Кейт Бланшетт: «Мужчинам никогда не задают вопрос, как совместить брак с карьерой»

14 мая одной из самых известных актрис современности Кейт Бланшетт исполняется 52 года. Наш колумнист Юлия Чарышева-Лоло поговорила с актрисой о любви к кино и театру, новых проектах, семейных ценностях и феминизме.
Кейт Бланшетт «Мужчинам никогда не задают вопрос как совместить брак с карьерой»

Будущая обладательница трех «Золотых глобусов» и двух «Оскаров» Кейт Бланшетт родилась 14 мая 1969 года в пригороде Мельбурна — местечке с очень литературным названием Айвенго. Ее родители — австралийская учительница Джун Гэмбл и капитан военного-морского флота США Роберт ДеВитт Бланшетт-младший — познакомились, когда корабль отца будущей актрисы вынужден был встать на ремонт в порту Мельбурна. В 1968 году у пары родился сын Боб, год спустя — старшая дочь Кейт, а в 1971 году — ее младшая сестра Женевьева. Сама актриса говорит, что в детстве она была «экстравертом-аутсайдером». Став подростком, Кейт поняла, что ей интересен театр. Она часто носила мужскую одежду, прошла этап увлечения эстетикой готов и панков и в какой-то момент даже побрила голову в рамках творческого высказывания.

Поступив в Университет Мельбурна, Кейт прилежно изучала экономику и изящные искусства, но уже через год бросила учебу и отправилась путешествовать. Вернувшись в Австралию, Кейт стала играть в нескольких маленьких театрах и в итоге переехала в Сидней, где поступила в Национальный институт драматического искусства (NIDA), учебу в котором она завершила к 1992 году.

Первой значимой театральной работой Бланшетт стала пьеса Дэвида Мамета, у которого на тот момент на счету уже была Пулитцеровская премия за пьесу 1984 года «Гленгарри Глен Росс». Его новую работу «Олеанна» ставили на сцене Сиднейского театра (Sydney Theatre Company) в 1992 году, и тогда партнером актрисы стал австралийский актер Джеффри Раш. Что любопытно, позже он же был одним из партнеров актрисы в исторической драме «Елизавета» Шекхара Капура, которая в 1999 году принесла Кейт Бланшетт ее первый «Золотой глобус» и первую номинацию на «Оскар», а вместе с ними и мировую известность. После этого фильмография актрисы пополнилась еще 91 проектом, среди которых «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингеллы, «Авиатор» Мартина Скорсезе, в котором она сыграла оскароносную Кэтрин Хепберн и завоевала свой второй «Оскар», «Загадочная история Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера, «Жасмин» Вуди Аллена, подарившая актрисе еще по одному «Золотому глобусу» и «Оскару», а также роль Галадриэль во «Властелинах колец» и «Хоббитах» Питера Джексона и роль в «Торе» — одном из проектов киновселенной Marvel.

Стоит заметить, что невероятно насыщенная карьера в кино не помешала актрисе продолжить работу в театре. Ее отношениям с Сиднейским театром в следующем году исполнится тридцать лет, часть из которых она провела в качестве художественного руководителя. Этот почетный пост она делит со своим супругом сценаристом Эндрю Эптоном, за которого вышла замуж в 1997 году. А в 2017 году состоялся долгожданный бродвейский дебют творческого тандема, когда на сцене Barrymore Theatre в Нью-Йорке прошла премьера пьесы Эндрю Эптона «Подарок» по мотивам первой неоконченной пьесы Антона Павловича Чехова — с Кейт Бланшетт и Ричардом Роксбургом в главных ролях.

Среди предстоящих проектов Бланшетт — новая комедия Адама МакКея «Не смотри вверх», в которой она сыграет вместе с Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс и Тимоти Шаламе (дата выхода на российские экраны пока неизвестна. – Прим. Tatler), а также новый фильм Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров», который выйдет в России 27 января 2022 года. В этом драматическом триллере Кейт Бланшетт играет в компании с Руни Мара, Брэдли Купером и Уиллемом Дефо. Актриса рассказывает: «Мы годами говорили с Гильермо о том, чтобы поработать вместе, мы даже разрабатывали один сериал. И когда я услышала о том, что он снимает «Аллею ужасов», то без раздумья согласилась участвовать в проекте. Как кинематографист и режиссер Гильермо очень многому меня научил, он очень щедрый и теплый в этом отношении человек. Ему абсолютно чужда идея иерархии на съемочной площадке, и он невероятно уважает каждого отдельного человека, который работает вместе с ним над фильмом, но при этом он очень мужественный режиссер. Это был абсолютно фантастический опыт».

