Как заложить основы будущей династии

Объясняют партнеры LEON Family Office Роман Решетюк и Андрей Иванов, владелица компании EducAd Consulting Юлия Косько и практикующий психолог Наталья Лужанская.
Как заложить основы будущей династии

Владельцы крупнейшей на планете розничной сети (оценивается в $238,2 миллиарда), собственники американской нефтехимической компании (состояние — $124,4 миллиарда), пять поколений предпринимателей из клана «конфетной» промышленности (стоимостью $141,9 миллиарда). Всех этих героев рейтинга богатейших людей планеты объединяет одно: они усвоили главное правило успешного family-бизнеса — мыслить длинными перспективами, например, в 20–25 лет, полагаясь на принцип преемственности и сменяемости поколений.

Каждый татлеровский человек рано или поздно задается вопросом, как грамотно включить ребенка в процесс управления семейным благосостоянием и не просто сохранить имеющееся, а приумножить его. О финансовой грамотности, поиске призвания, модных и прибыльных профессиях будущего и зарубежном образовании мы поговорили с группой профессионалов, которые рассматривают этот вопрос буквально с 360°.

Владелица компании EducAd Consulting Юлия Косько, партнер LEON Family Office Роман Решетюк, практикующий психолог Наталья Лужанская и партнер LEON Family Office Андрей Иванов

— Как помочь ребенку определиться с будущей профессией? Почему в этом нелегком деле так важно участие родителей?

Юлия Косько, владелица компании EducAd Consulting: Важно дать ребенку возможность попробовать себя как можно в больших видах деятельности — спорт, музыка, искусство. Если папа хоккеист, то необязательно, что сын также преуспеет в этом виде спорта. Смотрите на ребенка как на личность со своими желаниями и способностями. Важно видеть их и помогать в раскрытии таланта. Не корите и не заостряйте внимание на ошибках, лучше найдите золотую середину, цените тот опыт, который ребенок получил. Что касается детей постарше, то есть несколько инструментов. Например, в Великобритании в школах есть такая практика, как онлайн-тест, который анализирует, в чем ребенок хорошо мог бы себя проявить. Второй вариант — обратиться к ментору или специалистам по профориентации. В EducAd Consulting менторы работают с детьми на протяжении минимум двух лет перед поступлением в университет. Если есть возможность, определите ребенка на рабочую практику.

— Как помочь таланту ребенка раскрыться?

Наталья Лужанская, бизнес-консультант, практикующий психолог: Через заботу, любовь и последовательное отношение взрослые (ближайшие окружение — среда, в которой растет ребенок) сначала формируют базовое доверие к миру, а потом у ребенка появляется интерес к миру, желание реализовываться и познавать себя через образование. Помните, что родители создают условия, предлагают, а у детей есть (должна быть!) возможность пробовать и выбирать — от чего-то отказываться, что-то делать своим. Такой опыт в детстве ляжет в основу дальнейшей способности человека находить свое призвание, быть реализованным и востребованным.

Владелица компании EducAd Consulting Юлия Косько

— Как говорить с ребенком о будущем, не навязывая свое мнение?

Юлия Косько: Прислушиваться к ребенку, специалистам, школе. Например, в английских школах на последних годах обучения детей распределяют по интересующим их предметам.

— Как сделать правильный выбор между российским и зарубежным образованием?

Юлия Косько: Это личный выбор каждого. Меня иногда просят уговорить чадо поехать учиться в Лондон, но моя задача — объяснить, как работает система, посоветовать школы или университеты, разработать академическую программу и стратегию для поступления и объяснить плюсы и минусы того или иного решения. Зарубежный опыт ценится в странах СНГ, в больших компаниях и личном бизнесе. Сейчас те, кто окончил университет в Великобритании, могут легко получить визу на два года (что в условиях непрекращающейся пандемии — подарок).

Роман Решетюк, партнер LEON Family Office, Wealth Coordination: Я бы еще отталкивался от того, зачем мы это образование получаем. Если в конечном итоге ребенок будет вести бизнес и работать в России (наша экосистема все-таки отличается от европейской), то базовое образование целесообразно получать именно в родной стране. Тогда ребенок будет лучше понимать конъюнктуру российского бизнеса. Если дети не видят себя продолжателями семейного бизнеса, тогда такой жесткой привязки нет и поле для принятия решения шире.

Партнер LEON Family Office Роман Решетюк

— Какие профессии будут в тренде и востребованы через 5–10 лет?

