1. Главная
  2. Герои
Герои

Коллекционирование как хобби, дело жизни и выгодная инвестиция

Разбираемся в главных мифах о собирательстве предметов искусства и рассказываем, почему быть коллекционером снова стало модно.
реклама
21 Апреля 2021

Традиция коллекционирования предметов искусства в России существует более трех столетий. Еще в XVII-XVIII веках российские правители и представители знатных фамилий собирали крупнейшие коллекции, которые сейчас являются основой фондов Эрмитажа и Русского музея. Отмена частной собственности и национализация крупнейших частных собраний в СССР сделали эту деятельность практически невозможной. Однако даже тогда находились увлеченные искусством люди, у которых оказывались произведения музейного уровня. В последнее время коллекционирование становится все более популярным, все чаще собственные собрания формируют светские герои. И они порой представляют не меньший интерес, чем музейные экспозиции.

С 21 апреля по 29 августа в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Охотники за искусством». Ее герои — четырнадцать советских коллекционеров, чьи квартиры украшали картины Коровина и Малевича, Шагала и Ларионова, Рериха и Пиросмани и других художников первого ряда. Ради пополнения коллекций им порой приходилось рисковать собственной свободой или прятать дорогие сердцу работы в домах друзей.

Tatler обсудил с директором Музея русского импрессионизма Юлией Петровой, чем отличалось коллекционирование в 1950-е – 1980-е годы прошлого века от современного, кто из наших светских героев в этом преуспел и станет ли покупка произведений искусства выгодной инвестицией.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

реклама
Юлия Петрова

Юлия Петрова

Кто из светских героев собирает искусство?

Коллекционирование популярно у светской публики, но сложно сказать, что это распространенный феномен. Оно требует увлеченности и знания и предполагает, что человек тратит много времени на погружение в тему. Есть определенный круг медийных персон, увлеченных миром искусства. Активно формируют свои собрания Андрей Малахов, Полина Аскери, Дмитрий Маликов. Для многих личный интерес к коллекционированию становится серьезным увлечением. Например, в этом году по инициативе Андрея Малахова в его родных Апатитах был открыт Центр современного искусства «Сияние». Там представлена часть личной коллекции телеведущего: работы Энди Уорхола, Дэвида Хокни, Фернана Леже, Павла Отдельнова, Антона Ольшванга, Петра Белого, скульптуры Уго Рондиноне и Синди Шерман. На презентацию Центра и празднование Арт-Масленицы приехала плеяда знаменитостей.

Одни светские герои приобретают искусство ради статуса, другие искренне увлечены определенным периодом, мастером или направлением. Например, многих привлекает искусство десятых годов XX века: яркие произведения, которые создавали молодые бунтари — Петр Кончаловский, Илья Машков, Казимир Малевич, Наталья Гончарова.

Казимир Малевич. Три фигуры в поле.1913–1928. Собрание В. А. Дудакова

Казимир Малевич. Три фигуры в поле.1913–1928. Собрание В. А. Дудакова

XXI век предлагает больше возможностей для коллекционирования. Сегодня можно собирать или приобретать работы гораздо более свободно, чем во времена СССР. Не только потому, что доступно больше информации, но и потому, что рынки стали открыты. В противовес, цены выросли несоразмерно: то, что 50 лет назад стоило больших, но относительно доступных денег, сегодня может стоить миллионы долларов. Причина в том, что после падения железного занавеса русское искусство вышло на международный рынок. Если в середине прошлого века в московских букинистических магазинах графика Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова стоила несколько рублей за лист, то сейчас те же работы оцениваются на западном рынке в десятки тысяч долларов за каждую.

Коллекционеры советского времени

Законодательство Советского Союза не подразумевало собирания значительных частных коллекций: отсутствие частной собственности и преследование за спекуляцию ставили коллекционеров в полуподпольное положение.

Крупный советский нефтехимик Игорь Афанасьев, один из героев выставки «Охотники за искусством», был дважды арестован, оба раза терял свою коллекцию, но после освобождения начинал снова, поскольку без этого увлечения не представлял свою жизнь.

Правда, тем, кто пользовался привилегированным положением в глазах власти, позволялось больше. Среди них, например, главный уролог Кремля Арам Абрамян, сформировавший потрясающую коллекцию русского искусства. В 1984 году он передал ее на родину в Ереван, где был открыт Музей русского искусства.

Владимир Лебедев. Портрет девушки с челкой. 1938. Собрание И.Д. Афанасьева

Владимир Лебедев. Портрет девушки с челкой. 1938. Собрание И.Д. Афанасьева

Многие советские коллекционеры вешали в своих домах произведения первой трети XX века, компенсируя этим визуальную бедность окружающего мира. На дворе очереди, дефицит продуктов, а дома работы Нико Пиросмани или Михаила Ларионова — это совсем другое качество жизни. Можно только позавидовать тем, кто вырос в окружении такой красоты. Например, крупным коллекционером был отец актера Евгения Стычкина Алексей Стычкин.

