Кажется, в Голливуде не все так гладко с женскими персонажами, как хотелось бы

Наш корреспондент в мире моды и кино, автор телеграм-канала Superficial Space Cadet Яна Лукина в который раз пересмотрела финал супергеройского эпоса «Мстители» и сделала именно такой вывод. Почему? Читайте.
Кажется в Голливуде не все так гладко с женскими персонажами как хотелось бы

Под занавес апреля в российский прокат вышла лента «Мстители: Финал» — не точка в истории марвеловской киновселенной, но заключительная глава сразу для нескольких героев. А еще, вероятно, самый масштабный образчик супергеройского кино: производственный бюджет 356 миллионов долларов, три часа хронометража. Причем вторые цифры, в отличие от первых, почти не ощущаются: происходящее на экране бойко, бодро, не без юмора, что высоко оценивают критики. Одобрение зрителей подтверждают сборы: свой первый миллиард картина собрала всего за пять дней (это рекорд), до второго добралась за одиннадцать (еще один рекорд) и уже успела потопить — то есть обойти в бокс-офисе — «Титаник». Скорее всего, со дня на день «Финал» отправит в нокаут «Аватара» — первую строчку в списке самых кассовых фильмов — и займет его место.

Но хотя новые «Мстители» и кажутся практически неуязвимыми (картине готовы простить даже несколько сомнительную методологию путешествий во времени), брешь в броне все же обнаруживается. Точнее, фильм обнаруживает ее сам, когда за полчаса до — кхм — финала собирает в одном кадре, достойном компьютерной заставки, почти всех женских персонажей киновселенной: Гамору, Небулу, Алую Ведьму, Хоуп ван Дайк, Мантис, Окойе, Шури, Пеппер Поттс и Валькирию во главе с Капитаном Марвел, готовых навалять Таносу и его армии. Фем-агитка, как показывает даже небольшой ресерч в соцсетях, порадовала только часть зрителей, другая выразительно приподняла бровь. И нет, дело не в том, что это эталонный пример фансервиса, то есть заигрывания с аудиторией (как, скажем, и отрастивший брюшко и бороду Тор).

Не поймите неправильно: girl power — это замечательно. Особенно в массовом кино. Особенно в кино с «юным» рейтингом PG-13 (в России, правда, он превратился в 16+, но это едва ли останавливает массовый исход школьников в кинотеатры — особенно на фоне почти бесконечных майских «каникул»). Только вот от силы 15-секундная, пусть и полная пафоса сцена — какой-то слишком поверхностный взгляд на идею female empowerment. Потому что для girl power эффектной картинки маловато.

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Участницы мимолетного супергеройского ансамбля (кто-то даже углядел в нем намек на A-Force — версию «Мстителей», целиком состоящую из женщин), не считая разве что сестер Гамору и Небулу, едва ли пережили хоть один полноценный диалог друг с другом — не только в «Финале», но и в двух десятках предшествовавших фильмов. Более того, даже сольные реплики героинь в этот раз вызывают вопросы. «Сделаем, кэп», «вот же бардак», «что?» — весь набор текста для персонажа Эванджелин Лилли Хоуп ван Дайк. Реши продюсеры сэкономить на гонораре канадской актрисы, никто бы не заметил разницы (что как-то особенно грустно на фоне того факта, что Оса — первая героиня марвеловской киновселенной, чье имя включили в название фильма). Со схожей легкостью можно было бы выписать еще две трети героинь.

Казалось бы, ничего нового: трудности с женскими персонажами у MCU (Marvel Cinematic Universe, «вселенная «Марвел») были с самого начала. В так называемых первой и второй фазах (в каждую входит по шесть фильмов) только половина картин — и при этом с очень громким скрипом — проходила проверку тестом Бехдель, задающим голливудскому кино, мягко говоря, невысокую планку: чтобы считаться условно прогрессивной в гендерном вопросе, ленте достаточно включить разговор двух женских персонажей, у которых есть имена, не о мужчинах. Разговор при этом может быть хоть минутный, персонажи хоть третьестепенные — все равно засчитается. И все-таки иногда засчитывать попросту нечего.

