Премьера нового фильма Томаса Винтерберга состоялась в сентябре на кинофестивале в Торонто. В центре сюжета — четыре друга, все они — учителя одной школы: историк (Мадс Миккельсен), психолог (Магнус Милланг), физрук (Томас Бо Ларсен) и учитель музыки (Ларс Ранте). И все одновременно переживают кризис среднего возраста. В какой-то момент Мартин узнает о теории норвежского психолога Финна Скэрдеруда о том, что человек с рождения страдает от совсем незначительной нехватки алкоголя в крови, буквально 0,5 промилле. С его подачи четверо друзей решают проверить эту теорию на себе, но в какой-то момент их эксперимент полностью выходит из-под контроля. Как выясняется, эта теория — отнюдь не сценарная выдумка, и Мадс Миккельсен подтверждает:
— Да, это реальная теория норвежского психиатра, который считает, что нам с рождения недостает немного алкоголя в крови. Точнее, он говорит о том, что было бы, родись мы с этими 0,5 промилле в крови. Стало бы нам психологически легче жить? Помогло бы это нам взять телефон и позвонить на тот номер, набрать который нам не хватало смелости? Но в итоге наши герои оказались постоянно пьяны, ведь если мы хотим поддерживать этот уровень алкоголя постоянно, два бокала вина легко превращаются в двадцать.
Надо сказать, что комедийная подоплека весьма обманчива, за ней легко считывается излюбленный лейтмотив Винтерберга — тонкая драма о душевных метаниях, отказе признать само существование психологического кризиса, которому, казалось бы, в жизни героев и правда не место. Мадс Миккельсен соглашается:
— По сути, именно об этом мы и снимали этот фильм. Алкоголь помогает им заново начать жить. Мы не говорим, что это единственный путь к обновлению, мы лишь говорим о том, что эти четверо друзей выбрали именно его. И, разумеется, с ними происходят смешные ситуации. И до нас снимали не один прекрасный фильм о том, как опасно вставать на эту скользкую дорожку. Но мы не хотели снимать картину о превратностях этого жизненного выбора, мы попытались показать, что же в нем прельщает наших героев. Человечество уже 7000 лет использует алкоголь, чтобы либо стать ближе к Богу, либо найти вдохновение и написать музыку. И это небезосновательно. Вот и мой герой стоит на платформе, не успев на поезд, он разочарован в своем прошлом и не видит ничего позитивного в своем будущем. Поэтому он начинает немного выпивать в своем настоящем и понимает, что реальность становится чуть более привлекательной. У него красавица жена, прекрасная работа, поэтому он пытается снова стать собой.
Пытаюсь представить, каким учителем был бы Мадс Миккельсен. Он подхватывает:
— Если бы я был учителем в школе, я бы хотел преподавать историю, как мой герой. Я фанат истории. Я бы точно смог сделать этот предмет интересным.