреть еще и еще. Не думаю, что даже исключительная по обаянию и актерскому мастерству роль Салли Хокинс в фильме Гильермо дель Торо «Форма воды» в состоянии победить образ, созданный МакДорманд. Она играет крепкую немолодую женщину, тяжело переживающую убийство дочери и в одиночку пытающуюся воевать с полицией своего города, требуя расследования, поимки и наказания для убийцы. Важно, что выход этого фильма совпадает с всплеском общественных настроений в отношении гендерной революции, с громким требованием кардинальных перемен роли женщины в американском обществе. «Три билборда» – никоим образом не жанровая картина, не экшн, к примеру, и даже не привычный многим триллер. Это настоящая драма. Но тем не менее Фрэнсис – бескомпромиссный мститель, жесткий, последовательный. Роли такого плана в американском кино всегда отводились мужчинам. МакДорманд, жена одного из лучших режиссеров Америки Джоэла Коэна, сыграла ее превосходно. У нее уже есть номинация на «Глобус» за роль в сериале «Что знает Оливия», теперь она снова показала невероятный актерский талант.

Кадр из фильма «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»

Кадр из фильма «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури»

Лучший актер в драматическом фильме

Здесь все не так предсказуемо. Кажется, может победить очень юный артист, двадцатиоднолетний Тимоти Шаламе, сыгравший главную роль в фильме «Назови меня своим именем». Этот исключительной красоты молодой человек играет юношу, персонажа моложе себя, который влюбляется в мужчину не менее редкой привлекательности (его играет Арми Хаммер). Ничего, кроме первого чувства молодого человека, кроме химии взглядов и умолчаний, возникающей между главными героями, в картине нет – так и должно быть и всегда бывает в хорошем кино. Эта картина не должна пугать людей, которые избегают политкорректных ЛГБТ-фильмов, – в ней нет ни откровенных сцен, ни политических заявлений. Лишь магия кино и атмосфера итальянского лета, так способствующая пробуждению чувств. В российский прокат «Назови меня своим именем», конечно же, не выходит.

Составить конкуренцию Шаламе может мой любимый актер, лучше которого, позволю себе дерзкое заявление, никто ещё не рождался, – Даниэль Дей Льюис. Роль в фильме «Призрачная нить» – одна из его самых сильных. Но у него не бывало и средних, не то чтобы слабых. К тому же эту роль Дей Льюис назвал своей последней, что может принести ему награду и на «Глобусе», и точно на «Оскаре». Фильм снял самый яркий режиссер независимого авторского кино Америки Пол Томас Андерсон.

«Призрачная нить» рассказывает о кутюрье британской королевской семьи середины двадцатого века. Тоже история любви, но иная – пятидесятилетний одинокий художник моды замечает нечто особенное в молодой немецкой официантке. Но весь уклад его жизни не предполагает появления женщины рядом...

Кадр из фильма «Назови меня своим именем»

Кадр из фильма «Назови меня своим именем»

Кадр из фильма «Призрачная нить»

Кадр из фильма «Призрачная нить»

Лучшая режиссура

В этой номинации явно лидируют три блистательных профессионала. Во-первых, великий Кристофер Нолан с «Дюнкерком». Несмотря на бюджет блокбастера и на тот факт, что произвела и выпустила фильм компания Warner Brothers, масштабное полотно о Дюнкеркской операции в ходе Второй мировой войны представляет из себя бескомпромиссно авторское произведение с временными сдвигами в повествовании, вольной манерой перемещения внимания зрителя на разные фрагменты происходящих в картине событий, это радикальное художественное высказывание, практически лишенное нарратива и, что невероятно для большого голливудского фильма, главного героя. Этим фильм вызывает у многих из тех зрителей, кто привык к популярному жанровому кино, вопросы или даже недоумение. У наших же зрителей по поводу «Дюнкерка» вообще много сомнений – это история не привычной для нашего кино победы, не свершения, не преодоления, а скорее история отчаянной, хаотичной, задыхающейся борьбы за выживание... Само это выживание и есть победа. В нашей же, воспитанной десятилетиями, системе координат главное – победить, через «не хочу» и «не могу», через немыслимые муки и тонны пролитого пота, для нас война и победа расположены вплотную к друг другу. «Дюнкерк» – не наш взгляд на мир, на войну, на подвиг. Этим и интересен.

Другой претендент на приз за режиссуру – Гильермо дель Торо с фильмом «Форма воды». Вызывает восторг его пассионарная энергия, его визионерство, его преданность кино, его детская привязанность тому, что он любит всю жизнь и что из самого детства проносит как замысел, как мечту. Он остается идеалистом и по-прежнему влюблён в чудовищ. Неслучайно в его фильмах, несмотря на наличие призраков, вампиров и самого дьявола, самые страшные персонажи – это люди, а главный враг – человеческие предрассудки. Вот и в «Форме воды» цээрушники и кагебешники начала 60-х прошлого века охотятся на беззащитного человека-амфибию, а защищает его уборщица, немая Элайза, сыгранная замечательной британской актрисой и клоунессой Салли Хокинс.