Юлия Косько: Химия, биология, медицина, искусственный интеллект, агрокультура — перспективные сферы. Главный тренд — комбинированный опыт, например, юрист с опытом работы в финансах. Все, что связано с развитием интернета и поведением потребителя. В связи с ковидом стали популярны HR-специалисты, которые координируют команду, находящуюся в разных часовых поясах. Юристы, специализирующееся на искусственном интеллекте, тоже обладают огромным потенциалом. Проще говоря, знакомые нам профессии выходят на другой уровень, как, например, дизайнер виртуальных миров.

— Почему важно с юного возраста прививать своим крошкам финансовую грамотность?

Андрей Иванов, партнер LEON Family Office, Investment Management: Для ребенка финансовая грамотность — это прежде всего умение соотносить свои желания с возможностями. Хочешь новый телефон — надо накопить карманные деньги. Ребенок уже с 10 лет учится распределять финансы, ограничивать расходы и планировать время, которое потребуется, чтобы накопить нужную сумму. Это полезный навык, который учит ставить цели и развивает упорство.

Наталья Лужанская: С точки зрения выстраивания отношений человека с миром у психоаналитиков, в частности, есть такое представление: до шести-семи лет многое уже случилось в первый раз. В отношениях с ближайшим окружением, в фантазиях, в играх ребенка. Дальше идут вариации на тему. Знакомство с таким ресурсом, как деньги, конечно, должно быть постепенным, инициироваться ближайшими взрослыми, например, в возрасте смены «статуса» ребенка, когда начинается школьный период. Отдельно хочется выделить edutainment — гибрид обучения и игровых технологий. Он отлично вовлекает ребенка и дает эффект долгосрочной заинтересованности.

Партнер LEON Family Office Андрей Иванов

— Вовлечение ребенка в семейный бизнес: с чего начать?

Роман Решетюк: Как управлять тем, что тебе досталось от прошлых поколений, — вопрос сложный. Порой ребенок не может найти себя в конкретной профессии, но способен проявить свою деловую хватку и сохранить то, что было накоплено (а возможно, и приумножить). Деловая хватка формируется из целого списка знаний: и экономика, и инвестиции, и политика, и социология. Бизнес-хватку можно приобрести, с ней человек не рождается.

К сожалению, в России практика участия второго поколения в семейном бизнесе только формируется. Это связано с тем, что первичное накопление капитала началось только в конце 1990-х. Более того, многие предприниматели — владельцы бизнеса делают акцент именно на финансовой составляющей семейного капитала. Они забывают про человеческий и эмоциональный элементы семейного богатства, а ведь именно они во многом являются ключевыми и определяющими. Если с ранних лет не начать правильный «поколенческий» диалог с подрастающим поколением, не разъяснять важность бережного отношения к семейным принципам, традициям и ценностям, выстроить комфортную коммуникацию в одночасье будет крайне затруднительно.

Платформой для такого диалога выступают семейные советы. Это своего рода окутанный тайной «закрытый клуб», членство в котором дается по праву рождения. Привлекать ребенка в семейный совет можно и нужно по достижении им возраста 10–12 лет. Это позволит в игровой форме рассказать чаду про исключительную важность нематериальных ценностей, являющихся фундаментом финансового развития, на который уверенно сможет опираться каждое последующее поколение (внуки, правнуки и так далее).

Андрей Иванов: Вовлечение в бизнес будет интересным и более быстрым, если начать с того, к чему у ребенка есть склонность и интерес. Есть смысл поговорить с психологом и консультантом по профориентации. Например, ребенок любит активное общение, у него много ярких идей, но он быстро теряет интерес к длинным проектам. Возможно, ему подойдут маркетинг или продажи. Второй шаг — это найти наставников внутри компании в выбранных направлениях, чтобы они рассказали о тонкостях своей работы, познакомили с командой. Успех выполнения даже небольших первых заданий и поощрение старших товарищей может здорово поднять мотивацию к развитию карьеры в семейном бизнесе. Отличный способ вовлечения — это дать направление в бизнесе, которого еще не было, например, интернет-маркетинг. Ребенок будет чувствовать нужность своей работы и активно искать новые знания. В этом случае наставником может быть специалист из другой компании.

Практикующий психолог Наталья Лужанская

Эти и другие темы обсудили на конференции «Smart семья. Основы вашей будущей династии», организованной LEON Family Office и компанией EducAd Consulting.

Фото: Архив пресс-служб