Это долгое вступление было бы неполным без упоминания того, что Кейт не только играет в кино, но и выступила продюсером нескольких картин со своим участием. Одним из самых громких продюсерских проектов актрисы стала драма «Кэрол» Тодда Хейнса, где Кейт Бланшетт сыграла вместе с Руни Мара, которой этот проект в 2015 году подарил "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах за лучшую женскую роль, и обе актрисы были номинированы на «Золотой глобус» и «Оскар».

Кейт Бланшетт и Руни Мара в фильме «Кэрол»

А в 2020 году вышло сразу два продюсерских проекта Кейт Бланшетт с ее участием — сериалы «Миссис Америка» и «Без гражданства», собственно, им и посвящена наша zoom-беседа с актрисой. Говоря о своем решении стать продюсером, актриса вспоминает: «Когда я только начинала свою карьеру, существовало такое понятие, как vanity deals. Предполагалось, что актер должен был заключить контракт с той или иной студией и стать одной из ее звезд. Я решила развиваться в совершенно ином направлении, мне всегда было интересно играть в экспериментальных проектах и у интересных мне режиссеров. Мне повезло работать с фантастическими профессионалами. Когда мы с мужем руководили Сиднейским театром, я получала абсолютное удовольствие, когда нам удавалось открыть и вырастить молодых звезд, поддержать их карьеры и творческие высказывания, а ведь это именно то, чем занимается продюсер. И мы с мужем решили попробовать свои силы в продюсировании проектов для кино и телевидения».

Одним из проектов Кейт Бланшетт в 2020 году стал сериал «Миссис Америка» (Mrs America), который вышел на стриминге Hulu (на русском языке его можно посмотреть в онлайн-кинотеатре КиноПоиск. – Прим. Tatler). В этой мощной исторической драме о феминистском движении Бланшетт сыграла одиозную консервативную активистку Филлис Шлэфли, печально известную тем, что ее антифеминистская кампания свела практически на нет все, чего успели добиться к концу 1970-х сторонники конституционной поправки о равных правах женщин. Актриса рассказывает, чем ее так привлек этот проект: «Когда-то Глория Стайнем сказала удивительную вещь, что ей так и не довелось услышать, как мужчине задают вопрос, как совместить брак с карьерой. И вот мы уже в ХХI веке, а нам по-прежнему задают тот же вопрос, который не задают ни одному из наших коллег-мужчин. Именно по этой причине мне захотелось снять этот сериал, он абсолютно актуален, потому что нынешняя риторика все та же: независимо от того, остается ли женщина дома, пытается совмещать карьеру с семьей или же просто делает выбор в пользу карьеры, отказываясь от семейной жизни, если она потерпит неудачу, это полностью ее ответственность. Мне кажется, в этой системе что-то явно сломалось, и тем не менее она не сильно изменилась с 1971 года, когда начинает развиваться сюжет нашего сериала».

Актриса продолжает: «К тому же «Миссис Америка», в первую очередь, человеческая драма, она рассказывает об определенном историческом этапе, из которого мы так и не извлекли необходимые уроки. Помню, на съемках актеры часто говорили, что они до сих пор слышат что-то подобное дома и им кажется, что действие сериала на самом деле происходит в 2019 году. Любопытно, что в 2001 году в Америке проходил соцопрос, результаты которого показали, что 72% респондентов были уверены в том, что Конституция США предполагает равные права для всех независимо от пола. Мне кажется, мы действительно в это верим, но на самом деле это не так, и мы повторяем те же ошибки в нашем законодательстве, поскольку право черпает вдохновение в Конституции».

Кейт Бланшетт в сериале «Миссис Америка»

— А вы что-то знали о вашей героине до того, как вам в руки попал сценарий «Миссис Америки»?