Когда иметь собственную коллекцию живописи стало не страшно, а престижно, в музеях начали открываться выставки частных коллекций. Уровень вещей в некоторых личных собраниях порой настолько высок, что музеи обращаются к коллекционерам за помощью, когда готовят выставки того или иного художника.

Несколько лет назад в Музее русского импрессионизма была показана коллекция Владимира Спивакова. Такие проекты всегда интересны зрителю, ведь это возможность узнать больше о художественном вкусе известного человека.

Создавая Музей русского импрессионизма, его основатель Борис Минц также исходил из желания показать широкой публике художников, о которых мало говорят, но которые этого безусловно достойны.

Владимир Спиваков на открытии выставки в Музее русского импрессионизма

Владимир Спиваков на открытии выставки в Музее русского импрессионизма

Мифы и факты о коллекционировании предметов искусства

Для коллекционирования обязательно специальное образование

Конечно, искусствоведческое образование вовсе не обязательно для того, чтобы начать собирать. Однако со временем увлеченный коллекционер, скорее всего, придет к тому, что захочет углубить свои знания. Например, Ивета Манашерова окончила кафедру истории искусства исторического факультета МГУ. Мне нравится позиция Петра Авена, который однажды сказал, что искусствоведение — это не безумно сложная тема, особенно после математики, но поразбираться надо.

Коллекционированиевыгодная инвестиция

Коллекционирование может быть отличной инвестицией, но, как и любая инвестиция, требует понимания материала. Важно осознавать, что произведения искусства не слишком ликвидный актив. Особенно учитывая тот факт, что в основном продажи русского искусства совершаются за рубежом. Дополнительный риск — это присутствие на рынке большого числа фальшивок, чего не встретить, например, на рынке ценных бумаг.

Бесспорно, есть люди, которые преуспели в инвестициях в искусство. На мой взгляд, это больше касается современного искусства, поскольку на произведения ХХ века цены сейчас и так слишком высоки. Представить их значительный рост в будущем довольно затруднительно.

Инвестирование в искусство — это бизнес-подход, который чаще всего коллекционерам не свойственен, ими движут другие мотивы. Коллекционеру часто трудно расстаться с произведением, даже если это выгодно с финансовой точки зрения.

Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом. 1910-е. Собрание И.Г. Сановича

Нико Пиросмани. Погонщик с верблюдом. 1910-е. Собрание И.Г. Сановича

Все шедевры давно в музеях

Это не так. В частных коллекциях встречаются блестящие произведения, которые сделали бы честь любому музейному собранию. Они редко переходят из рук в руки и еще реже демонстрируются широкой публике.

Коллекционирование — это космически дорого

Стоимость зависит от объекта коллекционирования. Популярные ярмарки, такие как Cosmoscow и Blazar, показывают, что порог входа в коллекционирование может составлять и сто тысяч рублей. Верхнего предела, конечно же, не существует.

На карантине в фейсбуке появилась группа «Шар и крест» — «место для взаимовыручки художников и коллекционеров в условиях самоизоляции». Ее участники могли публиковать, покупать и продавать произведения искусства. Арт-сообщество быстро набрало популярность. Зимой во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве состоялась выставка «Шар и крест. Выбор коллекционера». Она объединила работы из десяти собраний разных коллекционеров, таких как Леа Верни, Максим Боксер, Айдан Салахова и Андрей Архипов, каждый из которых принимал участие в оформлении собственной экспозиции. Такие проекты доказывают, что коллекционирование — это не всегда дорого.

Выставка коллекции Владимира Спивакова

Выставка коллекции Владимира Спивакова

Если же говорить о крупных продажах, то для рынка русского искусства довольно высокой считается цена в миллион долларов. Столько могут стоить картины Игоря Грабаря, Ильи Репина, Петра Кончаловского и других. На данный момент рекордом русского рынка является цена в 85,8 миллиона долларов, за эту сумму на аукционе Christie's в 2018 году была куплена «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. В свое время произвела фурор продажа «Портрета Марии Цетлин» Валентина Серова, выставленного на торги Музеем русского искусства в Рамат-Гане (Израиль) за 9 миллионов фунтов. Для рынка западного искусства такие суммы рекордными не являются. Картины французских импрессионистов оцениваются на порядок выше.

Самые дорогие русские художники — Иван Шишкин и Иван Айвазовский.

Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Василий Суриков, Исаак Левитан — художники, знакомые каждому со школьной скамьи, всегда найдут своего покупателя. Однако самые дорогие русские художники сегодня — представители авангарда XX века, они ценятся и на российском, и на западном рынках.

Фото:Архивы пресс-службы

Нашли ошибку? Сообщите нам

реклама
читайте также
TATLER рекомендует