Ярчайший женский персонаж франшизы (прости, Кэрол Дэнверс!) и, пожалуй, самый преданный делу мститель — Черная Вдова — за почти десять лет своего присутствия в киновселенной так и не удостоилась сольного фильма, несмотря на мольбы фанатов и star power исполнительницы роли Скарлетт Йоханссон. Пока продюсеры кормили поклонников Наташи Романофф намеками и обещаниями (собственно, в прошлом году подтвердилось, что фильм таки будет; другое дело, что студия явно припозднилась), на свет успели появиться трилогии про Железного Человека, Капитана Америку и Тора, а вселенная пополнилась кучей новых героев — преимущественно все тех же белых мужчин. Когда студия все-таки решилась снять свой первый женский сольник, его отдали совсем новой девчонке — Капитану Марвел. Наташа же так и продолжила быть «сайдкиком», то есть скорее помощницей, чем главной героиней. Время от времени сценаристы пытались превратить ее в любовный интерес для кого-то из напарников: шпионка то флиртовала со Стивом Роджерсом, то изливала душу Брюсу Беннеру. В первых «Мстителях» много вопросов вызывала природа отношений Черной Вдовы с Соколиным Глазом. Все это в итоге привело к «слатшеймингу», причем не только со стороны зрителей, но и даже коллег Йоханссон по съемочной площадке. В интервью четырехлетней давности Крис Эванс (Капитан Америка) и Джереми Реннер (Соколиный Глаз) назвали Романофф «шалавой». И даже после того, как вынужденно принесли извинения, продолжили иронизировать. «Если переспала с четырьмя из шести "Мстителей", вне зависимости от того, насколько ты клевая, ты шлюха», — зачем-то попытался отстоять свою точку зрения Реннер в шоу Conan. Все это тем более странно, что в рамках фильмов Наташа ни с кем не спала — в отличие, скажем, от Тони Старка, соблазняющего журналисток и не только, или Звездного Лорда. Но им от решивших заняться морализаторством Эванса и Реннера почему-то не досталось. А еще сценаристы не придумали ничего лучше, чем свести «демонов» Черной Вдовы к невозможности иметь детей (в фильме «Мстители: Эра Альтрона» она фактически называет себя из-за этого «монстром»). Чем, мягко говоря, не поспособствовали свержению гендерных стереотипов. Как не способствовало и нагромождение женских персонажей, существующих, кажется, исключительно для поддержания сюжетной арки своих героических бойфрендов: Пеппер Поттс, Джейн Фостер, Пегги Картер. Последняя, правда, все-таки получила «компенсацию» в виде именного сериала (увы, он продержался всего два сезона), где смогла раскрыться как автономный персонаж, в буквальном смысле сильная и независимая. А помните, кто такие Кристин Палмер и Бетти Росс? Нет? Немудрено. Кажется, Стивен Стрендж и Брюс Беннер тоже забыли.

Наташа Романофф в фильме «Мстители: Финал»

Разумеется, все вышеописанное характерно не только для MCU (если бы!) и просто отражает канонизированный Голливудом подход. Когда пару лет назад лед все-таки тронулся, не заставили себя ждать и изменения в марвеловской парадигме. Появился «Тор: Рагнарек» — первый сольный фильм, где ни один из женских персонажей не связан с главным героем любовной линией. «Человек-муравей и Оса». «Капитан Марвел». Наконец, «Черная Пантера» — самый удачный проект франшизы с точки зрения гендерной и расовой репрезентативности.

«Мстители: Война бесконечности» был в некотором смысле откатом назад: герои мерились маскулинностью, героини, за исключением представительниц Ваканды, опять превратились в «плот-пйинты» — то есть сюжетные точки (в особенности это коснулось бедняги Гаморы). Впрочем, органичный момент все той же girl power все-таки случился, когда Окойе и Черная Вдова пришли на помощь Алой Ведьме в финальной битве.

Та же сцена с увеличенным бюджетом (героинь в три раза больше!) в «Финале» смотрится куда страннее, как отчаянная попытка заскочить в уже набравший скорость хайп-поезд. «Картиночный» маркетинг, впрочем, «Финалу» в принципе присущ. Окойе, Капитан Марвел и Валькирия позиционировались как полноценные герои фильма, на что недвусмысленно намекали промоматериалы. В итоге сверхсильной героине Бри Ларсон, которую показывали едва ли не в каждом трейлере и прокатили по пресс-турам, досталось всего пятнадцать минут экранного времени, Валькирии — восемь, Окойе и того меньше — шесть (к слову, исполнительницу роли Данай Гуриру сперва даже не отметили на постере). Наташа Романофф в кадре чуть дольше получаса — меньше, чем любой другой участник оригинальных «Мстителей»: Воитель, Человек-муравей и даже говорящий голосом Брэдли Купера енот. На тридцать третьей минуте присутствия в ленте Черная Вдова приносит себя в жертву, чтобы спасти человечество. Как в каком-то смысле поступает ближе к финалу и один из ее коллег. Коллеге устраивают пышные похороны, а вот для Романофф — которая, к слову, в отсутствие Ника Фьюри пять лет тянула на себе организацию «Мстители» и следила за безопасностью планеты — никакой официальной церемонии прощания, несмотря на конец ее истории, не предусмотрено. А еще в фильме на минутку-другую появляется Пегги Картер. Благодаря все той же машине времени, которая помогла побороть Таноса, Стив Роджерс решает вернуться в прошлое к своей любимой — и вот уже они танцуют в финале фильма, а зритель узнает, что пара поженилась и прожила вместе долгую и счастливую жизнь. Режиссеры и сценаристы так и не сошлись во мнении, происходила ли эта жизнь в нашей реальности или в альтернативной (братья Руссо стоят на последнем, Кристофер Маркус и Стивен Макфили не согласны), но в любом случае этот заслуженный для Капитана Америки хеппи-энд тенью ложится на шоу «Агент Картер», где Пегги, в общем-то, примирилась со смертью Роджерса, позволила себе жить дальше и, кажется, даже нашла новую любовь. Но кого это волнует, верно, если создатели картины решили красиво закольцевать историю ее почти что бойфренда?..

Капитан Америка и Пегги Картер в фильме «Мстители: Финал»

История самой MCU, впрочем, далека от своего завершения, а «Финал» — не финал даже для третьей фазы. Ставить точку будет второй сольный фильм о похождениях Человека-паука — «Человек-паук: Вдали от дома» (выход в российский прокат запланирован на 4 июля). Посмотрим, какой вклад в вопросы «эмпаурмента» сделает он. В конце концов, в супергеройской вселенной «вторые шансы никогда не заканчиваются.

Фото: Архив пресс-службы