Естественно, высоки шансы на победу и режиссера «Трех билбордов на границе Эббинга, штат Миссури» Мартина Макдонаха. Однако мне кажется, что биться за статуэтку будут Нолан и дель Торо. Я бы проголосовал за последнего.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

Лучший фильм – комедия или мюзикл

Как известно, на «Глобусе» есть две номинации: лучшая драма и лучшая комедия. В свое время организаторы премии разделили фильмы по этому принципу, чтобы дать возможность большему количеству картин быть замеченными и отмеченными. С тех пор номинация «комедия и мюзикл» включает в себя самые разные жанры. Например, «Прочь» – это классический хоррор, но он представлен именно в этой номинации. Как и «Леди Берд» – на мой взгляд, абсолютная драма. Драма и то, что в российском прокате назвали «Ледяная стерва» – фильм I Tonya, история фигуристки Тони Хардинг.

В этой номинации, как мне кажется, развернется конкуренция между полюбившейся многим критикам картиной «Прочь» и «Леди Берд». «Прочь» удивила всех, потому что малобюджетный четырехмиллионный фильм с черным героем собрал в мире феноменальные двести пятьдесят миллионов. Но дело даже не в кассовых сборах, а в том, что это хоррор, неожиданно и остроумно обыгрывающий расовые проблемы в мире богатых белых американских пригородов, и этот мир описан хладнокровно и точно.

«Лэди Берд» Греты Гервиг уже на данном этапе имеет на сайте Rotten Tomatoes статус «the best reviewed film», то есть фильма с самыми высокими оценками в истории сайта, который агрегирует оценки зрителей и прессы. Должен признаться, мне Lady Bird категорически не понравился. Но видимо, он очень резонирует с жизненным опытом американцев. Это история выпускницы школы, которую блистательно, надо отдать ей должное, сыграла Сирша Ронан. Последний класс, сложные отношения с мамой, страстное желание вырваться из ненавидимого ею, но в то же время обожаемого Сакраменто куда угодно, но лучше, конечно, в Нью-Йорк. Денег на частную школу нет – героиня учится в бесплатной католической, где девочек воспитывают исповедями и проповедями. Это фильм о low middle class, живущем где-то на окраинах относительно благополучных районов. Девочка хочет богатых успешных друзей, стесняется близких, спорит с мамой, сочувствует безработному папе, пытается лишиться девственности – короче, она хочет повзрослеть и зажить своей жизнью. Происходит это, действительно, смешно, эти сцены и дали повод включить «Лэди Берд» в категорию комедий.

Кадр из фильма «Прочь»

Кадр из фильма «Прочь»

Кадр из фильма «Леди Берд»

Кадр из фильма «Леди Берд»

Лучший фильм – драма

В этой номинации в этом году скрыта самая большая интрига. Среди претендентов развернется серьезнейшая конкуренция. Во-первых, представлены «Три билборда». Во-вторых, «Секретное досье» Спилберга. Это история издательницы Washington Post Кэтрин Грэхэм (ее играет Мэрил Стрип) и главного редактора Бена Брэдли в исполнении Тома Хэнкса. Они в Голливуде люди не самые последние, заслуженно любимые, плюс режиссёр-классик – Стивен Спилберг, плюс актуально звучащая политика – фильм основан на реальной истории противостояния газеты The Washington Post Белому дому. Все сделано, как всегда у Спилберга, очень качественно, очень талантливо и очень академично.

Затем упомянутая выше «Назови меня своим именем» – один из самых любимых зрителями фильмов года. Его снял итальянский режиссер Лука Гуаданьино. После очевидного успеха этого фильма Гуаданьино востребован невероятно, ему предлагают снимать все студии.

А еще есть и «Дюнкерк» Нолана, и «Форма воды» дель Торо. Ну и как тут выбрать? Практически невозможно. Любой из этих фильмов может победить, но мне кажется, приз возьмут «Три билборда». Мартин Макдонах – выдающийся драматург, он и работал в театре до того, как начал снимать фильмы. Его дебют в качестве режиссера полнометражного кино случился десять лет назад – ленту «Залечь на дно в Брюгге» в России многие любят. Потом в его биографии был еще один успешный фильм – «Семь психопатов».

«Три билборда» вызывают абсолютное восхищение умением из очень заурядной ситуации, из «простых» и не вызывающих особого интереса людей высечь искру подлинной трагедии. В этом фильме все очень неожиданно разворачивается, персонажи по ходу действия меняются радикально, отношение к ним зрителей – тоже... Глубокая и тонкая картина – во внешне заурядных персонажах бушуют подлинные сложные страсти. Это и восхищает: одно дело, когда шекспировские страсти бушуют в исторических драмах про королей, а другое – когда в хронике жизни простых американцев из Эббинга, штат Миссури.

Кадр из фильма «Секретное досье»

Кадр из фильма «Секретное досье»

Александр Роднянский

Теги

3 Января 2018

Фото:архив Tatler

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует