Как зарабатывают миллионы геймеры, киберспортсмены и прочие жильцы виртуального мира

Минздрав по-прежнему предупреждает: Counter-Strike, Dota и GTA могут вызывать зависимость. Все прочие, включая инвесторов уровня Алишера Усманова, уверены: герои «Татлера» нового десятилетия придут из киберспорта и гейминга.
Как зарабатывают миллионы геймеры киберспортсмены и прочие жильцы виртуального мира

В октябре в Бухаресте пройдет международный турнир по игре Dota 2. Под это дело отдают целый стадион, вмещающий пятьдесят четыре тысячи зрителей. Призовой фонд составит $40 млн. Игры, простите за каламбур, кончились.

С тех пор как в 2002 году в программе «Намедни» вышел репортаж о российской команде M19 (в нем один из игроков, еще сам не до конца поверив в успех, говорил в трубку кнопочного мобильника: «Мама, я в Корее, я выиграл двадцать тысяч долларов»), уровень доходов киберспортсменов рос быстрее инфляции. «Зарплата топовых игроков – десять–пятнадцать тысяч долларов, – рассказывает Иван Возняк, соучредитель Ассоциации развития киберспорта и экс-руководитель киберспортивного подразделения Mail.ru Group. – Но есть супертоп, как, например, Саша s1mple из украинской команды NaVi. Он, говорят, получает под семьдесят тысяч в месяц».

При этом основная часть дохода киберспортсменов – это призовые, они исчисляются сотнями тысяч долларов. Роман Ramzes666 Кушнарев из той же команды NaVi, который будет играть в октябре на турнире в Бухаресте, к двадцати двум годам заработал на призовых более миллиона долларов. «Деньги для меня никогда не были мотивацией, – рассказывает спортсмен «Татлеру». – Мне всегда нравилось соревноваться. А призовые – приятный бонус». Как, впрочем, и спонсорские контракты. Кушнарев, например, представляет Head & Shoulders и Nike.

Капитан команды клуба Virtus.pro по игре CS:GO двадцатитрехлетний Джами Jame Али, один из лучших российских игроков в Counter-Strike, за четыре года профессиональной карьеры выиграл более трехсот сорока тысяч призовых. В прошлом году на международном турнире Flashpoint 2 команда Джами забрала приз в $500 тыс. ($100 тыс. из них досталось капитану). «Для меня киберспорт был одним из немногих шансов переехать из Новороссийска», – говорит Джами и, сам того, возможно, не предполагая, обозначает роль киберспорта в две тысячи двадцатые в нашей стране. Это идеальный социальный или как минимум татлеровский лифт. Очень молодые люди очень быстро становятся убедительно богатыми – такое мы видели в последний раз во времена основания банка «Менатеп». Причем, в отличие от творческих комсомольцев, нынешняя киберспортивная молодежь почти не рискует закончить свои юные дни в местах менее поэтичных, чем страницы «Татлера». Минус – в светской хронике обладатели новых, киберспортивных денег мелькают еще реже, чем в сводках происшествий.

Самые большие призовые раздают на турнирах по той самой Dota 2, в которую будут сражаться в Бухаресте. Это одна из двух самых популярных в русскоязычном регионе игр. «Вторая – Counter-Strike. Призовые фонды там меньше, но уровень зарплат выше», – поясняет Ярослав Мешалкин, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding, одной из крупнейших киберспортивных организаций мира. Основал ESforce Holding Антон Черепенников, киберспортсмен, владелец системообразующего для две тысячи десятых киберспортивного клуба Virtus.pro, соратник Алишера Усманова (и герой «Татлера» с 2017 года, когда мы о нем написали). Усманов первым в России взглянул на киберспорт не как на нишевое развлечение, а как на реальный бизнес. В 2015-м его USM Holdings инвестировал в клуб Virtus.pro $100 млн. В результате появился киберспортивный холдинг ESforce. В 2018 -м Mail.ru Group купила ESforce за те же красивые $100 млн.

В 2017 -м свой киберспортивный клуб Gambit Esports появился у МТС. Сделка оценивалась в 220 млн руб. Для понимания: только на турнирах в нынешнем году команда МТС заработала уже более $1 млн. Сейчас в России пять клубов играют на мировом уровне, еще десять–пятнадцать просто успешно выступают.

