«Наш фильм скорее о потребности в признании, нежели о славе»: Марион Котийяр о драме «Аннетт»

В эти выходные на экраны российских кинотеатров выходит фильм, который на завершившемся недавно Каннском кинофестивале завоевал приз за лучшую режиссуру. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло рассказывает о картине и беседует с исполнившей главную роль Марион Котийяр.
«Наш фильм скорее о потребности в признании нежели о славе» Марион Котийяр о драме «Аннетт»

Перед просмотром «Аннетт» важно знать, что эта драма стала первым фильмом на английском языке и первым мюзиклом в карьере одного из самых загадочных режиссеров современности Леоса Каракса, чьи фильмы неизменно вызывают овации зрительных залов на кинофестивалях с 1984 года. Именно тогда вышел его первый фильм «Парень встречает девушку». Вряд ли ошибусь, предположив, что и «Аннетт» станет одним из главных участников грядущего сезона кинонаград.

Более того, это первый фильм, сценарий к которому написал не сам режиссер: на этот раз историю, которая легла в основу сюжета, придумали братья Расселл и Рон Мэл, вокалисты американской группы Sparks. Они же написали музыку для этой истории, которая превратилась в музыкальный фильм или даже, скорее, в рок-оперу. Главные герои — звезда оперной сцены Энн и стендап-комик Генри — на протяжении более двух часов экранного времени проходят, пожалуй, все этапы непростых отношений: история любви заканчивается трагическим финалом, а линия, связанная с родившейся в этой любви малышкой по имени Аннетт, и вовсе разрушает все стереотипы, которые мы привыкли видеть в кино, но этим, пожалуй, и известен Леос Каракс.

Кадр из фильма «Аннетт»

«Аннетт» — очень личный для режиссера фильм, и, вероятно, все парадоксы (назову эти сюжетные ходы так, чтобы обойтись без спойлеров), которые могут напугать неподготовленного зрителя, будет легче понять, зная, что в 2011 году трагически погибла жена и муза режиссера актриса Екатерина Голубева, ставшая символом европейского артхауса на стыке 1990-х и нулевых. В 1999 году она сыграла главную роль в фильме Каракса «Пола Х» с Гийомом Депардьё и Катрин Денёв, который также был тепло принят в Каннах, хотя и остался без награды. В день гибели тело девушки было найдено в Париже на станции метро недалеко от ее дома, а точная причина смерти до сих пор не известна. С тех пор режиссер не снял ни одного фильма, и, по сути, «Аннетт» — его первое творческое высказывание с момента трагедии.

Главные роли в «Аннетт» сыграли обладательница «Золотого глобуса» и «Оскара» Марион Котийяр и номинант на «Оскар» и «Золотой глобус» Адам Драйвер, который присоединился к этому проекту еще семь лет назад в самом начале работы над фильмом. Тогда предполагалось, что роль его жены Энн сыграет Руни Мара, но в итоге Леос Каракс остановил свой выбор на Марион Котийяр, которая завоевала свой первый «Оскар» за роль Эдит Пиаф в музыкальном байопике «Жизнь в розовом цвете». К слову, с Каннским фестивалем актрису связывают давние отношения, а несколько лет назад она и вовсе установила своеобразный рекорд, когда в конкурсе фестиваля было заявлено шесть фильмов с ее участием.

Кадр из фильма «Аннетт»

О работе с Леосом Караксом звезда «Аннетт» рассказывает так: «Перед началом съемок мы много говорили о любовной истории наших героев, обсуждали, как они встретились и какими они видели друг друга в начале отношений. В одной из сцен Энн дает интервью с актером, в которого она влюблена, и интересно наблюдать за тем, как она не произносит ни слова и лишь смотрит на него. Это было очень важное чувство, которое нам хотелось передать. На съемочной площадке дух Леоса царит во всем — в мебели, в людях, абсолютно во всем. Сейчас я уже могу об этом говорить — подготовка к сценам с ребенком была очень непростой. Обычно этой малышкой занимались люди, которые ее создали (во многих сценах девочка по имени Аннетт появляется на экране в виде куклы. — Прим. Tatler), но иногда нам с Адамом приходилось с ней взаимодействовать в той или иной форме. Если говорить о работе с Леосом, в сценарии, который он создал, все было так насыщенно, что нам не приходилось много разговаривать. Даже сложно сказать что-то определенное, он просто говорил мне, что я должна сделать, и я это делала».