— Я случайно услышала ее имя в самом конце предвыборной кампании Дональда Трампа. Помню, на экране показали 90-летнюю женщину, которая, судя по овациям, с которыми ее приветствовали, пользовалась большим уважением у республиканцев. А затем я увидела в новостях, что Трамп был на ее похоронах, и мне захотелось узнать, кто же эта Филлис Шлэфли. В то же самое время мы со Стэйси Шер и Дэви Уоллер начали обсуждать этот сценарий. Как и вам, мне было очень любопытно понять, чем именно эта женщина завоевала признание внутри Республиканской партии, ведь ее главное достижение, которое, пожалуй, сложно назвать по-настоящему чем-то достойным, заключается в том, что она буквально поставила крест на ратификации поправки о равных правах женщин. Она выступала за запрет абортов и семейные ценности, и весь этот дискурс продолжается с ее кампании в 70-х и начале 80-х годов ХХ века. Можно сказать, что я почти ничего о ней не знала, и для меня эта роль стала настоящим путешествием, в котором мне хотелось понять, чем же сама идея о равных правах женщин так пугала и Филлис Шлэфли, и ее ближайшее окружение.

Для самой актрисы тема феминизма является очень личной. К несчастью, ее отец Роберт ДеВитт Бланшетт-младший ушел из жизни после инфаркта, когда Кейт было всего 10 лет, и после его смерти мама воспитывала троих детей одна. Актриса говорит: «Когда я училась в старших классах, для нас было важно обозначить, являемся мы феминистками или нет. Моя мама воспитывала нас одна, бабушка жила с нами, это было замечательно, но мама очень много работала. Она никогда не называла себя феминисткой — тогда было принято считать, если ты феминистка, значит, ты определенно против семьи, а семья — это базовый кирпичик любого общества. Моя мама выросла на этом, и несмотря на то, что она была работающей женщиной, самостоятельно воспитывающей своих детей, она никогда не идентифицировала себя как феминистку, хотя я всегда считала себя таковой. Женщины, которые считали, что могут чего-то добиться самостоятельно без поддержки мужчин, тогда были подвержены определенной стигме. Я не понимала этой проблемы, но сейчас, размышляя в ретроспективе, я осознаю, что эта стигматизация движения за равные права женщин возникла из-за того, как оно преподносилось в обществе, из-за своего брендинга. Любопытно, что женщины своими же руками практически на корню задушили это движение, и думаю, это сильно повлияло на будущие поколения».

В прошлом году вышел еще один проект с участием Кейт Бланшетт — сериал «Без гражданства» (Stateless), в котором актриса и продюсер дебютировала еще и в качестве сценариста. Главную роль в нем доверили звезде «Рассказа служанки» Ивонн Страховски. Она играет австралийскую стюардессу, которая сбегает от своей семьи в секту личностного роста, а затем оказывается в центре для мигрантов, где выдает себя за немку. Кейт Бланшетт здесь играет преподавателя музыки и танцев, и это первый фильм в ее карьере, где она танцует и поет. О своем отношении к танцевальному искусству актриса рассказывает: «Если бы я могла начать карьеру заново, я бы хотела стать танцовщицей буто (авангардный стиль современного японского танца. – Прим. Tatler) или работать с Пиной Бауш. Мне кажется, движение и жест — это одна из величайших форм искусства. Что касается пения, мне не так часто это удается в кино, роли профессиональной певицы у меня еще не было. Но у моей героини в этом сериале не так уж и много реплик, и это многое говорит о ней. Мы вдохновлялись проектом «Поющий детектив» с Робин Райт и Робертом Дауни-младшим в плане того, как песня может стать мощным проводником воспоминаний и травмы».