Там, где деньги, там, конечно, и мода. В 2018 -м шестьсот тысяч пользователей на платформе Twitch наблюдали за тем, как рэпер Дрейк играет в Fortnite. Уже через год для этой благодарной аудитории Louis Vuitton выпустил капсульную коллекцию, вдохновленную League of Legends. Персонажей игры виртуально одел креативный директор Дома Николя Жескьер, кубок на чемпионате мира вручали в фирменном кейсе Louis Vuitton. Марка Gucci в прошлом году стала партнером британского киберспортивного клуба Fnatic – игроки на показе сидели в первом ряду вместе с Джаредом Лето и Сальмой Хайек. В нынешнем году купить одежду и аксессуары Gucci можно было в игре Roblox – причем виртуальная сумка стоила дороже, чем ее реальный прототип ($4115). Ralph Lauren недавно стал глобальным партнером испанского киберспортивного клуба G2 Esports, а TAG Heuer выпустили серию смарт-часов, посвященных игре Super Mario.

Кубок чемпионата League of Legend и кейс Louis Vuitton, 2019.

Киберспортсмен продал нож в Counter-Strike и купил себе на эти деньги BMW.

Закончив выступать, киберспортсмены, как правило, становятся тренерами, аналитиками, комментаторами. Хотя наиболее прибыльное занятие – стриминг. «Топовые стримеры могут зарабатывать миллионы долларов в год, очень многие получают сотни тысяч долларов, – рассказывает Иван Возняк. – Да, значительная часть уходит на продакшен, маркетинг, но это точно большой заработок». Один из самых известных российских стримеров, двадцатичетырехлетний Вячеслав Леонтьев, владелец ютьюб-канала «Бустер» с более чем 2 млн подписчиков и почти столь же крупного Twitch-канала, в феврале одарил победителя онлайн-розыгрыша своей почти новой Audi A5. Стримеры зарабатывают с помощью платных подписок, рекламы и донатов (пожертвований). «Богатые жители арабских стран в знак поддержки донатят игрокам десятки тысяч долларов», – рассказывает Джами Али. Если мировой рынок киберспорта оценивается в $947,1 млн, то игровой рынок – в $140 млрд. Однако и тратят геймеры активно – на внутриигровой инвентарь. Его стоимость может достигать $10 тыс. Само собой, инвентарем игроки спекулируют (известна история: один киберспортсмен продал виртуальный нож в Counter-Strike и купил себе на эти деньги BMW). И конечно, его воруют. Певец Егор Крид недавно жаловался в инстаграме, что у него украли аккаунт с инвентарем в Counter-Strike на 3 млн руб. Аккаунт украли и у Славы Бустера – инвентарь оценивался в 5 млн руб.

Среди героев «Татлера» больше поклонников гейминга, чем киберспорта. Илон Маск играет в Overwatch и Fallout, Кэмерон Диас – в World of Warcraft, Вин Дизель – в Dungeons & Dragons. В Москве фанаты игр собираются в неоновых интерьерах компьютерного клуба Cobra Game House недалеко от кинотеатра «Октябрь». Еще больше светских людей играют в тишине своих домов и квартир. «Когда я играю, то ругаюсь, кричу. Не очень комфортно это делать, когда вокруг люди, – смеется одна из завсегдатаев Cobra до недавнего времени, cоосновательница Belong Agency Ксения Дукалис. – Я люблю Warcraft 3. Играю с детства, и мне нравится, что сейчас я могу заниматься геймингом без осуждения и запретов». Рэпер Flesh – тоже многолетний фанат игр, в Dota 2 у него есть свои поклонники, которые «дарят шмотки», а в FIFA он изредка донатит сам, небольшие суммы.

«Геймеры сегодня – это не те геймеры, которые были в моей юности, – резюмирует телеведущий Артем Королёв, в прошлом фанат Sims, Counter-Strike и GTA. – Сейчас в игры играют не только те, кто ищет в них наслаждение и бежит от реальности, но и те, кто видит карьеру и будущее. Киберспорт интегрируется в повседневную жизнь на всех уровнях. Интересно наблюдать за тем, как будет это развиваться».

Команда победителей ESL One в Катовице: Павел Хвастунов, Алексей Березин, Роман Кушнарев, Владимир Миненко и Владимир Никогосян, 2018.

Фото: GETTYIMAGES.COM; SHUTTERSTOCK/FOTODOM.RU; АРХИВ ESFORSE; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; GETTYIMAGES.COM; LEGION-MEDIA