Она продолжает со смехом: «Мы ежедневно должны были преодолевать какие-то сложности. Не могу сказать, что Леос специально ставил нас в такие ситуации, это было не по его воле, но, к примеру, вы даже не представляете себе, как сложно петь во время курения! Но в то же время мы никогда не знали, что нас ждет на следующий съемочный день. Я могла проснуться и подумать: “Сегодня будет еще один непростой день”. А спустя несколько часов я шла на тридцатисантиметровых каблуках, не видя дороги, и пела. Кстати, это был единственный раз, когда я сказала, что я не смогу. Мне было так страшно, я боялась, что упаду и сломаю ногу или еще что-нибудь. Но да, каждый день дарил нам сюрпризы, и несмотря на то, что это было непросто, мы были готовы делать все, что Леос нам говорил».

Кадр из фильма «Аннетт»

— Как вы готовились к съемкам?

— Я старалась приходить на площадку максимально подготовленной. Особенность нашего фильма заключается в том, что это мюзикл, а все свои арии мы исполняли вживую. Обычно на съемках мюзиклов музыкальные номера записываются в студии, а на площадке актеры поют под фонограмму. Здесь же мы все пели сами. Это означает, что звучание могло измениться в любой момент от самого легкого движения тела актера. А у нас, как вы увидите, во время музыкальных моментов было очень много действия. Поэтому и готовиться к этому проекту было немного сложнее, чем к другим музыкальным фильмам. Я тренировалась петь в движении, пыталась петь, когда ходила, бегала и даже приседала. Это был интересный опыт, порой я чувствовала, что не могу дышать или произнести ни звука. От этого еще любопытнее смотреть, что из этого получилось».

По сценарию героиня Марион Котийяр – известная оперная дива, и она исполняет несколько невероятно красивых арий. Актриса делится своими впечатлениями о том, насколько работа над «Аннетт» отличалась от роли Эдит Пиаф с точки зрения вокала: «Признаюсь, я не очень хорошо разбиралась в опере. С детства слушала немного другую музыку. И впервые я попала на оперу, лишь готовясь к съемкам “Аннетт”: это стало для меня настоящим шоком. Я была невероятно поражена и тронута голосами, это было что-то необъяснимое. У оперных певцов очень особенные отношения с эмоциями, эмоции трансформируют их голоса, то есть они передают все чувства одним только голосом. Оперный певец может петь и рыдать одновременно. Все передается исключительно голосом, но когда ты настолько превосходно им владеешь, то же самое происходит и со зрителем, и это очень и очень мощное чувство. Я многое узнала об опере, готовясь к “Аннетт”. Мне сложно сравнивать две мои роли, потому что эти два фильма в принципе нельзя сравнивать. К тому же в “Жизни в розовом цвете” я не пела сама, единственное, что объединяет эти два проекта, — превосходная музыка».

Кадр из фильма «Аннетт»

— Как вы думаете, может ли творческий провал разрушить человека?

— Для меня наш фильм скорее о потребности в признании, нежели о славе как таковой. Это именно то, через что проходят наши герои. Ведь мы все испытываем невероятную потребность в признании. Мы жаждем признания от наших родителей, близких людей и друзей. Мне этот аспект фильма показался очень интересным, и не менее интересно было выстраивать свою героиню, исходя из этого. Несмотря на то, что она достаточно знаменита, она, тем не менее, испытывает сильную потребность в признании. И это вызывает серьезные вопросы в личной жизни. Почему ей хочется, чтобы на нее смотрело, ее слушало и любило огромное количество людей, которых она даже не знает? И как это может укрепить уверенность в себе и в то же время разрушить человека, особенно если он сам не особенно сильно себя любит? Из-за этого своеобразного зеркала из сотен людей, которые тебя любят, ты можешь попасть в ситуацию, когда тебе начинает казаться, что ты не должен здесь находиться, это не логично. И тогда это может разрушить тебя еще сильнее! Мы все видели многих знаменитостей, которые теряли все, потому что в их картинке мира что-то было не так.

Смотрите видео Tatler и подписывайтесь на наш YouTube-канал

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Архивы пресс-службы