Кейт Бланшетт в сериале «Без гражданства»

Она продолжает: «Любопытно, как понятие убежища, которое является фундаментальным человеческим правом и основополагающим понятием гуманитарной справедливости, со временем получило политический контекст. Лично мне кажется, что это не имеет никакого отношения к политике, я уверена, что обе стороны, находящиеся по разные стороны этого уравнения, должны рассматривать вопрос предоставления убежища как один из аспектов гуманизма. Любопытно, что я практически никогда не работала на телевидении, а в прошлом году я снялась и стала продюсером сразу двух сериалов, один из которых снимался в Америке. Сериал «Без гражданства» я бы назвала плодом любви, мы разрабатывали его долгие шесть лет. А «Миссис Америка» появилась в моей жизни совершенно внезапно, к тому же сняли мы его относительно быстро. Мы и понятия не имели, насколько актуальными окажутся оба проекта к 2020 году. Я, в основном, принимаю инстинктивные решения, и каким-то образом они позволяют мне затронуть глубокие темы, которые оказываются важными и для других людей»

На вопрос о том, какую роль телевидение занимает в ее повседневной жизни, Кейт Бланшетт отвечает со смехом: «Оно невероятно сильно повлияло на мое детство. Что любопытно, я тогда смотрела очень много британских и американских телевизионных проектов и почему-то не обращала внимания на австралийское телевидение. Но позже я наверстала упущенное. Я чаще смотрю сериалы от начала и до конца без остановки, иногда я просто становлюсь одержима какими-то отдельными проектами, я обожаю мини-сериалы. Совсем недавно мы пересмотрели сериал «Клан Сопрано», потому что наш младший сын никогда его не видел. А со старшим сыном мы пересмотрели сериал «Королевство» Ларса фон Триера. Сама я недавно снова посмотрела свой любимый телевизионный проект всех времен — сериал «Декалог» Кшиштофа Кесьлевского. Мне кажется, я двигаюсь в этом смысле в обратном направлении, потому что нового контента так много, что это может довести до виртуального самоубийства».

Несмотря на то, что в 2020 году у актрисы вышло сразу два проекта, прошлый год Кейт, как и вся остальная планета, провела дома с семьей на карантине. По ее словам, она не только пересматривала старые фильмы и сериалы, но и много читала. Она признается, что наконец-то смогла осилить книгу Дэвида Уоллеса-Уэллса «Необитаемая Земля: жизнь после потепления», которую она начала еще до пандемии: «Я стараюсь читать и думать. Сейчас я читаю книгу американского философа Альва Ноэ «Странные инструменты» об искусстве и природе человека. Я стала читать много научной литературы в последнее время». Со смехом она продолжает: «Я все время говорю себе, что сейчас пойду и почитаю или займусь спортом, но в итоге я начинаю делать единорогов вместе с дочерью или отправляюсь готовить. Сегодня я, к примеру, пропылесосила дом и считаю это достижением».

К слову, пандемийный год для Кейт Бланшетт был связан не только с тем, что она провела большую его часть в загородном доме со своей семьей. В сентябре она возглавила жюри Венецианского кинофестиваля, который определенно войдет в историю как единственный киносмотр 2020 года, прошедший в офлайн-формате, несмотря на ограничения, связанные с Covid-19. Актриса с энтузиазмом произносит: «Мне кажется, фестиваль состоялся в очень важное время не только для киноиндустрии, но и для человечества в целом. Альберто Барбера (директор Венецианского кинофестиваля. – Прим. Tatler) смог проявить невероятную изобретательность, чтобы этот фестиваль смог состояться».

— А вы помните первый фильм, который вы посмотрели?

— Бог мой, я не помню точно, когда это было, но это был определенно фильм Жака Тати «Каникулы господина Юло» с ним же в главной роли, который мне показала мама. Вы знаете, я часто вспоминаю наши с родителями поездки в кинотеатры под открытым небом. Я не помню самих фильмов, но я помню, как мы сидели в машине под звездным небом, и я отправлялась в путешествие с актерами и режиссерами. Во время карантина друзья часто присылали мне фотографии, чтобы показать, как они на безопасном расстоянии друг от друга рассаживались на заднем дворе и смотрели фильмы с проектора на гаражной двери, служившей им экраном. Кино — это индивидуальный опыт, когда вы сидите в темноте и ощущаете, что происходящее на экране происходит только для вас. Но в то же самое время кино — это своего рода мероприятие, собирающее в одном месте разных людей. Как, впрочем, и театральное искусство.

Фото: Архивы пресс-служб, GETTY IMAGES/ LIAM LESLIE/ CHLOE LE DREZEN